Найти тему
Пифия

Горгий Леонтийский / Аннотация к обсуждению

«Елена и Парис» на античном апулийском кратере 380—370 годов до н. э.
«Елена и Парис» на античном апулийском кратере 380—370 годов до н. э.
Легко доказать и то, что нет их обоих – и того, что есть, и того, чего нет. Ведь если то, чего нет, есть и то, что есть, есть, тогда то, чего нет, будет,в отношении бытия, идентичным с тем, что есть. Поэтому ни одного из них нет. Ведь мы уже согласились с тем, что того, чего нет, нет; теперь же мы показали, что то, что есть, ему тождественно; значит, и его тоже нет. И по-другому: если верно, что то, что есть, тождественно с тем, чего нет, то невозможно, чтобы они одновременно [были]. Ведь если они есть одновременно, то не тождественны друг другу, а если тождественны друг другу, то одновременно их нет.
Отсюда следует, что ничего нет. Ведь если нет того, что есть, и нет того, чего нет, и нет их обоих, и невозможно ничего, кроме этого, представить, то ничего нет.

Софист Горгий родился около 480 года до н.э. в греческой колонии Леонтины, что располагалась на Сицилии. Он стал известен всей Греции благодаря искусству риторики, которое довел до возможного совершенства. Филострат упоминает, что среди греков того времени даже ходил глагол “горгизировать”. Доходы Горгия от обучения этому непростому, но очень нужному ремеслу были столь велики, а популярность настолько высока, что в Дельфах была установлена полностью золотая статуя в его честь. Одним из излюбленных полемических методов софиста стало уничтожение насмешки серьезностью, а серьезность - насмешкой, что намекает нам на диалектический характер рассуждений этого мыслителя. До нас дошли его речи в защиту Елены Прекрасной и героя Троянской войны со стороны ахейцев Паламеда, которые считаются образцами учебных речей.
Существует расхожая позиция, что софисты не являются философами. Попытаемся посмотреть на это иначе: известно, что Горгий учился у Эмпедокла, что уже говорит об изначальном интересе этого грека к истине. Об особом отношении мыслителя к философии говорит и следующее его изречение, дошедшее до нас из вторых рук:
всякий, пренебрегающий философией в ущерб всем остальным наукам, подобен женихам, желающим Пенелопу, а спящим со служанками. Радикальность же самой философской позиции Горгия передает Аристотель: “Горгий говорит, что ничего нет; если же есть, то непознаваемо; а если познаваемо, то не может быть объяснено другим.” Соответствует ли это истине и если да, то насколько - выясним, размышляя вместе.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц