Кризисы.Часть 2. Юность, Зрелость, Старость.
Статьи / Кризис среднего возраста
Часть 2.
В предыдущей части я рассмотрела детские кризисы с рождения вплоть до подросткового периода. После подросткового кризиса наступают новые.
- Кризис юности (17-25 лет).
Согласно Э.Эриксону это один из самых глубоких кризисов, характеризуется «кризисом идентичности», время личностного роста, самоопределения. Что бы расти и формировать свою личность, придётся постоянно делать выбор.
Характерно:
- выход во взрослую жизнь, поиск себя и реализация в профессии
- критичность и самокритичность
- новый коллектив, новые требования, адаптация к новой форме обучения
- юношеский максимализм, желание постоянно спорить и что-то кому-то доказывать
- столкновение с реальной ,«взрослой» жизнью, часто приводит к разочарованию, так как существовавшие ожидания были нереалистичны и не оправдались
- внутренние противоречия
- Кризис молодости (25-35 лет)
Временной интервал примерный, на мой взгляд всё очень индивидуально. Иногда этот кризис называют «кризис 30 летних» или кризис смысла жизни. Наступает момент переживаний по поводу «прощания» с молодостью, ощущения прожитой жизни впустую (что я сделал, а что не успел), пересматриваются основные жизненные принципы и образ жизни, критический пересмотр своего «Я», происходит переоценка ценностей, подведение итогов в профессиональном росте, в семейной жизни, есть потребность что-то поменять в жизни, страх неудачи, тревога за будущее. В социальном представлении самый яркий возраст, человек всё ещё молод, энергичен, нет усталости от жизни, но позади уже сформирован жизненный путь, возможно построена карьера, есть семья, дети. Начальный этап зрелости.
Характерно:
- подведение промежуточных итогов
- глубинный пересмотр собственных ценностей
- пик профессиональной деятельности, возможно прекращение профессионального роста
- смещение фокуса внимания с профессиональной деятельности на другие сферы жизни
- завышенная планка и стремление достичь успеха не всегда реализуется так, как изначально человек себе это представлял
- точное представление своего «профессионального Я» и «социального Я»
- снижение или изменение мотивации
- часто выражается в кардинальных изменениях (развод, смена профессии,стремление изменить жизнь «пока ещё не поздно»).
- Кризис среднего возраста или кризис зрелости (около 40 лет)
Такое распространённое название «кризис среднего возраста» — это неофициальное название. Период переосмысления жизни, достижений и ценностей. Самый известный кризис из всех, когда «бес в ребро...».
Американский психолог Д. Левинсон считал, что кризис среднего возраста наступает в 40–45 лет. Социолог И. Кон относит период середины жизни к 40–50 годам, а психиатр К. Юнг — к 35–40 годам.
Характерно:
- снижение эмоций, апатия;
- потеря «вкуса» к жизни;
- начало снижения физических сил;
- могут возникать проблемы в профессиональной деятельности (застои);
- проблемы в семейной жизни;
- прощание с молодостью;
- если человек не пожинает плоды своих предыдущих лет с радостью используя все свои ресурсы, а чувствует разочарование, может возникать кризис (обострение конфликтов в семье, на работе);
- внезапное возникновение новых хобби, нехарактерных человеку;
- противоположное поведение привычному (домоседы резко становятся ярыми тусовщиками и т.д.);
- поиск новых ориентиров и целей жизни;
- наступает настоящая зрелость, переоценка жизни, упущенных возможностей;
-взвешивание полученного опыта и плодов, чего человек достиг и сделал ли всё, что хотел, доволен ли своей жизнью;
- часто: сепарация от своих детей;
- страх старения;
- утрата физических сил, красоты, здоровья;
- все сферы жизни находятся под сомнением (доволен ли человек своим окружением, карьерой, семьёй, собой и своим внешним видом, здоровьем.
- Кризис поздней зрелости ( 55 лет)
Время, когда человек оглядывается назад и пересматривает свою жизнь не только с точки зрения реализованного или нет, а с точки зрения суммирования всего прошлого. Выход на пенсию, мысли о приближающейся смерти.
Характерны:
- выход на пенсию, противоречие между существующей трудоспособностью и невостребованностью, поиск новых смыслов, хобби, внуки, пересмотр уклада жизни;
- ухудшение здоровья, изменения во внешности;
- ухудшение финансового благополучия;
- «кризис пустого гнезда» - когда все дети выросли, младший ребёнок уехал и уже создаёт свою семью, быт, человек остаётся наедине со своим партнёром и тут два пути или выстраивается заново партнёрство или часто люди понимают, что больше у них нет общих интересов, жить ради детей не нужно и пора расходиться.Часто ещё этот период называют второй медовый месяц, в случае благоприятного развития отношений с партнёром - они заново оказываются в том периоде, когда не было детей и они наслаждались друг другом;
- период оценивания себя и своей жизни с точки зрения принятия, а не разочарованию прожитых лет;
- потеря интереса к жизни или в противовес приобретение жизненной мудрости;
- мобилизация сил на решение незавершённых задач и осуществление тех желаний, которые не успел осуществить.
- Кризис старости (60 лет и до конца жизни)
Существует также кризис старости, он не так широко изучен, к сожалению и ему уделяется не так много внимания.
Характерно:
- отсутствие общения и одиночество;
- чувство ненужности;
- страх быть обманутым;
- тревожность, угрюмость, эгоцентризм;
- снижение круга интересов.
Подведу итог:
Нужно помнить, что любой кризис всегда имеет окончание и выход из него, для каждого человека он будет ощущаться по-своему. Это естественный процесс взросления и изменений. Если вы чувствуете, что «что-то не так», «как сейчас я больше не могу, а как хочу не знаю», депрессивное состояние, апатия, усталость от жизни, желание резко бросить работу, семью, всё изменить и вам нужна помощь, обратитесь к психологу, вместе возможно будет легче найти точки опоры и роста, ориентиры, цели, мечты, понять, на что обратить внимание с наименьшими потерями.