Девятилетний Артем упросил маму, чтобы отпустила его с другом и его бабушкой, Зоей Сергеевной, на дачу. С ночевкой. Утром, едва проснувшись, стал звонить маме с докладом:
- У меня все хорошо. Выспался. А как у тебя дела?
Слушая ответ, согласно кивал головой. Потом спросил:
- А где папа? – и через секунду добавил: – Передай ему, что я его люблю.
Зоя Сергеевна, которая готовила завтрак, едва не поперхнулась от неожиданности. Это было признание для мужчины, за которого мама Артема вышла замуж несколько лет назад. Немолодую женщину это тем более удивило, что у ее внука тоже отчим, но у мальчика и в мыслях нет назвать того отцом, а уж признаваться ему в любви и подавно.
Может, оттого, что в его жизни присутствует родной отец, хотя миссия сводится к тому, чтобы раз в два месяца взять ребенка к себе, или на каникулах отправить к матери. Та занимается фермерством, времени свободного нет, но взрослый сын с этим не считается. Алименты на ребенка не платит, работает через пень-колоду, а когда нужно собрать в школу, подставляет плечо мать.
Анна, мама Артема, в этом отношении оказалась более решительной, хотя с отцом мальчика даже не была в браке. Александр мужчиной был видным, но работать не хотел, перебивался случайными заработками. Единственная его заслуга – когда родился сын, согласился помогать, фактически растить малыша, тем более, что Анне пришлось рано выйти на работу, – у нее несколько торговых точек. Так, по обоюдному согласию, Артем оказался на попечении отца.
Все шло более или менее нормально, пока Артем не подрос. Свободного времени у отца стало больше, и прежние дурные наклонности дали о себе знать. Стал попивать, переходя от пива к более крепким напиткам, а когда Анна, обнаружив это, перестала давать деньги, начал подворовывать у семьи. Не гнушался даже вещами ребенка – однажды, когда сожительница с сыном уехали в Турцию, продал его велосипед.
Кстати, в ту поездку Анна рассчитывала ехать всей семьей – взяла три путевки, на Александра тоже. Однако во время досмотра выяснилось, что он... невыездной. Так узнала, что гражданский муж уже несколько лет не платит алименты на первого ребенка от законного брака.
У нее как будто пелена спала с глаз – хорошо пристроился! По приезду рассталась с Александром, не раздумывая, хотя он еще трепыхался и пытался отвоевать квартиру, к которой не имел ни малейшего отношения (купили Анне родители). Жизни не давал довольно долго, и этим так ее разозлил, что сначала подала на алименты (в свидетельстве о рождении сына записан как отец), а когда их не платил, добилась, чтобы его осудили как злостного неплательщика, – пришлось отбывать срок на вольном поселении.
- Я поменяю ребенку фамилию и отчество, а еще лишу его родительских прав, – сказала после приятельнице, с которой гуляли во дворе с детьми, – а то в старости будет требовать, чтобы сын его содержал, – с него станется.
И лишила! Александр и до этого не горел желанием встречаться с сыном, а здесь вообще исчез с горизонта. Не объявляются и бабушка с дедушкой – обижены. Зато как раз в это время, когда пришлось обивать пороги отдела внутренних дел, познакомилась с Сергеем. Он работал в милиции и, услышав о ее мытарствах, помог ускорить процесс.
Затем напросился в гости. Раз-другой, и они поняли, что близки друг другу. Сергей был в разводе – не смог простить измену. У него росла дочь, которая, став подростком, отдалилась от отца.
- Считает меня виновником развода, – с горечью признался Сергей Анне.
- Почему ты не скажешь ей правду? – спросила она. – Девочка уже не маленькая, должна знать, почему родители расстались.
- Мне кажется, рано, боюсь, для нее это будет травмой.
Анна только пожала плечами. А вскоре во дворе стали замечать рядом с Артемом незнакомого молодого мужчину – все прекрасно знали и детей, и взрослых. Он играл с ним в мяч, собирал ватагу ребятишек и придумывал игры для всех, бегал наперегонки на школьном стадионе.
- Кто это? – интерес у взрослых зашкаливал, но напрямую спросить у Артема было неудобно.
- Мы с Сергеем едем в бассейн, – однажды сообщил мальчик, когда собирался сесть в машину.
- А Сергей – это кто? Твой дядя? – осторожно полюбопытствовал кто-то, поскольку появился повод.
- Сергей – это я, – представился молодой мужчина, услышав вопрос.
Наблюдать, как развивались их отношения, было любопытно. Периода притирки миновать не удалось. Мамы и бабушки явно видели, что Артем поначалу вредничал, и ожидали реакции мужчины. А тот оставался невозмутимым, ведя себя ровно и не показывая, что его задевает непослушание или еще что-то.
Сын уже пошел в первый класс, когда Сергей и Анна поженились (сейчас перешел в четвертый). Может, мама (непререкаемый авторитет в семье) провела с мальчиком беседу, а, может, мужчина сам растопил лед в маленьком сердечке, но вскоре после росписи в ЗАГСе Артем стал называть его папой.
- Редкий мальчишка так примет отчима, – переговаривались женщины во дворе, наблюдавшие за детьми и внуками, – да и Сергей молодец, с ребенком больше матери занимается.
- Как раз мама молодец, – обязательно вставлял кто-нибудь из молодых, – сразу взяла быка за рога, и мужа заставила играть по своим правилам.
- Это их дело, – примирительно говорили старшие. - Зато посмотрите, какая дисциплина у них железная, – Артему никогда не надо повторять что-либо два раза. Позвали отец или мать, тут же все бросает и уходит домой. А то и сам за временем следит.
- Ой, что скажу, – как-то поделилась одна из мамочек, которая дружит с Анной. – На телефоне у Артема был родительский контроль, который отменили спустя полгода, и он сам стал контролировать время в сети! Представляете, сам! Тут воюешь, вплоть до того, что телефон силой отнимаешь, а здесь такой организованный ребенок. Спросила у Ани, она говорит, это заслуга мужа.
- Да, девочки, – произнесла одна из бабушек, – их случай только подтверждает, что, если мужчина любит женщину, то и ее ребенка примет как родного.
- Это точно!
Вскоре Анна забеременела. Муж и Артем ребенка ждали с нетерпением. Надо было видеть, как оберегали маму и наперебой старались порадовать. Родилась девочка, и Аня призналась подруге, что рада:
- Боялась, что Сергей, когда появится свой сын, изменит отношение к Артему, – и добавила с улыбкой: – А девочка нам не конкурент.
Пока жена была в декретном отпуске, Сергей переквалифицировался в дальнобойщики. Работал и продолжает работать в Европе. Его приезда семья ждет с нетерпением. Артем даже дни считает. И не только потому, что мужчина привозит ему оригинальные игрушки и вещи, – вместе потом ездят в веревочный городок или батутный центр, возятся в гараже и ездят к его родителям на дачу. Они, кстати, тоже приняли Артема как внука.
Анне долгие отлучки мужа не нравятся, но выхода пока нет – решили построить детям хотя бы по однушке, так сказать, обезопасить будущее. Она работает – дочери не было еще года, когда пришлось нанимать няню. Бизнес есть бизнес, надолго без личного контроля не оставишь. Сергей, приехав, помогает не только с детьми, но и на рынке – для умелых мужских рук дело всегда находится. Иногда привлекает Артема, стараясь передать свои умения. Не сюсюкает с ним, относится как к взрослому, называет коротко и емко – сын.
Как в калейдоскопе, промелькнули эти картинки из чужой жизни перед мысленным взором Зои Сергеевны. Вечером, дождавшись мужа, который с работы приехал на дачу, вкратце пересказала ему разговор Артема с мамой, нечаянным свидетелем которого стала.
- Вот ты скажи, говорил ли когда отцу, что его любишь, или от сына слышал эти слова? – спросила у мужа и сама ответила. - Нет, хотя у вас прекрасные отношения. А здесь пасынок признается в любви отчиму! Мне, выросшей с отчимом, это в голову бы не пришло. Если честно, приятно удивлена и даже завидую Артему. А его маму хвалю. Мудрая женщина.
С днём семьи, уважаемые читатели. Любви, верности и мудрости всем!
Спасибо, что были со мной и моими героями. Благодарю за реакцию на статью и подписку – для развития канала это важно.