Найти в Дзене
Extreme Sound

Pantera: как техасские глэм-рокеры перевернули мир металла

История восхождения Pantera от захолустных клубов Техаса до мировых стадионов, рассказанная King Diamond, Скоттом Иэном, Андреасом Киссером и первым вокалистом Pantera Терри Глейзом.

В 1991 году гитарист Anthrax Скотт Иэн впервые услышал альбом Pantera "Cowboys From Hell", но не сразу понял, что это за музыка. На концерте Living Colour в Лос-Анджелесе, ожидая выхода хедлайнеров, он услышал из динамиков знакомое теперь всем сэмплированное вступление.

Pantera
Pantera

"Оно сразу привлекло мое внимание, потому что звучало так, как будто это петля или диск проскакивает", — вспоминает он. "А потом этот рифф врывается вместе с ударными, и я слушаю эту штуку и думаю: "Что это, черт возьми? Это чертовски тяжело!" Это было потрясающе. Я понятия не имел, кто это. Через пару дней я услышал это по радио KNAC в Лос-Анджелесе, и они объявили это как Pantera из Техаса с "Cowboys From Hell". Я подумал: "Боже мой!""

Скотт Иэн и Pantera были друзьями уже несколько лет, когда техасская группа выпустила свой прорывной альбом. Впервые они все встретились в 1986 году, когда Anthrax были в своем первом хэдлайнерском туре по США и играли концерт в Далласе. Подруга Даймбэга Даррелла Рита Хейни подошла к Скотту и пригласила его и его товарищей по группе сходить на концерт Pantera, который проходил в гораздо меньшем зале по соседству, после того, как закончится их собственный концерт. К концу вечера Anthrax и подающие надежды Pantera вместе зажигали на сцене под "Metal Thrashing Mad", и между ними завязалась нерушимая дружба. Но даже учитывая его симпатию к Pantera, Скотт был очень удивлен, став свидетелем превращения группы в грув-металлических революционеров.

"В музыкальном плане они всегда были великолепны, потому что их мастерство было безумным", — отмечает он. "Когда мы впервые увидели Дайма, было очевидно, что он нечто особенное. Просто на их ранних записях написание песен не соответствовало настрою. Они не звучали как та группа из Техаса, которая, как мы знали, могла обставить всех остальных. Конечно, Даррелл играл великолепно, но записи были не очень, по моему скромному мнению, ха-ха!"

Как известно, первые три альбома Pantera практически не похожи на работы группы, которая впоследствии выпустит "Cowboys From Hell" и "Vulgar Display Of Power". Вдохновленные любовью к Van Halen, Kiss и, в меньшей степени, к южному року и зарождающейся трэш-сцене, альбомы "Metal Magic", "Projects In The Jungle" и "I Am The Night" не демонстрировали ни оригинальности, ни интенсивности, которые сделают группу суперзвездами мирового уровня, но они показали очень молодую группу — Даймбэгу Дарреллу было всего 14 лет, когда они отыграли свой первый барный концерт — которая яростно проводила часы, необходимые для того, чтобы стать убедительными претендентами.

"Мы играли четыре, пять, шесть раз в неделю в Техасе, когда учились в старшей школе", — говорит Терри Глейз, вокалист Pantera на тех первых трех альбомах. "Мы смогли научиться своему ремеслу. В Лос-Анджелесе тебе могут дать сыграть 15-минутный сет, так что все дело в подаче. Но, когда ты растешь в Техасе, все дело в том, чтобы играть четыре, пять или шесть сетов. За вечер можно сыграть 70 песен. Так что ты действительно учишься играть на своем инструменте".

"О да, они были зверями в те времена", — соглашается Скотт. "Особенно в том районе Техаса и Оклахомы, у них там была своя тусовка, и эти ребята постоянно играли в клубах. Эти ребята не останавливались годами до выхода "Cowboys", так что это не было каким-то случайным успехом. Но, думаю, все согласятся, что когда к ним присоединился Филип, они действительно нашли себя и стали той группой, которой хотели быть".

Фил Ансельмо, грубоватый, но харизматичный, заменил Терри в 1986 году. Первый альбом нового состава, "Power Metal", вышел в 1988 году и определенно намекал на грядущее величие, но не отходил от глэм-корней группы. Однако за следующие два года произошло что-то волшебное. Выпущенный летом 1990 года, "Cowboys From Hell" был чем-то гораздо большим, чем просто следующим шагом в эволюции многообещающей новой группы. Pantera мутировали в ультра-брутальную машину, сочетающую точность и дикость трэша с инстинктивным чувством свинга и грува. Что бы это ни было за новое звучание, оно с лихвой сносило людям головы, и почти три десятилетия спустя звук, созданный на "Cowboys...", теперь является важной частью металла. Тогда он изменил правила игры и возвестил о появлении настоящих, новых тяжеловесов.

"После "Cowboys..." можно было просто почувствовать, общаясь с этими парнями, что что-то изменилось", — говорит Скотт. "Нельзя сказать, что они хвастались или зазнавались, но появилась уверенность, которой, безусловно, не было до этой записи. Раньше они всегда были так благодарны, что кто-то удосужился прийти и посмотреть, как играет их группа, но теперь в них определенно появилась хватка. Дело было просто в том: "Послушайте пластинку, которую эти ребята только что записали!"

Если "Cowboys From Hell" был катализатором, то "Vulgar Display Of Power" 1992 года стала абсолютным потрясением. Окрыленные своим восхождением, Pantera еще больше усовершенствовали свое звучание, сводя его к жестокой, мускулистой сути. В далеком 1992 году, когда метал только вступал в свою самую непростую эпоху, Pantera нагло игнорировали гранж и делали отвязный метал, который находил отклик у огромной глобальной аудитории.

King Diamond, давний друг Pantera, переехал в Даллас из родной Дании в 92-м году. Приехав, он первым делом дал легендарный концерт в баре Savvy's в Форт-Уэрте, штат Техас, в канун Нового года, исполнив три песни (два кавера Priest и свой собственный "Omens"... и все это есть на YouTube!) с Даймом, Винни и Рексом в качестве аккомпанирующего состава. С тех пор Кинг посещал все концерты своих новых друзей в Далласе. Став свидетелем эпохи "Vulgar..." с близкого расстояния, Кинг имеет представление о том, что делало группу такой особенной.

"Глядя на них тогда, каждый раз, когда они играли, каждый человек в группе был мощью сам по себе", — утверждает легендарный датчанин. "Они не могли потерпеть неудачу, если играли вместе. Эти четверо парней идеально дополняли друг друга. Такое не часто встретишь. У них была такая уверенность, но при этом они были так спокойны. Я видел, как они держали публику за яйца, насколько брутален был Фил и насколько невероятно искусны были все остальные. Даже когда казалось, что они вышли из-под контроля, у них была эта сосредоточенность".

"Группа была отражением их личностей", — говорит Терри Дейт, продюсер Pantera с "Cowboys..." до "The Great Southern Trendkill" в 1996 году. "Это были исключительные способности и музыкальность в сочетании с тем фактом, что они были невероятно преданы своим поклонникам. Они отдавали своим поклонникам все. Это, а также то, что они были новаторами и вывели этот стиль музыки на другой уровень и в другом направлении, добавив этот грув".

Обычно новоиспеченные успешные рок-группы стремятся уйти в более коммерческое русло. Pantera никогда бы этого не сделали. Вместо этого альбом "Far Beyond Driven" 1994 года стал безумно агрессивным и бескомпромиссным, почти лишенным позитива и полным экстремального металлического хаоса и самых мрачных, самых мерзких текстов. Но популярность Pantera в то время была такова, что этот самый безжалостно интенсивный из металлических альбомов 90-х годов взлетел на первое место в чартах США в марте 1994 года. В эпоху, когда металл, казалось бы, боролся за выживание, техасцы с гордостью пугали до усрачки мейнстрим.

"Metallica все еще собирала аншлаги на аренах, но к середине 90-х нам, Megadeth и Slayer, пришлось несладко", — вспоминает Скотт Иэн. "Только гранж имел значение, а нас всех называли "старыми группами из 80-х"! Ха! Но Pantera несли факел металла на протяжении всех 90-х. Они были на коне после "Vulgar...", а потом вышел "Far Beyond Driven". Тогда не было никакого дерьма с чартами, как сейчас. Они попали в чарты на первое место, продав физических копий больше, чем кто-либо другой в стране. Сделать это с такой экстремальной пластинкой было совершенно неслыханно".

Хотя Pantera больше никогда не поднимались на те коммерческие высоты, которых достигли с "Far Beyond Driven", их статус главной металлической группы 90-х был неоспорим, когда десятилетие подошло к концу. Последний альбом Pantera, "Reinventing The Steel", вышел в 2000 году и сейчас кажется слегка сдержанным финалом от группы, которая знала, что была лучшей в своем деле — не говоря уже об официальных спасителях металла — в течение долгого времени. Но, несмотря на досадный раскол группы и последовавшие за этим трагедии, репутация Pantera, их легендарный статус и нерушимая связь, существовавшая между ними и их поклонниками, с годами только крепли и росли. Как и Sabbath, Priest, Maiden и Metallica до них, Pantera создавали музыку, которая выходила за рамки сцен и жанров, просто будучи настоящей чертовой сделкой.

"Как группа, они приняли все", — говорит Андреас Киссер из Sepultura. "Они могли сделать песню, как Van Halen или Metallica, или они могли сделать песню, как Slipknot или Sepultura. Они могли сделать все, и единственное, что их объединяло, — это они сами. У них была эта особая химия и совершенно уникальный гитарист, подобных которому вы больше никогда не увидите. Мне повезло, что я знал их и сыграл небольшую роль в их жизни. Мы будем продолжать слушать Pantera на полную катушку до конца своих дней".

"Тебе повезет, если тебя будут помнить в следующем году, но музыку Pantera люди будут играть всегда", — заявляет Терри Глейз. "Сочетание того, что они делали, и искусства, которое они создавали, просто бесспорно. Мне просто очень повезло, что я смог побыть там какое-то время".

"Магия Pantera заключается в том, что все это исходило прямо из сердца", — заключает King Diamond. "Они не задумывались над тем, что делают, это шло из глубины души и задевало за живое. Люди могли просто соотнести себя с этим, с брутальностью всего этого, но также и с уровнем мастерства в музыке. Они были брутальными, честными и очень, очень искусными. Создать такую группу, как Pantera, могли только они. У них было все".