Найти в Дзене
Вечерний Тришин

России нужно сделать миллионы FPV-дронов. Но кто будет управлять всеми БПЛА?

Оглавление

Военные специалисты называют текущее противостояние «Войной дронов». И это действительно так, ведь сейчас только в одной зоне СВО ежедневно используется несколько сотен БПЛА. В месяц счет идет на тысячи. При этом количество FPV-дронов постоянно увеличивается. Но где найти столько профессиональных операторов БПЛА?

Например, сейчас многие операторы являются самоучками. То есть это обычные бойцы, которые успели пройти короткое обучение и начали работать с дронами на передовой. Казалось бы, в России должны открываться сотни профессиональных школ, но пока это выглядит как фантастика.

Будущее военных конфликтов за БПЛА

Еще пару лет назад трудно было поверить, что небольшие, фактически игрушечные FPV-дроны станут выступать в роли смертоносного оружия. Примечательно, что мы говорим не только о поражении живой силы, но и техники противника. Обычно достаточно 2-3 дронов с зарядами на борту для уничтожения танка или бронированной машины пехоты. И технологии постоянно совершенствуются.

Дроны стали выполнять все основные задачи на фронте, в том числе разведку, уничтожение техники и живой силы. И если раньше к БПЛА было принято относить огромные аппараты по типу Global Hawk, то сейчас речь идет о миниатюрных устройствах. Но главная проблема никуда не ушла – дефицит операторов.

Нужно отметить, что в управлении FPV-дроном нет ничего сложного. Некоторые эксперты считают, что с этой работой легко справятся люди, которые ранее активно играли в компьютерные игры. Разумеется, никто школьников не станет привлекать к боевым задачам, но уже сейчас нужно формировать будущее поколение операторов.

К слову, еще один момент связан с тем фактом, что за операторами БПЛА начали устраивать настоящую охоту. Если раньше целью номер один считались снайпера противника, то сейчас это операторы ударных FPV-дронов. Риски повышаются и уже невозможно найти столько людей, готовых управлять боевыми «игрушками».

При этом все эксперты сходятся во мнении, что Россия будет выпускать миллионы дронов в месяц. Правда, чтобы реализовать весь наш потенциал, нужно где-то найти операторов. И не просто найти, а обучить и подготовить к боевым действиям.

-2

Решать проблему с дефицитом кадров планируют двумя путями:

1. Открывать новые школы – если каждый регион России начнет активно обучать людей до отправки на фронт, то мы вполне можем решить проблему. Но для этого нужна не просто консолидация общества, а конкретные законы. Например, приказать на региональном уровне обеспечить минимум 1000 операторов в год.

2. Использовать ИИ – это более сложный вариант, но его также можно рассмотреть. Если технология ИИ будет развиваться успешно, то один оператор вполне сможет управлять целым роем БПЛА.

Обратите внимание, что сейчас в России работает несколько крупных школ, где обучают на управление БПЛА. Однако речь идет о частных организациях, а также предприятиях гражданского класса. Нам же нужно открывать военные училища со спецификой обучения на операторов военных дронов.

Стоит учитывать, что эту тему сейчас активно развивают во всех западных странах. Более того, наш прямой противник в лице Украины также пытается привлекать огромные ресурсы для производства БПЛА и обучения операторов. Согласно последним данным, ВСУ планируют собирать до 1 млн FPV-дронов в год.

-3

Новое поколение дронов будет автономным?

Использование ИИ для полетов не новая идея, но пока она полностью неосуществима. Естественно, следующее поколение БПЛА будет иметь более современные алгоритмы и способность поражать цели в автоматическом режиме. Но без человека не обойтись. Дроны нужно привести в зону боевых действий, активировать и запрограммировать. Поэтому всецело уповать на ИИ не стоит.

В настоящее время уже существуют БПЛА, способные самостоятельно захватывать цели. Например, разработчики дронов «Овод» похвастались, что смогли внедрить ИИ в системы наведения. Правда, и тут возникли некоторые проблемы:

– Во-первых, дроны запускает оператор, после чего камера захватывает цель и предлагает ее атаковать. То есть решение принимает человек, а не устройство.

– Во-вторых, пока не существует полноценной системы, способной работать полностью в автоматическом режиме. И если такая система с ИИ появится, она будет связана с большими рисками. К примеру, дрон могут перехватить РЭБ противника и направить в нашу сторону.

Не стоит забывать, что ИИ не настолько умный, чтобы работать эффективнее человека. Более того, линия боевых действий постоянно меняется и находится в движении. Поэтому вряд ли в обозримой перспективе ИИ сможет заменить человека.

Какие выводы можно сделать? Российской армии нужно активно обучать операторов FPV-дронов. Это уже не просто профессия будущего, а необходимость настоящего дня. В противном случае это сделает наш противник.