Советский фильм «Фанат» 1989 года можно назвать одним из эксклюзивных представителей жанра. В СССР банально не было тенденции снимать фильмы-боевики, как минимум, с учётом того, что они явно не могли по уровню конкурентоспособности потягаться с западными «Терминаторами», «Рембо» и прочими классическими образцами жанра.
Но режиссёр Владимир Феоктистов решил пойти на крайне интересный эксперимент – снять наш отечественный фильм, попутно приправив его перестроечной криминальной тематикой с рэкетом, грабежами и прочим. Картина нашла отклик в сердцах зрителей.
«Фанат» далеко не идеальный фильм, недостатки в нём можно перечислять очень долго, но не буду лукавить – он мне нравится. Конечно, как и все фильмы жанра «боевик» прошлой эпохи, он, спустя годы, смотрится достаточно устаревшим, а местами даже нелепым, при этом у него всё ещё сохраняется некая особенная атмосфера, к тому же экшн здесь поставлен очень неплохо.
Казалось бы, на этом прекрасную историю о хорошем советском боевике можно заканчивать, если бы спустя год на свет не родилось продолжение под очень креативным названием «Фанат 2».
Причём от того же режиссёра, Владимира Феоктистова, сменился только штат сценаристов и главный актёр, теперь вместо Серебрякова «Малыша» играл Олег Фомин. Сам «Фанат» из неплохого спортивного боевика картина превратилась в низкопробную пародию на саму себя.
Ощущение, словно про этот фильм знает только закрытая группа людей. Я практически нигде не видел его обсуждения, на том же Кинопоиске у него в десять раз меньше оценок, чем у первой части, неужели сиквел получился настолько провальным? Забегая немного вперёд – он вышел ещё хуже, чем вы можете себе представить.
В общем, я не против замены актёра Алексея Серебрякова на Олега Фомина. Последний смотрится в роли «Малыша» достаточно органично, играет вполне неплохо и, пожалуй, именно Фомин является одной из немногих положительных вещей в данном куске…творчества.
Меня смущает только то, что в начале нам показывают финальные кадры из первой части. То есть, авторы даже не удосужились снять их с Фоминым, дабы не вызывать когнитивный диссонанс у зрителя, ведь, я напомню, это один и тот же персонаж. Но Феоктистов словно смеётся над поклонниками первой части, показывая концовку.
Повторюсь, Олег Фомин не является главной проблемой фильма, главная проблема – он стал ещё более нелепым и абсурдным. По уровню происходящего он теперь напоминает те самые болливудские подделки с крайне уморительными спецэффектами, феноменальными сверхспособностями у главного героя и общим ощущением вездесущего хаоса.
Такие фильмы никогда не воспринимаешь серьёзно, максимум, посмотреть в качестве комедии, но «Фанат 2» не болливудский мокбастер, а продолжение известного и широко любимого советского фильма. Просто для примера, вспомним одну из важнейших сцен первого акта, по сути, задающей тон ко всему повествованию.
Логика, проработанный сюжет, интересные персонажи, хорошо поставленные драки в конце-то концов – всего этого вы здесь не найдёте. Малыш, оказавшись на прицеле у опасных бандитов, решает покинуть город. Казалось бы, лучшим решением будет переконтоваться в какой-нибудь глухой деревушке, а там заодно можно было развернуть интересный сюжет про то, как наш главный герой адаптируется к новым суровым условиям.
Как в «Рэмбо» были тропические джунгли, так здесь могли быть густые и опасные сибирские леса. Только вот, Малыш, по воле сценаристов, отправляется в – один из крупнейших городов Советского Союза, расположенный на черноморском побережье, где найти его можно будет легчайшим образом. Фильм сыпется, толком не начавшись.
А теперь переходим к самому главному. Я простил замену Серебрякова, мог бы простить нелепый сюжет, мог бы простить введение никому ненужной любовной линии между Малышом и Сашей, мог бы простить всё, но полное отсутствие карате? Карате! Фильм называется «Фанат» в контексте «фанат карате», о чём вы вообще? В каком месте «Фанат 2» вообще является представителем жанра «боевик»?
Его с данным жанром роднит только абсурдность происходящего и попытки актёров изобразить на лицах хоть какие-то эмоции. Я старался не сильно ругать Фомина, но, откровенно говоря, он вообще не идёт ни в какое сравнение со Серебряковым, вот честно.
В общем, я совершенно не понимаю, для кого это было снято, кто об этом просил, и я совершенно не понимаю, зачем я это посмотрел в принципе. Видимо, чтобы вам рассказать и вы обходили сие произведение за версту, не обманываясь громким названием. Поверьте, ничего общего с реальным «Фанатом» у этого фильма нет.
Автор: Алексей Королёв