Алексей Саврасов - один из моих самых любимых художников.
Испытала приятное удивление, увидев в первый раз в Третьяковской галерее картину Алексея Саврасова "Грачи прилетели".
Потом увидела этот шедевр и в Русском музее в Санкт-Петербурге, шедевр, перед которым, замерев, не дышала, чтобы не спугнуть ощущение волшебства. "Грачей", конечно, все знают. Культовая вещь! Сочинения по картине в школе, наверное, все писали. И даже, если забыли, как она выглядит, название в голове отпечаталось навсегда. По-моему, ощущение самого начала весны никому из художников не удавалось написать лучше. "Март" Левитана рядом, но на ней настроение немного другое.
Позже Саврасов будет говорить своим ученикам: «Пиши весну так, чтобы жаворонков не было на картине видно, а песни их слышались».
Картины на первый взгляд похожи, но, не помня досконально одну, другую легко приняла за оригинал: те же берёзы, те же крыши, та же церковь, те же птицы. Только работа с грачами в Русском музее другая. На ней всё более бедно и, по - моему, слегка небрежно. Словно это наскоро сделанный эскиз. Кривоватые берёзы чахлые, строения мрачные, грачи не прилетели, а замерли на ветках, словно не домой вернулись. Нет той глубины, души, что ли. Снег без теней от берёз. Но есть настроение. Оно не щемящее, но и не восторженное, как от картины в Третьяковке. Тревожное, даже беспокойное, словно художник торопился побыстрее запечатлеть когда - то увиденное. В Русском музее висит авторская копия картины "Грачи прилетели". Саврасов за свою жизнь сделал несколько десятков копий этой картины.
Алексей Саврасов — талантище, нарисовал своих первых грачей в 1871 году. У него их купил Третьяков. Чем была недовольна императрица Мария Александровна, поэтому Саврасов быстро нарисовал еще грачей для нее, которые выставлялись на Всемирной выставке в Вене.
Но, увы, судьба этого талантливого пейзажиста была очень трагична: он страааашно пил. И нищенствовал. Друзья, желавшие его хоть как-то спасти, заказывали у него картины, и он рисовал им… грачей.
Они покупали, давали Саврасову денег, тот пропивал их и рисовал грачей еще. Поэтому картин с изображением грачей много.
Не смейтесь, не знаю уже, какая копия по счёту того самого весеннего пейзажа того самого таланта Алексея Саврасова.
Смотрю и воспринимаю все эти кривые березки и обшарпанные сараи, потому что в этом вся русская душа и есть. Но на ещё одной копии картины "Грачи прилетели" мне уже кажется, что грачи не прилетели.
Раньше знала разве что его "Рожь"
да "Распутицу".
Поля ржи у Саврасова — это не счастливые залитые солнцем поля ржи Шишкина. Над этой рожью сгустились тучи. Мне кажется, что вот-вот ударит гроза. На заднем плане вижу очертания церкви. Над ней, в отличие от поля, облака белоснежные. Художник рисует, я бы сказала, холодные пейзажи. На холсте "Распутица" дорога размылась, местами вижу грязь и темные лужи, наступив в которые можно провалиться по колено. Как это творение похоже на судьбу художника...
Вся жизнь живописца была связана с Москвой.
В ней он родился, учился, работал и любил ее всем сердцем. Сначала Алексей и не предполагал стать художником, хотя с детства проявлял интерес к рисованию, что заметил его отец отец Кондратий Соврасов. Его фамилия писалась через "о". Он был купцом, торговал тканями и мечтал о том, чтобы Алексей продолжил его дело. Но мальчик, вопреки желанию отца, поступил в училище живописи и ваяния.
Он сам платил за свое обучение, продавая собственные картины.
Годы учёбы проходили быстро, и вскоре художник представит комиссии училища картину "Вид московского кремля при луне".
и этюды "Московских окрестностей".
За эти работы его отправят доучиваться в Петербургскую академию художеств.
Начинающего живописца заметили в Академии. За свою картину "Вид в окрестностях Ораниенбаума"
художник получает заветное звание академика. Это был блестящий старт, а ведь ему было всего 24 года. Казалось, ему судьба благоволила, его картины стали покупаться для Третьяковской галереи и выставляться за границей. О художнике заговорили, его стали узнавать. Все складывалось очень хорошо. Саврасов сам начал руководить пейзажным классом училища, где когда-то учился сам. Из воспоминаний ученика мастерской Саврасова: «Надо у природы учиться, — говорил Саврасов. — Видеть надо красоту, понять и любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо».
Заметила, что все пейзажи этого периода Саврасова воспевают жизнь, в них природа дышит и поёт. В это время к художнику приходит любовь, он знакомится со своей будущей женой Софьей Герц.
Можно сказать, что Саврасов обрёл все, чтобы быть счастливым: любимую работу, творческие успехи, преданных поклонников, друзей, достаток. Он получает казенную квартиру и повышение, выпускает книгу — пособие по рисованию. В то время у него было много идей и всё это наполняло его душу, а жена была опорой и поддержкой. У пары родились две девочки, одна из которых умерла во младенчестве. Это был первый удар. Потрясенный Саврасов от горя уехал в глушь. Картину "Могила на Волге" он пишет в память об умершей дочери.
Когда всматривалась в детали пейзажей Саврасова, то на довольно мрачном фоне уловила то светлый солнечный лучик, то розовеющие под закатным небом дали, то первую проталину в грязном снегу, словно хрупкую надежду обретения счастья.
К счастью, у Саврасовых будут еще дети, вскоре родится дочь. Алексей старается для любимой семьи: преподает в училище, дает частные уроки, мотаясь с одного конца города на другой. Сил у него много, здоровья — хоть отбавляй.
А что ещё для счастья надо? Дома Алексея ждала заботливая супруга с испечёнными пирогами. В доме, в котором пахнет пирогами, пахнет счастьем. Ведь для того, что бы пирог удался, нужно обязательно положить в тесто кусочек души, легкой, искренней и любящей. Повышаю сегодня уровень счастья в своём доме, готовлю быстрый творожный пирог.
Конечно, проще всего купить готовое слоеное тесто, сунуть в него начинку, запечь и успокоиться. Но это не для меня. Предлагаю все-таки потратить на выпечку немного больше времени, поверьте, оно того стоит. «Я захотел устроить бал, и я гостей к себе позвал, купил муку, купил творог, испек рассыпчатый пирог…» — читаю строки Хармса. Начинаем? Если ответ утвердительный, значит, готовлю настоящий саврасовский пирог.
Так как пирог у меня рассыпчатый, значит, и тесто будет песочное. Что для него необходимо:
- 200 г сливочного масла,
- 1,5 столовые ложки сметаны,
- 100 г. сахара,
- 300 г. муки,
- 1 яйцо,
- 1 ч. ложка разрыхлителя и щепотка соли.
С начинкой все еще проще:
- пачка творога,
- 3 ст. ложки сметаны,
- 3 ст. ложки сахара.
Сливочное масло охлаждаю, нарезаю кубиками и перетираю с сахаром, чтобы получились крошки. Дальше всыпаю муку с разрыхлителем и солью, продолжая перетирать до крошек, а потом добавляю сметану и яйцо. Готовое тесто делю на две неравные части, заворачиваю в пищевую пленку. Меньшую часть кладу в морозилку, большую — просто в холодильник на полчаса. Пока тесто будет охлаждаться, готовлю начинку. Все ингредиенты для нее складываю в блендер и взбиваю до однородности. Пришло время включить духовку и достать тесто из холодильника. То, что в морозилке, пока не трогаю. Форму для выпечки выстилаю пекарской бумагой и руками уминаю туда тесто, аккуратно разравнивая. Толщина во всех местах у меня получается одинаковая, значит, пропечется равномерно. На основу выкладываю начинку. Теперь из морозилки достаю вторую часть теста и натираю ее на терке поверх начинки. Духовка уже нагрелась, отправляю туда пирог на полчаса. Готовность проверяю деревянной шпажкой. Готовый пирог, остудив, подаю на стол. Главное, не поступить, как герой стихотворения Хармса, и не съесть вершину счастья сразу "в одно лицо". Это была вершина счастья и в доме Саврасовых, но впереди их ждал постепенный спуск вниз...
У художника был небольшой оклад, денег постоянно не хватало. Софья Карловна не могла купить себе новое платье или шляпку. Но то были лишь мелкие неприятности, на которые она закрывала глаза, напоминая себе, что ее муж гений. Семейное благополучие пошатнулось после смерти детей.
Саврасов очень сильно переживал смерть детей, поэтому начал пить. Рюмка, некогда разгоняющая кровь, превратилась в стакан, а затем и в большую ёмкость. Ничего кроме проблем водка уже не приносила, но избавиться от нее, почему-то Саврасов не мог. Теперь его можно было встретить не в училище, а у трактиров, грязного, оборванного, пьяного. Но, как ни странно, он зарабатывал себе на жизнь, рисовал своих «Грачей», и они разлетались как горячие пирожки. Он и сам теперь жил как птица небесная, скитаясь по ночлежкам и дешёвым квартирам. В то время он попал в руки ловкого торговца и писал для него пейзажи, получал конечно копейки. Но самое страшное состояло в том, что к нему приближалась слепота. Точно так же, как замирает зимой природа, она живёт, но живёт на минималке, сберегая силы, жил и художник. На его зиму могу смотреть бесконечно.
Саврасовские зимы висят и у нас в Самаре в областном художественном музее.
Увы, несмотря на талант и признание, жизнь Саврасова благополучной не была. Успех не принёс богатства. Судя по всему, супруга Саврасова не была ни музой ему, ни женой декабриста. Кто захочет жить с алкоголиком? Когда дела пошли совсем плохо, ушла. Саврасов запил и в итоге скатился на самое социальное дно. Гиляровский в своих московских зарисовках упоминает про спившегося Саврасова. Но писать «Грачей» он не перестал, только к нему они больше не прилетали. Ну и чтобы не заканчивать столь печально свою статью, закончу
словами самого Саврасова: «Нужна романтика и нежное чувство, мотив. Романтика бессмертна. Настроение, бережное чувство нужно. Природа ведь жива, вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше счастья и наслаждения, чем созерцание природы. Земля ведь рай, и жизнь на ней - тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь.»