Обнаружила, что есть проблема понимания депривации, еë сути и роли в жизни собаки. Например, последствия депривации могут расцениваться, как вседозволенность. А психика воспринимается, как некая постоянная единица, константа, определённая генетической лотереей. И связь между состоянием нервной системы и депривацией всë ещë останется неочевидной, поэтому люди не видят смысла в долгой работе над компенсацией депривационного развития и содержания.
Хозяйке из этой истории
... я рассказала, к чему, с высокой степенью вероятности, приведёт сохранение прежнего образа жизни собаки, через несколько лет.
Доводилось ли вам видеть возрастных собак, неуклонно погружающихся в состояние деменции? Консультации владельцев дементных собак - самые морально-тяжелые, в моей практике. Первая такая была около года назад. Старенькая собачка теряла зрение, слух, обоняние, но самым страшным была еë утрата когнитивных способностей. В итоге, развилось состояние непроходящей паники, выраженной в практически круглосуточном хождении по кругу. Всë, что я могла сделать - дать поддержку хозяйке и настоятельно рекомендовать обращение в ветклинику за сильнодействующими противотревожными препаратами, поскольку даже мысль об эвтаназии клиентка считала недопустимой, что озвучила предельно чётко в самом начале. Деменция - необратимый процесс. А роль депривации, в еë развитии, крайне недооценена обществом любителей собак.
Депривация лишает и человека, и собаку возможности создать запас прочности для нервной системы, что неизбежно ведёт к проблемам.
Вы можете жизнь положить на воспитание собаки, в традиционном понимании. Но, если отсутствует навык и опыт решения спонтанно-возникающих задач, происхождение которых неконтролируемо хозяином, если животное находится в однообразной системе вашего дома (цепное содержание без прогулок относим сюда же) - неизбежно происходит то, что психиатры , психотерапевты и психологи называют всякими сложными терминами, а Нассим Талеб обозначил простым словом "хрупкость". Для приобретения "антихрупкости", способности справляться с жизнью, в еë ежедневном течении, да ещë и усиливаться в отношение серьёзных неприятностей - нужна систематическая тренировка нервной системы и умственной деятельности.
Депривация - это не просто ограничение мира собаки, это лишение еë возможности развиваться, использовать психический потенциал, становиться лучше.
И для работы с последствиями депривации - нет быстрых решений. Как покалечит офисного хлюпика штанга в 150 кг, так и депривированную собаку травмирует резкое изменение среды, с обеднëнной на очень насыщенную. У неë просто не будет психического и интеллектуального ресурса для "переваривания" огромного объема информации, свалившегося внезапно.
Отсюда все "танцы с бубном" адекватных зоопсихологов вокруг питомцев, выращенных и содержащихся в "золотых клетках", все длинные пути к нормализации психики, а через это - и поведения.
Собака - не настраиваемый механизм, это биологическое существо из группы высших животных, наделённое способностью модифицировать своë поведение на основе опыта. Нет опыта - нет способности к модификации. Депривация лишает собаку необходимого опыта, а значит и адаптивности, жизнеспособности.