Нейросети уже плотно вошли в список стандартных, а порой и незаменимых инструментов IT специалистов. В SEO нейросети также незаменимы. В этой публикации я покажу несколько приёмов, которые могут повысить вашу производительность, а также автоматизировать работу с нейросетями без использования кода.
Смотрите видео по ссылке: https://youtu.be/0QDmVTGWnKY . Ниже привожу текстовое описание.
Работа с файлами в Chat GPT
Первый приём – работа с файлами. Нам понадобятся:
● учетная запись Open AI
● VPN – для использования с территории РФ.
В веб-интерфейсе Chat-GPT, начиная с модели Chat-GPT-4 появилась возможность подгружать файлы, данные из которых нейросеть может считывать и дальше уже работать с ними.
Например, можно:
● Вычислять, анализировать и обрабатывать данные;
● Представлять данные в других форматах файлов.
Есть еще множество применений этого функционала. Но я активно использую в повседневных задачах именно эти 2 функции. Давайте расскажу на примерах.
Пример работы с файлами. Обработка данных.
Простой пример из задачи кластеризации. Мы провели кластеризацию ключевых слов любым сервисом. Получили группы и частотность. Теперь нам необходимо что-нибудь с этими данными сделать. Например, преобразовать данные кластеризации ключевых слов в строки, расположив ключевые слова в порядке убывания, а заодно просуммировать частотность ключевых слов в каждой группе.
Вот так выглядит мой исходный файл. Запросы, частотность запросов и номер кластера:
Теперь составим промт – задание-обращение к Chat-GPT:
В файле в столбцах представлены следующие данные:
«№» - порядковый номер ключевого слова
«Запрос» - ключевые слова
“WS” – частотность ключевого слова
«Номер группы» - группа кластеризации ключевого слова.
Твоя задача – преобразовать файл в следующий формат по столбцам:
№ - новый порядковый номер строки, нумерация начинается с 1
Номер группы – номер группы из входящего файла
Запросы – список ключевых слов, соответствующе номеру группы из входящего файла, расположенные через запятую, в порядке убывания частотности “WS”. В каждой строке должны содержаться только запросы группы.
“WS” – сумма частотностей ключевых слов данной группы
Файл отправь для скачивания в формате XLSX
В первой части моего промта я описываю данные файла – столбцы. Затем во второй части я описываю, что нужно сделать с данными и что хочу получить на выходе.
Порядок действий:
1. Заходим в интерфейс Chat GPT: https://chatgpt.com/
2. Выбираем модель от GPT 4 и выше
3. Загружаем файл
4. Запускаем промт
5. Скачиваем файл с результатом.
Ещё один пример работы с преобразованием данных я покажу немного попозже после демонстрации следующего примера – работа с API через Google Документы.
Автоматизация нескольких промтов через Google Sheet
Работа с API в отличие от диалогового окна открывает широкие возможности к массовому применению Chat-GPT. А так как лучший инструмент любого seo-специалиста – это Excel, то подключать API будем к нему, а точнее к его онлайн-аналогу Google Документы.
Нам понадобится сделать следующее:
● Установить Apps Script в Google документы;
● API ключ Open AI;
● Настроить API к Open AI в Apps Script.
Начнем с установки Apps Script
1. Под своей учетной записью Google переходим в магазин Workspace: https://workspace.google.com/marketplace
2. В поисковой строке вводим Apps Script, наживаем установить:
3. Даём все разрешения.
Настройка API Chat GPT
1. Создаем документ на Google Диске. Необходимо именно создавать, а не загружать Word, Excel.
2. В меню «Расширения» выбираем Apps Script:
3. В появившемся окне вводим следующий код:
const SECRET_KEY = "ключ API";
function chatGPT(
prompt,
max_tokens = 2048,
temperature = 0.7,
model = "gpt-4o"
) {
const url = "https://api.openai.com/v1/chat/completions";
const payload = {
model,
max_tokens,
temperature,
messages: [{ role: "user", content: prompt }]
};
const options = {
contentType: "application/json",
headers: { Authorization: "Bearer " + SECRET_KEY },
payload: JSON.stringify(payload)
};
const res = JSON.parse(UrlFetchApp.fetch(url, options).getContentText());
return res.choices[0].message.content.trim();
}
3. Меняем фразу в коде «ключ api» на действительный ключ API. Как получить API ключ вы можете отдельно посмотреть на просторах интернета.
4. Также в переменную модель вставляем необходимую модель версии Chat GPT:
Список моделей есть в документации. Он постоянно обновляется. На момент написания гайда основные модели следующие:
● gpt-4o – основная модель GPTo
● gpt-4 – основная модель GPT4
● gpt-3.5-turbo – последняя модель GPT3.5
5. Нажимаем кнопку «Сохранить»:
6. Готово!
Теперь можно пользоваться обращением к API из Google Sheet функцией
=chatGPT("ваш промт")
Давайте теперь попробуем на примерах использовать функцию chatGPT в связке с другими формулами.
В первом примере мы преобразовали файл с кластеризацией. Добавим эти данные в Google Документы.
Составление ЧПУ-адресации страниц
Давайте теперь к каждому кластеру попросим придумать ЧПУ-адрес.
С помощью формулы «СЦЕПИТЬ» этих данных в каждой строке формируем ПРОМТ:
=СЦЕПИТЬ("Из списка ключевых слов: '";C2;"'";" возьми первое ключевое слово и преобразуй его методом транслитерации в латиницу. При этом пробелы замени на дефис. Далее подставь выражение в конец адреса:'";E2;"/";F2;"/'";" и закрой символом '/' конец адреса. В ответе укажи только получившийся адрес")
В ячейке URL теперь записываем формулу «=chatGPT(G2)» и ждем результата. Если нас всё устраивает, то протягиваем ячейку на остальные строки:
Мы получили ЧПУ-адреса для каждого нашего кластера.
Таким образом, можно использовать любые Промты в Google Sheets и массово выполнять задания Chat GPT с любыми данными.
Заголовки Title, H1 и мета-теги Description
Давайте теперь попросим для каждого нашего кластера на основе семантики и бренда сайта придумать заголовки и мета-описания.
Для этого я добавил еще одно поле «Бренд». И составил вот такие Промты, в которые подтягиваю значению ячеек с ключевыми словами (C2) и названием Бренда (I2):
Title:
=СЦЕПИТЬ("Ты - SEO-специалист с большим опытом. Тебе необходимо составить заголовок Title для страницы по ключевым словам: '";C2;"'. Ключевые слово по важности располагаются слева-направо. Самые важные слова и словосочетания рекомендуется использовать вначале";" В Заголовке необходимо использовать не более 110 символов. Он должен быть привлекательным не только для поисковых систем, но и для пользователей и содержать призыв о покупке.";" Title не должен содержать следующих разделителей: '., !, ?', допускается использовать только следующие знаки ', -,:, |'. В конце заголовка также должен быть использован бренд: '";I2;"'.";" Используй заглавную букву только в начале, при упоминании бренда и в именах собственных. Важно: Title должен быть в человеческой форме. Необходимо избегать повторения одних и тех же ключевых слов. ";"Если необходимо, то замени их синонимами. В ответе просто запиши получившийся заголовок Title.")
H1:
=СЦЕПИТЬ("Ты - SEO-специалист с большим опытом. Тебе необходимо составить заголовок H1 для страницы по ключевым словам: '";C2;"'. Ключевые слово по важности располагаются слева-направо. Самые важные слова и словосочетания рекомендуется использовать вначале. ";" Заголовок H1 должен четко отражать смысл страницы каталога товаров. Заголовок H1 не должен содержать следующих разделителей: '., !, ?'.";" Используй заглавную букву только в начале, при упоминании бренда и в именах собственных. Необходимо избегать повторения одних и тех же ключевых слов и цифр, если необходимо использовать повторения, то замени их синонимами или не используй вообще.";" В ответе просто запиши получившийся заголовок H1.")
Description:
=СЦЕПИТЬ("Ты - SEO-специалист с большим опытом. Тебе необходимо составить мета-тег Description для страницы по ключевым словам: '";C2;"'. Ключевые слова по важности располагаются слева-направо. Самое важное ключевое слово необходимо использовать вначале.";" Старайся использовать не более 2-х предложений и уложить их примерно в 160 символов. Мета-тег Description должен четко отражать смысл страницы";" Используй заглавную букву только в начале, при упоминании бренда и в именах собственных. Необходимо избегать повторения одних и тех же ключевых слов и цифр, если необходимо использовать повторения, то замени их синонимами или не используй вообще.";" В ответе просто запиши получившийся мета-тег Description.")
В следующих ячейках с помощью функции chatGPT() получаем данные. У меня получились примерно такие для кластера с ключевыми словами: «цепи 40 см, цепочки 40 см»
· Title: «Цепи 40 см и цепочки 40 см для вашего стиля: купите у «Завод ювелир» - 68 знаков
· H1: «Цепи и цепочки длиной 40 см»
· Description: «Цепи 40 см из высококачественных материалов для вашего стиля. Найдите идеальные цепочки длиной 40 см в нашем каталоге.» - 18 слов, 118 знаков.
Если всё ок, и вас устраивает результат, то протягиваем промты и функцию chatGPT() на все строки. Через пару минут у вас готовы заголовки и мета-данные для десятков и сотен страниц.
Пишем тексты
Мы уже составили для кластера адреса страниц, заголовки. Теперь давайте попробуем написать тексты.
Тексты с помощью нейросетей я рекомендую писать в два этапа. Сначала формировать структуру текста. А затем по этой структуре с максимальным погружением в бизнес, продукцию, компанию, т.е. максимально забрифованной информацией уже формировать тексты.
Давайте начнем со структуры. Формируем еще одно поле вот с таким промтом, который передает заголовок страницы H1 (ячейка M2) и ключевые слова (Ячейка C2):
=СЦЕПИТЬ("Ты специалист крупного завода ювелирных изделий. Не общайся как ИИ-ассистент. Просто ответь на вопрос без какого-либо разговора. Без описания. Без комментариев. Сделай это списком. Перечисли от 3 до 5 пунктов структуры текста для страницы каталога товаров: ";M2;". Убедись, что каждый пункт связан с предыдущим или последующим и все они образуют цельную, содержательную информацию каталога, помогающую пользователям выбрать товар. В подзаголовках можешь использовать ключевые слова:'";C2;"'. Но избегай спама.")
В соседней ячейке используем функцию chatGPT к этому промту. Для кластера с ключевыми словами: «цепи 40 см, цепочки 40 см» и заголовком «Цепи и цепочки длиной 40 см» мне предложили такую структуру текста:
1. Введение: Обзор цепей и цепочек длиной 40 см
2. Материалы и качество: Золото, серебро, платина
3. Дизайн и стиль: Классические, современные, винтажные
4. Цена и доступность: Диапазон цен, наличие скидок
5. Отзывы и рейтинги покупателей: Реальные мнения и оценки
Вроде бы неплохо. Растягиваю промт и функцию на все строки и получаю для всех кластеров структуру текста.
Далее я создаю в соседнем столбце ячейку с дополнительной информацией. Сюда можно будет добавить как общую информацию о вашем сайте, так и конкретные факты о конкретном кластере. Чем больше данных вы предоставите, тем более естественными и реалистичными будут тексты. Мой бриф содержал следующую информацию:
«Полное наименование компании ООО «Ювелирный салон». Дата основания компании 1924 год. Основное направление деятельности - Производство и продажа ювелирных украшений. Основная целевая аудитория - женщины 25-54 лет. Аудитория покупает ювелирные урашения для себя или в подарок. Ценовая политика продукции выше, чем у конкурентов за счет того, что ассортимент уникальный в ограниченном количестве, потому что мы используем материалы высокого качества. На рынке много подделок и изделий низкого качества. Ценность продукции - Уникальные изделия, возможность создания собственного уникального образа. Награды компании: Junwex 2020, Junwex 2021, отраслевые выставки. Условия доставки: курьерская доставка по Москве, МКАД и до 10 км за МКАД. Срок доставки 1 - 3 дня. Стоимость доставки - 350₽. Есть самовывоз. Можно забрать заказ в одном из 43 салона в Москве.»
Дополнительно я добавлю еще два поля для своего удобства – это месяц, в котором я хочу отправить текст в работу и его объем в словах.
Завершающим промтом для формирования моего текста будет следующий, в который я цепляю данные из ячейки объем слов (T2), заголовок страницы H1 (M2), информацию из брифа (R2), подготовленную структуру текста: (Q2), ключевые слова (C2):
=СЦЕПИТЬ("Ты специалист крупного завода ювелирных изделий. Напиши текст для каталога ювелирных товаров объемом примерно ";T2;" слов. Тема текста: ";M2;". Используй в тексте следующую информацию из брифа: ";R2;". Текст имеет следующую структуру: ";Q2;". Каждый подзаголовок должен быть оформлен тегом <H2>. Не добавляй заголовков или подзаголовков. Убедись, что контент плавно переходит от одной идеи к следующей, и используй переходные фразы, чтобы направлять читателя через статью. ";"Стиль написания: информативный. Рекомендуется использовать в тексте следующие ключевые слова, если они будут лаконично вписываться в текст: '";C2;"'. Можно видоизменять эти ключевые слова, склонять и изменять число. Не обязательно использовать все слова, вставляй их только тогда, когда это естественно вписывается в текст. Текст оформи в HTML коде без использования стилей, начиная с подзаголовка H2.")
Формируем итоговый текст функцией chatGPT. Приводить здесь весь текст не буду, но в целом, получилось неплохо. Для кластера «цепи 40 см, цепочки 40 см»
- из рекомендуемого объема 300 слов получился текст 347 слов;
- заголовки и повествование соответствует ТЗ;
- использованы многочисленные факты из брифа: годы, ценовая политика, условия доставки, перечисление наград и т.п…
По Text.ru я получил вот такие оценки:
По Тургеневу вот такие:
Оценки не очень высокие. Тем не менее, текст уже пригоден, чтобы его корректировать специалистом.
Аналогичным образом, растягивая данные, промты и функцию chatGPT на другие строки мы получаем полуготовые тексты для всех кластеров.
Работа с файлами. Преобразование данных из Excel в Word
Давайте теперь всю нашу работу в Google Документах скачаем в виде удобных файлов. Напомню, что мы по результатам кластеризации написали ЧПУ-адреса для кластеров, придумали заголовки, мета-теги, написали текст. Теперь давайте получим несколько файлов Word для удобной отправки редактору.
Скачиваем наш файл в формат Excel. Заходим в интерфейс Chat GPT, загружаем файл и формируем такой промт:
В файле в столбцах представлены следующие данные:
«Номер группы» – номер группы задания
«Запросы» - список ключевых слов задания
«URL» - страница задания
«Title» - заголовок Title задания
«H1» - заголовок H1 задания
«Description» - описание задания
«Месяц» - месяц задания
«Объем текста (слов)» - количество слов в задании
«Текст» - текст задания.
Тебе необходимо создать под каждый месяц задания файл Word, в котором вставить только эти важные данные для каждого задания с нового листа. Остальные столбцы игнорируй. Текст необходимо разместить уже отформатированным, по абзацам и без грамматических ошибок. Если в тексте из столбца «Текст» ты встретишь точное вхождение какой-либо фразы из списка «Запросы», то подсвети его зеленым цветом. Если в тексте ты встретишь словоформу какой-либо фразы из списка «Запросы», то подсвети его оранжевым цветом. Выполнить эту подсветку очень важно, не забудь.
Все Word файлы предоставить в архиве для скачивания.
Итогом, мы получим архив для скачивания с файлами Word в нужных форматах.
Порядок действий:
1. Заходим в интерфейс Chat GPT: https://chatgpt.com/
2. Выбираем модель от GPT 4 и выше
3. Загружаем файл
4. Запускаем промт
5. Скачиваем архив с результатом:
Мы перенесли все наши данные в файлы Word, которые теперь можно отправлять редакторам.
Заключение
Я подсветил только несколько возможностей использования на примере связки API GPT с Google Документами. При подготовке такого шаблона Google Документов вы в течение пары десятков минут сможете сразу подготовить основную контентную оптимизацию для сотен и тысяч страниц любого сайта! Пару лет назад такая работа занимала десятки часов джунов-оптимизаторов. Конечно, качество такой оптимизации будет напрямую зависеть и от моделей, и от сложностей ваших промтов, и от количества данных, которыми вы варьируете. Но совершенству нет предела!
Если у вас возникнут вопросы, оставляйте в комментариях. А также подписывайтесь на мой ТГ канал "SEO PRO Деньги" на группу в VK и видео-блог Youtube чтобы не пропустить следующие посты.