Сергей Балакин
Продолжение. Предыдущая статья здесь.
Расскажу о двух китайских храмах, в которых мы побывали в ходе нашего второго визита в Сингапур в марте 2017 года. Посещение первого из них состоялось после прогулки по набережным, о которой я рассказывал в предыдущей статье. Вот он - даосский храм, один из двух старейших в Сингапуре:
Он расположен на пересечении улиц Мерчант Роуд и Магазин Роуд на бывшем острове Пулау Сайгон, а ныне просто в районе Сайгон. Да-да, в Сингапуре тоже есть свой Сайгон.
Как называется этот храм, вопрос интересный. Названий у него несколько, причём каждое из них ещё и читается по-разному - ведь произношение одних и тех же иероглифов на севере Китая и на юге не имеет между собой ничего общего. А тут ещё и сингапурская специфика с его китайско-малайским суржиком плюс английская традиция коверкать китайские слова до неузнаваемости… На Гугл-картах по-русски храм обозначен как Чэньшицзунцы, по-английски - Tan Si Chong Su. На стене самого храма написан более полный вариант: Po Chiak Keng Tan Si Chong Su. В Википедии даётся ещё более пространная транслитерация: «Храм также известен как Тан Сенг Хоу и По Чиак Кенг (также пишется как Бао Чи Гун, есть и другие варианты)»… В общем, Восток – дело не только тонкое, но и запутанное.
Наиболее распространённое в литературе название – храм Тань Си Чун. Он построен в 1876-1878 годах на средства нескольких состоятельных людей из клана Тань. Собственно, поначалу он и считался родовым храмом памяти предков, а также служил местом собраний. Ведь в клане Тань были коммерсанты, политики и другие влиятельные люди, проживавшие за пределами Сингапура и Малайзии. Однако у китайцев распространено мнение, что люди с одинаковой фамилией имеют общее происхождение, то есть когда-то они были родственниками. Так храм стал святилищем всех обладателей фамилии Тань. Правда, иероглиф Тань имеет также прочтение Чэнь (отсюда, кстати, и название Чэнь Ши Цзун или Чэньшицзунцы). Короче, ныне храм популярен среди всех приверженцев даосизма и буддизма, а называть его может каждый на свой вкус.
На удивление в храме никого кроме нас не было. Храм невелик, но очень красив. Великолепны его барельефы и особенно колонны с драконами – такие мне ещё не встречались:
В 1974 году храм был объявлен национальным памятником.
Храмовый комплекс традиционно состоит из нескольких залов, разделённых открытыми внутренними двориками. Особым сакральным местом храма считается Зал Предков:
Ещё раз обратите внимание на колонну. Обвивший её дракон держит в зубах золотую жемчужину:
Барельефы – тигр и дракон:
…И золотые рыбки (дракон здесь тоже присутствует – куда ж без него?):
Статуи богов и апельсины – подношения им:
Храм наполняют всевозможные символы удачи и процветания. И традиционная восточная утварь:
В том же 2017 году мы посетили ещё одну культовую достопримечательность Сингапура - так называемый храм-реликварий Зуба Будды:
Пятиэтажный храм Зуба Будды построен в 2008 году. Его высокий статус объясняется тем, что в нём хранится зуб Будды, вывезенный из Северной Индии (по другим данным, из Бирмы). По крайней мере, так считается официально, хотя многие авторитетные специалисты подлинность зуба отрицают.
Это самый большой в Сингапуре буддистский храм:
Вход в святыню охраняют боги-воины, задача которых не пускать зло в святое место:
Главный зал храма и его алтарь (пардон, если это слово здесь неуместно):
Будда в разных ипостасях и буддийские реликвии:
Молельный зал:
Во всяком уважающем себя буддийском храме помимо скульптур богов и демонов должны быть тысячи изображений Будды:
Главная реликвия – собственно зуб Будды – находится в Зале Священного Света на 4-м этаже в огромной золотой ступе. Однако праздным посетителям туда вход закрыт: приближаться к ступе имеют право только буддийские монахи.
Светильники под потолком:
Детали:
Любопытно, что храм – это не только место для совершения религиозных обрядов. Здесь также имеется театр, музей с разнообразными историческими артефактами и выставка современного искусства. В экспозиции присутствует и холодное оружие:
Современные статуэтки в традиционном стиле:
Демоны со светильниками:
В продолжение этой темы у меня есть отдельная публикация «Офонаревшие скульптуры».
Произведения декоративного искусства. Слева – черепаха-дракон:
Скульптуры в стиле нэцке:
Работы современных тайваньских скульпторов:
Что касается расположенной в храме выставки, то для буддизма это случай далеко не уникальный. С древних времён так повелось, что храм зачастую не только культовое сооружение для молитвы, но и школа, и музей, и даже зоопарк. Взгляните, например, на эту фотографию:
Эта коллекция старых автомобилей расположена на территории буддистского храма (!) в Коломбо на Шри-Ланке. Впрочем, о Шри-Ланке, посещение которой входило в программу нашего «индийского» круиза на лайнере «Costa neoClassica», я расскажу как-нибудь в другой раз…
После посещения храма Зуба Будды мы с женой совершили прогулку по Чайнатауну. Кажется, за прошедшие два года здесь ничего не изменилось:
И даже пообедали в китайской уличной забегаловке. Всё как принято на Востоке: вместо хлеба – рис.
Все фотографии сделаны автором в 2017 г.
Продолжение следует.
Предыдущая статья о Сингапуре здесь.
Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» тут.