Найти тему
DMTR Pedal Shop

Как появился формат гитарной педали?

Оглавление

Ни для кого не секрет, что музыканты создают свой уникальный стиль благодаря тщательно отточенным техникам и креативному подходу к использованию инструментов. Но когда речь идет о гитарном звучании, что делает его таким разнообразным и захватывающим? Одним из ключевых ингредиентов являются, конечно же, гитарные педали – небольшие, но мощные устройства, способные превратить звук гитары во что угодно, от мягкого эффекта реверберации до дерзкого перегруза.
Но как появилась идея создания этих удивительных устройств? Как гитаристы пришли к формату гитарной педали, какой мы знаем её сейчас? Сегодня вы это узнаете в нашем погружении в историю гитарных искажений!

-2

В конце 30-х годов, когда первые электрогитары только набирали популярность, в сознании музыкантов уже витала мысль о том, чтобы расширить звуковые возможности своего инструмента. Изобретатели искали способы наделить гитару специфическими звуковыми сочетаниями. Однако об автономных компактных приборах искажений речи тогда ещё не заходило.
Первые инновации в звуковых искажениях и их проблемы
Рассмотрим классическую форму сборки гитарного оборудования. Элементов, отвечающих за формирование звука на выходе в ней три. Звукосниматели с потенциометрами для регулировки тембра на самом инструменте, блок эффектов (педалборд), комбоусилитель или кабинет с дополнительными регулировками. До появления первых напольных педалей, возможность «накрутить» искажения удавалось реализовать как на усилителях, так и внутри самой гитары. К примеру, Rickenbacker в 1939 году выпустили футуристичную для того времени электрогитару с моторизированным бриджем, имитирующим эффект вибрато, Electro Vibrola Spanish.

-3

Помимо Rickenbacker, в начале 40-х свою разработку представил Лес Пол, музыкант и изобретатель, которому мы обязаны неповторимым корпусом гитары и аутентичным звучанием рок-н-ролла. Во время своих экспериментов со звуком Лестер обнаружил, что магнитофонную запись можно воспроизводить поверх гитарного сигнала с небольшой задержкой, имитируя эффект эхо. Как вы могли догадаться, это был первый в мире эффект delay.

Первое подобие педали свет увидел во второй половине 40-х. Тогда миру был представлен DeArmond Tremolo Control (он же - Trem-Trol). Это пока ещё не аналоговая педаль на транзисторах. Сам эффект педаль имитировала с помощью электродвигателя, вращающего сосуд с электролитической жидкостью, колебания которой замыкали сигнал. Педаль питалась напрямую от розетки, а включалась ручкой тумблера. Формат у неё был не самый компактный, даже чемоданную ручку предусмотрели, но несмотря на это с эффектом в своё время поработали The Ventures, Bo Diddley и даже Pink Floyd.

-4

Однако, все доступные чудеса инженерной мысли в отрасли гитарного тона имели существенный недостаток. Если вы музыкант, жаждущий разнообразить свою партию новыми звуками, сделать это самостоятельно во время игры, не сбиваясь, представлялось крайне сложным. Изобретение Леса Пола могло быть использовано только в студии, а Trem-Trol не имел фут свитча для быстрого переключения. В 50-х усилители оснащались встроенными эффектами вибрато и реверберации, но в итоге всё сводилось к одному: ты либо играешь, либо переключаешь эффект.

-5

Транзисторная революция

На дворе 60-е, эпоха повального использования германиевых транзисторов. Отныне каждый умелец мог спаять себе незамысловатую схему и получить заветный тон для своей гитары. Но почему именно этот период считается поистине революционным в развитии гитарного звука? У производителей появилось понимание того, что нужно массовому покупателю, а с приходом транзисторов в индустрию – возможности воплотить задуманное.

Компании, занимавшиеся разработкой первых педалей, учли, что большинству гитаристов необходимо не только качественное звучание, но и простота использования. Они стремились создать устройства, которые были бы доступны и понятны даже начинающим музыкантам, но при этом предлагали широкий спектр звуковых возможностей для более опытных исполнителей. Кроме того, гитаристы нуждались в аппаратах, которые легко можно брать с собой на выступления или студийные сессии, не загромождая пространство на сцене или в студии. Требовались примочки с компактным корпусом, что позволило бы музыкантам иметь доступ к эффектам, не жертвуя удобством и мобильностью.

-6

И вот в 1962-м году выходит первая серийная педаль дисторшна, которая задала тренд на конструкцию из бокса с фут свитчем на десятилетия вперёд. Это был Maestro Fuzz-Tone, выпущенный компанией Gibson. По началу педаль не сыскала признания. Популярность фузз обрёл благодаря Rolling Stones, а в частности Киту Ричардсу, который использовал новую примочку при записи (I Can't Get No) Satisfaction.

Следом за Fuzz-Tone на рынке появился всеми любимый Arbiter Fuzz Face, активно использованный Джимми Хендриксом. В то же время вышли классические Uni-Vibe и Uni-Fuzz, а также LPB-1 от Electro-Harmonix, позже знакомый нам под названием Big Muff Pi. Свои версии фузза Tone Bender MKI и MKII выпустила компания Sola Sound. Последний использовали при записи в студии Led Zeppelin.

Многие эффекты всё ещё не были лишены ручных тумблеров и крупных габаритов. Однако музыкантов вдохновляла перспектива использования педалей в любых условиях. Теперь каждый мог добавить выразительности и специфики своему тону будучи не привязанным к студии!

-7

Несмотря на то, что первые примочки были довольно примитивны по своему устройству, их звучание настолько полюбилось музыкантам, что производители по-прежнему воплощают старые схемы в новых моделях.

Конкуренция и массовый продукт

70-е можно назвать временем оптимизации технологий и борьбы компаний за потребителя. В это время выходит огромное количество цветных коробочек с уникальными схемами и эффектами. Педаль стала не только практическим инструментом, но и предметом эстетического характера.

-8

Музыкальные мастодонты выкатывают на рынок свои новинки, некоторые из которых гитаристы боготворят даже в эру цифровых преобразователей! Boss DS-1 (1978), Ibanez Tube Screamer (1979), ProCo RAT (1977) и др. – неповторимые аналоговые эффекты, нашедшие своё место в педалбордах множества именитых музыкантов.

-9

Итак, как же появился формат гитарной педали? В первую очередь это было результатом страсти и творческого стремления музыкантов к новым звуковым горизонтам. С каждым шагом при изобретательном подходе они чудесным образом меняли обыкновенный тон гитары. Сейчас педали – не просто технический прибор. Это ключ к бесконечным музыкальным возможностям и звуковым воплощениям!

-10