Найти тему
Антон Наумкин

На Новой Гвинее найден самолет P-38J лучшего американского аса Ричарда Бонга

P-38J-15-LO 42-103993 (художник Shigeo Koike). Мастер авиационной живописи изобразил самолет не совсем точно - нет номеров в носовой части.
P-38J-15-LO 42-103993 (художник Shigeo Koike). Мастер авиационной живописи изобразил самолет не совсем точно - нет номеров в носовой части.

Обломки самолета самого результативного американского летчика-истребителя майора Ричарда Айры Бонга P-38J-15-LO "Лайтнинг" (заводской номер 42-103993) были найдены в джунглях Новой Гвинеи 16 мая 2024 года командой Pacific Wrecks. Самолет врезался в покрытый деревьями склон холма и разбился, двигатели ушли глубоко в землю. Но на обломках удалось прочитать часть номера - 993.

Команда Pacific Wrecks у обломков P-38J в джунглях Новой Гвинеи.
Команда Pacific Wrecks у обломков P-38J в джунглях Новой Гвинеи.
Остатки номера самолета.
Остатки номера самолета.

Это был первый из четырех "Лайтнингов" Бонга с именем его невесты "Марджи" - Марджери Виттендаль. Назвал майор так свой самолет, после возвращения из США во второй боевой тур в феврале 1944 года. На этой машине было заявлено не менее четырех побед и повреждение еще одного японского самолета.

22-я победа Бонга, одержанная на самолете P-38J-15-LO 42-103993 15 февраля 1944 года - фотографии Мардж еще нет, она была нанесена в марте.
22-я победа Бонга, одержанная на самолете P-38J-15-LO 42-103993 15 февраля 1944 года - фотографии Мардж еще нет, она была нанесена в марте.
P-38J-15-LO 42-103993 (из набора Tamiya).
P-38J-15-LO 42-103993 (из набора Tamiya).
Окраска P-38J-15-LO 42-103993 (Pacific Profiles №9). Самолет входил в состав управления 5-го истребительного авиационного командования. Фотография невесты была распечатана в фотолаборатории разведчиков 475-й истребительной авиационной группы.
Окраска P-38J-15-LO 42-103993 (Pacific Profiles №9). Самолет входил в состав управления 5-го истребительного авиационного командования. Фотография невесты была распечатана в фотолаборатории разведчиков 475-й истребительной авиационной группы.
Ричард Бонг и Марджери Виттендаль.
Ричард Бонг и Марджери Виттендаль.

Самолет разбился 24 марта 1944 года, но за штурвалом был не майор Бонг. Утром этого дня самолета P-38J вылетели на разведку погоду в район Вевак на северном побережье Новой Гвинеи. "Лайтнингом" Бонга, отдыхавшего после вылета, управлял лейтенант Томас Мелоун. Полет проходил на высоте около 9 тысяч метров. Погода в районе переднего края оказалась действительно отвратительная. Самолеты попали в мощную облачность, радиосвязь работала с перебоями. Летчики успели принять команду об отмене миссии, но вскоре самолеты потеряли друг друга в облаках. Вскоре на самолете Мелоуна отказал один двигатель, вышла из строя система электроснабжения и машина вошла в штопор. На высоте около 3 км Мелоуну с большим трудом удалось покинуть самолет. При прыжке он потерял пистолет и пролетел через заряды снега и проливного дождя. Приземлившись на берегу реки он попытался спуститься вниз по течению на спасательной лодке, но скорость течения была слишком высока а дно - каменистое. В конце концов, через девять часов, лейтенант вышел на позицию 32-й пехотной дивизии. В первый момент солдаты чуть не открыли огонь в темноте, но разобравшись, что перед ними американский летчик накормили его и дали сигарет. Переночевав в окопе Мелоун на следующий день был отправлен в тыл.

Майор Бонг у своего истребителя P-38J-15-LO 42-103993. Обратите внимание - японские флажки нарисованы от руки.
Майор Бонг у своего истребителя P-38J-15-LO 42-103993. Обратите внимание - японские флажки нарисованы от руки.

Бонг был расстроен потерей самолета, но следующую машину также назвал "Мардж". К декабрю 1944 года майор Ричард Бонг довел число своих побед до 40, став до сих пор не превзойденным американским летчиком-асом. После этого его наградили Медалью Почета - высшей наградой США и отправили домой.

Майор Ричард Бонг сразу после вручения Медали Почета - 12 декабря 1944 года, Филиппины, остров Лейте.
Майор Ричард Бонг сразу после вручения Медали Почета - 12 декабря 1944 года, Филиппины, остров Лейте.

В штатах он женился на Марджери и стал летчиком-испытателем на фирме Локхид. 6 августа 1945 года он погиб при взлете на новейшем реактивном истребителе P-80 "Шутинг Стар".

Майор Ричард Айра Бонг в парадной форме.
Майор Ричард Айра Бонг в парадной форме.

Лейтенант Томас Мэлоун затем летал на P-38 и P-61, добился одной вероятной победы, пережил войну. После ее окончания был демобилизован, продолжил работу в электрической компании, умер в 2004 году.

Лейтенант Томас Мэлоун (1917-2004).
Лейтенант Томас Мэлоун (1917-2004).

Марджери Бонг вышла второй раз замуж в 1953 году, умерла в 2003 году.

Та самая фотография Марджери Энн Виттендаль (1923-2003). Похоронена она под двойной фамилией - Марджери Бонг Дракер.
Та самая фотография Марджери Энн Виттендаль (1923-2003). Похоронена она под двойной фамилией - Марджери Бонг Дракер.

Будут ли эвакуированы обломки самолета Бонга пока не сообщается.

В американских музеях в настоящее время находится два самолета "Лайтнинг" окрашенные как P-38J-15-LO 42-103993.

P-38L-5-LO 44-53236 в музее Richard I. Bong Heritage Center (США, штат Висконсин), окрашен под "Мардж" 42-103993.
P-38L-5-LO 44-53236 в музее Richard I. Bong Heritage Center (США, штат Висконсин), окрашен под "Мардж" 42-103993.
P-38L-5-LO 44-53087 в EAA Museum (США, штат Висконсин) также окрашен как "Мардж" 42-103993.
P-38L-5-LO 44-53087 в EAA Museum (США, штат Висконсин) также окрашен как "Мардж" 42-103993.