Он, конечно, был лентяй. Ну, на взгляд российского туриста, точно знающего, что в автобусном туре у гида рабочий график 24/7, времени отдыха не существует, а молчать он может только когда жуёт или когда все до единого туристы спят по комнатам в отеле, предварительно разрешив поспать и ему.
С точки зрения же собратьев по арабскому миру, он буквально надрывался на работе, грубейшим образом нарушая незыблемый общеарабский жизненный принцип: зачем что-то делать, если можно не делать? Потому что он делал.
Он давал более чем достаточное количество информации, хотя при этом красиво умел остановить особо любознательного на его сто двадцать восьмом вопросе. Необидно, но доходчиво)) Мол, тур у нас коллективный, а вот если б был индивидуальный, то всё внимание – вам одному. А что, разве был не прав?
Не знаю, как сейчас, а больше десяти лет назад в Марокко была дико неудобная система регистрации в отелях, не делающая даже микроскидок для хозяев отбитых автобусами поп. Не материальные имею в виду. Там в каждой регистратуре надо было заполнять "листки прибытия" и "листки убытия", причем формы были на арабском/французском языках, и знание русского школьного английского никого не спасало. Каждый день гид как нянька заполнял нам (15 человек, большинству помощь была нужна) эти листки, решал проблемы нехватки полотенец или "сферического душа".
Да, в Марокко есть всё и даже такое, так что Греция завистливо стоит в сторонке)))
Он улаживал вопросы на завтраках, подробно рассказывал про меню на обедах и ужинах, потом помогал делать заказ и расплачиваться незнакомой валютой.
В группе была всего одна пара опытных путешественников, и еще у двух-трех, включая меня, такой тур был не первым. Но ни у кого еще не было тура арабского.
Он не нудел про сувениры, а его "подсказки" в магазинах выглядели именно подсказками. Он реально переживал за нашу безопасность и не спал до трех ночи, пока "непослушная" молодая пара не вернулась в наш загородный отель из самостоятельной вечерне-ночной поездки в Мекнес. Гонял от нас попрошаек, помогаек и дорожных "коммивояжёров", с которыми сами мы справиться не могли. Он спасал одного из наших, устроив ему побег из Карфура, где бедолага имел неосторожность ошибиться и попасть в женский туалет вместо мужского. Арабский! мусульманский! женский! Представили?))
Еще клубнички хотите? На фото руины римского Волюбилиса и розыгрыш гидом одного из наших. Не могу выложить всю серию фото, зарубят за 18+, но по этим двум должны догадаться, как оно было. Сидя на каменном указателе (поняли, куда?), турист не знал, что под курткой))
В общем, учитывая, что гид был араб-марокканец, нам с ним дико повезло.
Но так считали не все...
Она была пятнадцатой, нечетной. С ней не было попутчика ни женска пола, ни мужеска. Она была совсем молода, лет 25. Приятная внешне, тоненько-худенькая, майка и шорты цвета хаки, рюкзак, ноль покупок сувениров и выражение лица "ну-ну, удивите меня", быстро ломавшее возникавшую к ней симпатию.
У нее бесконечно возникали проблемы. Кроме неё, перманентно страдали ещё две дамы, но у тех на протяжении шести дорожных суток проблема была только одна, я рассказывала: из абсолютно каждого туалета они выходили с убитым и растерянным видом и фразой "ну почему опять нет туалетной бумаги?!" К тем через пару дней все привыкли)) К этой девушке привыкнуть не получалось, она, казалось, прошла интенсивный курс по теме "Как быть занозой в ..." Пусть для Дзена будет звучать "в пятке".
Она не ныла и не ворчала, она предъявляла претензии. Спектр претензий был широк и не иссякал день ото дня. Все они были к гиду и водителю автобуса.
Для понимания "качества" водителя небольшое отступление:
Его звали Омар. Водитель как водитель. В униформе, при галстуке, маленький, тощенький, почти без зубов, но улыбался много и радостно)) Ехал нормально, не лихачил по-арабски. Что, правда, не помешало ему в Марракеше въехать в задний бампер какому-то доисторическому седану. Но и этот эпизод оказался для нас просто познавательным: после ощутимого "тюк!" оба водителя вышли, посмотрели на свои машины, покурили, пожали друг другу руки и разъехались. Инцидент был исчерпан))
Буквально в первый же день в дороге случился небольшой дождь, и в пустынном Марокко стекла автобуса стали совершенно непригодными к фотографированию через них. Это ж какого размера беда, вы понимаете! Уже на предпоследней остановке я через гида попросила у него "сделать чистую дырочку" в стекле, ну просто тряпкой)) В итоге он тут же полностью перемыл все окна. А когда в конце дня я дала ему какую-то совсем небольшую сумму "спасибо"... В общем, он их мыл потом каждый день утром, вечером и чуть-чуть в пути, а со мной обращался как с королевой)))
Вот скажите, как таким дядькой можно быть всё время недовольной? Что он в принципе должен делать, чтобы удовлетворить неудовлетворённую туристку, с которой он в принципе никак не контактирует? Туристы ведь – забота гида, а не водителя. Так что это отступление скорее не о нём, а о той самой туристке. И я не хочу сейчас перебирать все её требования, недовольства, ядовитые интонации вопросов... Я запомнила две ситуации, обе были ресторанными.
Маленький отель, очень маленький ресторан. Не то чтобы тесно, но лишнего столика для гида не оказалось. Там своя какая-то иерархия, и к водителям гид не садится. Что-то вроде "хоть где-то водитель имеет право отдохнуть от рабочих отношений". А может и реально иерархия не позволяет, должны туристы быть с туристами, гиды с гидами, водилы с водилами. А ещё может, что у них там другое меню, попроще. Со шведского стола автобусники точно еду не набирали.
Ну и вот гиду не хватило места, а у наших туристов оно было, и наши туристы – естественно! – его к себе позвали. Тем более что и вне рабочих обязанностей он был хорошим собеседником, да ещё учившимся когда-то в России, в Краснодаре.
Не тут-то было! Молодая взбеленилась и взвилась: "Нет! Не желаю. И так всё ужасно, и так терпеть всё время, так ещё и завтрак портить?"
Гид за годы работы видел всякое, так что сумел сгладить и эту мерзкую ситуацию. Насколько такое вообще возможно, конечно. Мы немедленно утащили его за свой стол, только от испанского стыда не знали, как себя и вести. А он ещё и нас давай успокаивать. Мол, это бывает. Это такой тип туриста. Совсем не богатый, с нелюбимой работой, без личной жизни. Он копит понемногу целый год, отказывая себе во многом, что могло бы разнообразить или украсить тоскливое существование от отпуска до отпуска. И вот отпуск приходит, и можно бы включить радость на всю катушку, да катушка давно заржавела. Поездка, впечатления, новизна всего вокруг – нет, этого мало. Он же целый год ждал, он... он... Почему он всего лишь "один из", у него только один отпуск, его надо провести так, чтобы не он мучился, а...
Да, вот примерно так этот психологический выверт сознания и выворачивается. Уже много позже, сама работая с туристами, я наблюдала случаи ещё и похуже, когда для травли персонала придумывается и воплощается целый план.
Увы, но наш всё понимающий гид вторую ресторанную истерику уже не выдержал. Это был роскошный ресторан в столичном Рабате.
Марокканский интерьер, великолепная марокканская кухня, которая не раз признавалась лучшей в мире, масса впечатлений за день, впереди дорога в Касабланку, все довольны и полны эмоций. Как оказалось, разных.
Мадемуазель заказала тажин. Вы хотя бы слышали про него, наверное. А кто-то и ел, а потому понимает, что блюдо, приготовленное в керамической посудине, часами томившееся на огне и прямо с огня подающееся к столу, ну... Оно как бы горячее, да? Вот когда шкворчащие в чугунной сковороде грибочки ставят перед вами, оно всё тоже горячее, и сковорода, и грибочки, правда?
Тажин принесли, открыли, чтобы не дай бог, клиент не обжегся, поделали приятного аппетита. Следом была именно истерика, вот реально. Вопль, требующий гида, негодование - "Это невозможно есть, такое горячее нельзя подавать, я не буду платить!!!" Тут были злы уже и туристы за её столом, наконец достала и их. Гиду же злым быть нельзя, это профнепригодность. Он просто заплатил за её тажин, чтобы не прикрыли этот ресторан его будущим группам, вернулся к нам за стол и заплакал. Молча, просто удержать в глазах не смог.
Тогда я ещё не знала, что арабские мужчины плачут, когда им плачется, и никто по-глупому не считает их из-за этого слабаками, как у нас наших. И всё равно: берегите гидов! Особенно хороших. А нехороших... Однажды я расскажу вам и про такого. Потом. Позже. Но уж так расскажу, что ахнете!))
И своих авторов Дзена берегите! Кстати, особенно хорошо они сберегаются, когда им ставят лайки, пишут комментарии и делятся их рассказами где-нибудь ещё, вот!