Найти тему
Реки и веси Лисы Леси

Вы когда-нибудь видели, как плачут арабские гиды?

Оглавление

Он, конечно, был лентяй. Ну, на взгляд российского туриста, точно знающего, что в автобусном туре у гида рабочий график 24/7, времени отдыха не существует, а молчать он может только когда жуёт или когда все до единого туристы спят по комнатам в отеле, предварительно разрешив поспать и ему.

С точки зрения же собратьев по арабскому миру, он буквально надрывался на работе, грубейшим образом нарушая незыблемый общеарабский жизненный принцип: зачем что-то делать, если можно не делать? Потому что он делал.

У него, конечно, есть имя. Это он и есть, наш марокканский гид Идрис
У него, конечно, есть имя. Это он и есть, наш марокканский гид Идрис

Он давал более чем достаточное количество информации, хотя при этом красиво умел остановить особо любознательного на его сто двадцать восьмом вопросе. Необидно, но доходчиво)) Мол, тур у нас коллективный, а вот если б был индивидуальный, то всё внимание – вам одному. А что, разве был не прав?

Не знаю, как сейчас, а больше десяти лет назад в Марокко была дико неудобная система регистрации в отелях, не делающая даже микроскидок для хозяев отбитых автобусами поп. Не материальные имею в виду. Там в каждой регистратуре надо было заполнять "листки прибытия" и "листки убытия", причем формы были на арабском/французском языках, и знание русского школьного английского никого не спасало. Каждый день гид как нянька заполнял нам (15 человек, большинству помощь была нужна) эти листки, решал проблемы нехватки полотенец или "сферического душа".

Да, в Марокко есть всё и даже такое, так что Греция завистливо стоит в сторонке)))

Он улаживал вопросы на завтраках, подробно рассказывал про меню на обедах и ужинах, потом помогал делать заказ и расплачиваться незнакомой валютой.

В группе была всего одна пара опытных путешественников, и еще у двух-трех, включая меня, такой тур был не первым. Но ни у кого еще не было тура арабского.

Он не нудел про сувениры, а его "подсказки" в магазинах выглядели именно подсказками. Он реально переживал за нашу безопасность и не спал до трех ночи, пока "непослушная" молодая пара не вернулась в наш загородный отель из самостоятельной вечерне-ночной поездки в Мекнес. Гонял от нас попрошаек, помогаек и дорожных "коммивояжёров", с которыми сами мы справиться не могли. Он спасал одного из наших, устроив ему побег из Карфура, где бедолага имел неосторожность ошибиться и попасть в женский туалет вместо мужского. Арабский! мусульманский! женский! Представили?))

Еще клубнички хотите? На фото руины римского Волюбилиса и розыгрыш гидом одного из наших. Не могу выложить всю серию фото, зарубят за 18+, но по этим двум должны догадаться, как оно было. Сидя на каменном указателе (поняли, куда?), турист не знал, что под курткой))

В общем, учитывая, что гид был араб-марокканец, нам с ним дико повезло.

Но так считали не все...

Она была пятнадцатой, нечетной. С ней не было попутчика ни женска пола, ни мужеска. Она была совсем молода, лет 25. Приятная внешне, тоненько-худенькая, майка и шорты цвета хаки, рюкзак, ноль покупок сувениров и выражение лица "ну-ну, удивите меня", быстро ломавшее возникавшую к ней симпатию.

У нее бесконечно возникали проблемы. Кроме неё, перманентно страдали ещё две дамы, но у тех на протяжении шести дорожных суток проблема была только одна, я рассказывала: из абсолютно каждого туалета они выходили с убитым и растерянным видом и фразой "ну почему опять нет туалетной бумаги?!" К тем через пару дней все привыкли)) К этой девушке привыкнуть не получалось, она, казалось, прошла интенсивный курс по теме "Как быть занозой в ..." Пусть для Дзена будет звучать "в пятке".

Она не ныла и не ворчала, она предъявляла претензии. Спектр претензий был широк и не иссякал день ото дня. Все они были к гиду и водителю автобуса.

Для понимания "качества" водителя небольшое отступление:

Его звали Омар. Водитель как водитель. В униформе, при галстуке, маленький, тощенький, почти без зубов, но улыбался много и радостно)) Ехал нормально, не лихачил по-арабски. Что, правда, не помешало ему в Марракеше въехать в задний бампер какому-то доисторическому седану. Но и этот эпизод оказался для нас просто познавательным: после ощутимого "тюк!" оба водителя вышли, посмотрели на свои машины, покурили, пожали друг другу руки и разъехались. Инцидент был исчерпан))

Рабат
Рабат

Буквально в первый же день в дороге случился небольшой дождь, и в пустынном Марокко стекла автобуса стали совершенно непригодными к фотографированию через них. Это ж какого размера беда, вы понимаете! Уже на предпоследней остановке я через гида попросила у него "сделать чистую дырочку" в стекле, ну просто тряпкой)) В итоге он тут же полностью перемыл все окна. А когда в конце дня я дала ему какую-то совсем небольшую сумму "спасибо"... В общем, он их мыл потом каждый день утром, вечером и чуть-чуть в пути, а со мной обращался как с королевой)))

-4

Вот скажите, как таким дядькой можно быть всё время недовольной? Что он в принципе должен делать, чтобы удовлетворить неудовлетворённую туристку, с которой он в принципе никак не контактирует? Туристы ведь – забота гида, а не водителя. Так что это отступление скорее не о нём, а о той самой туристке. И я не хочу сейчас перебирать все её требования, недовольства, ядовитые интонации вопросов... Я запомнила две ситуации, обе были ресторанными.

Маленький отель, очень маленький ресторан. Не то чтобы тесно, но лишнего столика для гида не оказалось. Там своя какая-то иерархия, и к водителям гид не садится. Что-то вроде "хоть где-то водитель имеет право отдохнуть от рабочих отношений". А может и реально иерархия не позволяет, должны туристы быть с туристами, гиды с гидами, водилы с водилами. А ещё может, что у них там другое меню, попроще. Со шведского стола автобусники точно еду не набирали.

Ну и вот гиду не хватило места, а у наших туристов оно было, и наши туристы – естественно! – его к себе позвали. Тем более что и вне рабочих обязанностей он был хорошим собеседником, да ещё учившимся когда-то в России, в Краснодаре.

Не тут-то было! Молодая взбеленилась и взвилась: "Нет! Не желаю. И так всё ужасно, и так терпеть всё время, так ещё и завтрак портить?"

Гид за годы работы видел всякое, так что сумел сгладить и эту мерзкую ситуацию. Насколько такое вообще возможно, конечно. Мы немедленно утащили его за свой стол, только от испанского стыда не знали, как себя и вести. А он ещё и нас давай успокаивать. Мол, это бывает. Это такой тип туриста. Совсем не богатый, с нелюбимой работой, без личной жизни. Он копит понемногу целый год, отказывая себе во многом, что могло бы разнообразить или украсить тоскливое существование от отпуска до отпуска. И вот отпуск приходит, и можно бы включить радость на всю катушку, да катушка давно заржавела. Поездка, впечатления, новизна всего вокруг – нет, этого мало. Он же целый год ждал, он... он... Почему он всего лишь "один из", у него только один отпуск, его надо провести так, чтобы не он мучился, а...

Да, вот примерно так этот психологический выверт сознания и выворачивается. Уже много позже, сама работая с туристами, я наблюдала случаи ещё и похуже, когда для травли персонала придумывается и воплощается целый план.

Увы, но наш всё понимающий гид вторую ресторанную истерику уже не выдержал. Это был роскошный ресторан в столичном Рабате.

Примерно такой
Примерно такой

Марокканский интерьер, великолепная марокканская кухня, которая не раз признавалась лучшей в мире, масса впечатлений за день, впереди дорога в Касабланку, все довольны и полны эмоций. Как оказалось, разных.

Мадемуазель заказала тажин. Вы хотя бы слышали про него, наверное. А кто-то и ел, а потому понимает, что блюдо, приготовленное в керамической посудине, часами томившееся на огне и прямо с огня подающееся к столу, ну... Оно как бы горячее, да? Вот когда шкворчащие в чугунной сковороде грибочки ставят перед вами, оно всё тоже горячее, и сковорода, и грибочки, правда?

Таджины на базаре. Вот прямо в них и готовят одноименное блюдо.
Таджины на базаре. Вот прямо в них и готовят одноименное блюдо.

Тажин принесли, открыли, чтобы не дай бог, клиент не обжегся, поделали приятного аппетита. Следом была именно истерика, вот реально. Вопль, требующий гида, негодование - "Это невозможно есть, такое горячее нельзя подавать, я не буду платить!!!" Тут были злы уже и туристы за её столом, наконец достала и их. Гиду же злым быть нельзя, это профнепригодность. Он просто заплатил за её тажин, чтобы не прикрыли этот ресторан его будущим группам, вернулся к нам за стол и заплакал. Молча, просто удержать в глазах не смог.

Тогда я ещё не знала, что арабские мужчины плачут, когда им плачется, и никто по-глупому не считает их из-за этого слабаками, как у нас наших. И всё равно: берегите гидов! Особенно хороших. А нехороших... Однажды я расскажу вам и про такого. Потом. Позже. Но уж так расскажу, что ахнете!))

И своих авторов Дзена берегите! Кстати, особенно хорошо они сберегаются, когда им ставят лайки, пишут комментарии и делятся их рассказами где-нибудь ещё, вот!