Найти тему
Киберпоп ТВ

Особенности воспитания детей

  • «В одном из Ваших ответов Вы сказали, что детей приходится переучивать по причине того, что им не дали должного духовного воспитания в детском саду. Моему сыну три года. Мы, и в особенности жена, уделяем много времени его воспитанию. Мы учим с ним цифры, буквы, рисуем, танцуем и так далее. Стараемся водить его на Таинство Причастия. Стал волноваться, всё ли мы делаем для того, чтобы сын вырос с высокими моральными, нравственными качествами, высокой духовностью? Прочитал на сайте "Православие. ру" статью, в которой говорилось, что сад и школа не заменят общения с родителями. Его, как я понял, должно быть много. Но как количество времени перевести в качество? Что не забыть, и где сделать акценты в воспитании?»

Спасибо за очень вдумчивый вопрос. Уверен абсолютно, что Вы уделяете своему сыну максимальное внимание, потому что эти занятия развивают ребенка, формируют его, начиная с мелкой моторики рук, которая потом сказывается на всём. Человек ― это цельное существо, тут всё взаимосвязано и всё друг на друга влияет. Поэтому то, что Вы делаете, это всё замечательно, но это далеко не всё.

Ребенок ― это не собачка, которую надо выдрессировать правильно, чтобы она в нужный момент гавкнула, в нужный момент села, побежала и принесла тапочки. Это прежде всего личность со своим характером. Он должен постепенно научиться воспринимать себя как личность. У него идет этот процесс, даже когда Вы этого не видите.

Во-первых, очень важно для ребенка видеть пример. Есть в этом отношении замечательная английская пословица: не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас; воспитывайте себя. В этой пословице очень много правильного. Ребенок должен видеть, как общаются между собой папа и мама, как они любят друг друга, ценят, уважают, как относятся друг к другу, как они благодарят друг друга за какие-то мелочи. Он должен это просто видеть и чувствовать. Он живет в этой атмосфере.

Может быть, Вам кажется: ну, три года ребеночек, что он там понимает! Всё понимает, всё впитывает, вообще всё. Даже если Вы не согласны друг с другом и что-то выясняете при ребенке, это тоже должно быть примером того, как нужно разрешать споры. Это очень важно, потому что ребенок скопирует всё с родителей. Много людей даже не представляют себе, насколько это важно.

Приходишь в школу и разговариваешь с пятиклассниками, а потом приходишь на собрание, где сидят родители этих детей. Они один в один, только здесь маленькие, а там большие. Похожи, как две капли воды, прозрачно всё настолько, что даже удивляешься. Поэтому Вы должны быть примером и образцом для ребенка.

Второе. Ребенок ― личность. Поэтому Вы при малейшем поводе должны легко и просто сказать: «Извини, пожалуйста». Допустим, Вы что-то выронили, оно громко упало, и ребенок, может быть, напугался. «Извини, пожалуйста, ты не испугался? Всё хорошо?» Вы с ним общаетесь, как с личностью. Вы попросили прощения, поинтересовались, не напугался ли он. Он чувствует заботу, внимание и уважение.

Ну, конечно, Вы его воспитываете, где-то поругаете, поправите. Он всё это принимает нормально, но при этом он видит и уважение с Вашей стороны. Нужно говорить с ребенком о чувствах и общаться с ним на равных. «Пожалуйста», «спасибо» говорить ребенку. Не просто «подай вот это», а «пожалуйста» ― волшебные слова. И учить ребенка говорить «спасибо» по всем поводам. Поблагодарить маму за то, что она вас накормила, сварила такой вкусный суп. «Давай маме скажем "спасибо", видишь, как она старается ради нас?! Спасибо, мама». Сам поблагодарил и ребеночек поблагодарил. И за всё, за каждую мелочь учитесь благодарить сами и ребенка учите благодарить.

Ни о какой духовности речи идти не может, если Вы вырастите человека, который будет считать, что ему все обязаны. То есть мама готовит суп, а куда она денется? Она должна, она же меня родила. Я же ее не просил, чтобы она меня родила? Это ее обязанность ― обо мне заботиться, поэтому она сварила суп. И она сделала то, что должно, и за это «спасибо» не говорят. А вот если бы она плохо сделала или не сделала, тогда были бы к ней претензии. О какой духовности может идти речь, если он вырос с такой установкой? Относясь так к матери, он потом и к Богу будет так же относиться, и ко всем людям. Все будут ему обязаны. Все должны его любить, в попу целовать. «А чего это они меня не уважают?» И Господь Бог тоже ему обязан, должен о нем заботиться, а если что-то не то: «А куда Бог смотрит? Как Он допускает? А почему у моего соседа, большого негодяя, всё нормально, а я такой замечательный, а у меня плохо?» О какой духовности можно говорить? Вообще ни о какой!

Поэтому религиозное воспитание, духовное, хорошее воспитание начинается с того, что Вы учите ребенка говорить «спасибо» за вкусно приготовленный обед, за суп, за пирожок, за то, что за ним прибрали. За вот такие мелочи. Сначала ребенок учится благодарить маму, а мама учит, что нужно благодарить папу: «Папа такой заботливый, он нам то-то сделал. Он так нас любит!» А потом он учится благодарить окружающих. Он видит поводы для благодарности. Потом будет и Бога благодарить. Тогда действительно можно речь вести о духовности. Так что простая благодарность ― это очень важно.

У нас в литургии самая важная часть ― благодарение. «Благодарим Господа», ― начинается такими словами, и идет благодарность Богу. Без этого ни христианства не будет, ни веры, ни духовности. Благодарность ― это важно.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.