Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Коммуникация внутри клиент-терапевтических отношений

Моё основное направление при психологическом консультировании - это гештальт-терапия. Её особенностью в процессе обучения, да и в сообществе в целом, является то, что все друг к другу обращаются на "ты". Есть определенный смысл в этом. Дело в том, что гештальт-терапия - это направление, основанное на диалоге и немаловажной частью терапевтического эффекта является клиент-терапевтические отношения. По моим собственным наблюдениям, по опыту моих коллег, я всё чаще прихожу к выводу, что в обращении друг к другу на "ты" есть своеобразная ловушка. Представьте, вы, как клиент, делитесь на протяжении долгого времени с человеком самыми тайными историями своей жизни, самыми глубокими переживаниями. При этом вы ещё и обращаетесь друг к другу на "ты". В таком контексте очень легко забыть про нюансы клиент-терапевтических отношений и начать относиться к сотрудничеству как к обычным человеческим отношениям. Но это не так. Клиент-терапевтические отношения отличаются от обычных человеческих. Хотя бы тем, что сеанс, на который приходит клиент - это прежде всего услуга. Услуга, которую может оказать вам мастер по наращиванию ресниц, репетитор или любой другой специалист.

Есть другая крайность, которой придерживаются некоторые психоаналитики. Там они обращаются к клиенту на "Вы" с целью дистанцироваться от него, поставить мысленную перегородку, ширму. Чтобы ничто не отвлекало от проекций клиента и не примешивалась личность психоаналитика, которая "мешает" работе.

Две крайности. Два решения, которые мне не близки. Я приверженница срединного, оптимального варианта. И я задумалась, как можно выйти из этой ситуации?

Сейчас ко всем клиентам я обращаюсь на "Вы", также прошу обращаться и по отношению ко мне. Такая граница, дистанция молчаливо напоминает, что наши отношения специфичны, профессиональны, строятся на сотрудничестве и работе. Человеческое там тоже есть (я всё-таки тяготею к гуманистическим направлениям в психологии). Но человеческое в отношениях присутствует, а не является каркасом, на котором строится работа.

Здесь же нет и искусственной дистанции психоаналитического "Вы". Я присутствую не только физически, но и эмоционально. Меня затрагивает история клиента, я могу поделиться своей, если посчитаю, что это будет полезным, порой могу отозваться даже чисто по - человечески, а не как психолог.

Такой подход в работе позволил мне не впадать ни в одну из крайностей, балансировать на этой "серединке". Обычно именно это я и рекомендую своим клиентам - не впадать в какую-то крайность, не отметать другую, проклиная и страшась, а ознакомиться с ними обеими и найти между ними баланс. Тем самым они осваивают способность выбирать, что подойдёт лучше в данной конкретной жизненной ситуации, а не придерживаться привычного. Это и есть психологическая гибкость. Очень упрощает жизнь и делает её менее закостенелой)

Автор: Старкова Алёна Владимировна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru