Найти тему

Пробег из века в век. Часть 2.

Корни еврейские.

« И ты опять сменил причал,

Но как бы, ни качало,

Ты должен помнить тех, кто дал

Тебе твое начало»
(А. Макаревич» Начало»)

Мои будущие дед, отец, бабушка, тётя и прабабушка Туня. 1958 год.

Большинство людей знают свою родословную от поколения прадедушек и прабабушек по материнской и отцовской линии. Я начну свой рассказ с линии отцовской.

Мой дед Илья Давидович Лекус и бабушка Изабелла Леонидовна Гинберг родились в небольших украинских городках, входивших в «черту оседлости», в которых до Октябрьской революции компактно проживали евреи. Дед родился в 1911 году в Екатеринославской губернии, бабушка - в Херсонской в 1916. Прадед Давид Моисеевич был приказчиком, в какой - то лавке. Он серьезно заболел, видимо, сахарным диабетом, ему ампутировали обе ноги и в 1915 г. он скончался. Прабабушка Любовь Григорьевна была «подёнщицей» нанималась на несколько дней к людям для сезонных работ или помощи по хозяйству. Во время войны она с семьей деда эвакуировалась в Челябинск, где и ушла из жизни в 1956 году.

Отец моей бабушки, Леонид Александрович, был провизором в аптеке. Была ли это его аптека или он работал в ней по найму, я не знаю. У меня есть копии анкет деда и бабушки, написанные ими в тридцатых и пятидесятых годах. Так вот, в этих анкетах указано, что прадеда убили белые сразу после Революции. Но думаю, что это сделали комиссары. Зачем белым убивать еврейского аптекаря? А вот красные со своим террором могли без колебания поставить к стенке за нелояльность, но в советских анкетах это указывать было нежелательно. А вот прабабушку Эсфирь Иудовну, которую все называли Туней, я застал. Хочется посвятить ей несколько строк.

Когда я читаю книгу, где нет иллюстраций или по её мотивам не снят фильм, то по описанию представляю внешность героев. Так происходило и при прочтении «Тяжелого песка» А. Рыбакова. Тоже время, те же еврейские семьи и судьбы. Берту Соломоновну , маму Рахили, я представлял как бабушку Туню. А саму Рахиль и Якова представлял как молодых моих бабушку и деда.

Прабабушка была врачом. В войну она руководила госпиталем, а после работала в медсанчасти ЧТЗ. За свой труд она была награждена Орденом Ленина. После выхода на пенсию жила в семье деда и с удовольствием готовила на всех. Пожалуй она была последним носителем того еврейского уклада жизни украинских местечек. Прекрасно знала идиш, как и бабушка с дедом. Не знаю почему, но в их анкетах было написано, что они свободно владеют немецким, видимо из-за того что идиш, является каким то производным от немецкого языка. Очень хорошо готовила традиционные блюда еврейской кухни: форшмак, фаршированную рыбу, котлеты с чесноком, жаркое из говядины. Помню её по-еврейски немного шумной, сгорбленной и с непременными атрибутами: в фартуке и папиросой Беломор, которую, как и дед, она выпускала изо рта, видимо только ночью, во время сна.

Она могла промалывать в мясорубке фарш для котлет или селедку для форшмака, держа во рту дымящуюся «беломорину» пепел от которой падал прямо в готовый фарш. Думаю, что она этого просто не замечала. Правила кашрута это, видимо, не нарушало, и никто из домашних за все время не отравился.

Хорошо запомнился её голос и еврейско – украинский акцент, но не тот одесский, который звучит в еврейских анекдотах и которого в реальности не существует. Они о чем-то спорят с дедом на кухне:

- Мамаша, о, то работа! Оно Вам надо?

- Илюша, и шо ты меня учишь? Ты кто? Кавалер кого-то там, несчастного ордена «Знак Почета»? А я ковалерша «Ордена Ленина»!

Все это говорилось как-то по-доброму, в шутливо-ироничном тоне, примерно как в том анекдоте:

«Сема, шоб ты сдох! Ты своей болезнью меня в гроб загонишь!».

Очень внезапно и трагично бабушка Туня ушла из жизни в 1967 году. Решила купить к ужину свежую горбулку и пошла в булочную у кинотеатра «Спартак» на другой стороне проспекта Ленина. Я не знаю деталей того, как она попала под троллейбус и почти мгновенно скончалась. Ей было 74 года.

Жизненный путь моих деда и бабушки был типичен для людей той эпохи. И хотя они мне не рассказывали о нем, но прочитав их личные дела и зная события того времени, попробую реконструировать этапы этого пути.

После Октябрьской революции (Вы заметили, что как то в наши дни внезапно из её названия исчезли прилагательные «Великая» и «Социалистическая» по-моему, ни той, ни другой она по факту не являлась), были отменены черта оседлости и запрет евреям заниматься определенными видами деятельности. Вот за это спасибо Партии родной! Это хоть как то немного её извиняет за устроенный ей же голодомор и красный террор в тех местах. Еврейская и другая молодежь устремилась в промышленные города от нищеты провинциальной жизни. Так они оказались в Харькове, где и произошло их знакомство на заводе «Серп и молот» где они оба работали.

Судя по фото тех лет, бабушка Бэлла была красивой статной девушкой - блондинкой, что было большой редкостью для еврейских девушек, чем, возможно, и привлекла внимание деда. Они поженились. Дед окончил вечернее отделение института и по существующему в СССР порядку был распределен для дальнейшей работы в г. Пензу, где впоследствии родился мой отец Леонид Ильич. Перед войной они возвратились в Харьков и стали работать на тракторном заводе, что в итоге и определило их дальнейшую судьбу. Каким - то образом им удалось избежать ужасы людоедских репрессий периода культа личности, когда как в стихотворении Чуковского: « Звери от испуга скушали друг друга». Просто могу представить то время и ту обстановку всеобщего страха и подозрительности.

Началась война. Старшего брата деда, работавшего на складе промкооперации мобилизовали, в первые же дни, он погиб в боях под Одессой. Дед мобилизации не подлежал, так как работал фактически на оборонном предприятии. Началась эвакуация и семья деда с прабабушкой Любой эшелоном с производственным оборудованием были отправлены в Челябинск, где в кротчайшие сроки необходимо было наладить производство бронетехники. Представляю, как они ехали с четырехлетним сыном в эшелоне под угрозой авиа бомбардировок, как прибыли в совершенно незнакомый город с суровым климатом, как разместились в бараках, как дед сутками был на заводе. Это пережили многие и многие семьи и люди.

В областном архиве я видел списки эвакуированных это - тысячи людей с Украины, Белоруссии, Ленинграда и других западных регионов страны. Видимо из-за эвакуации город впоследствии стал многонациональным и в нем массово остались жить украинцы, белорусы, евреи. Образовалась небольшая диаспора бывших харьковчан.

Окончилась война, деду предложили остаться в Челябинске переводить завод « на мирные рельсы». Так он остался на ЧТЗ где проработал практически до последнего дня своей жизни.

Заканчивалось время бараков, и деду дали огромную, по тем меркам трёхкомнатную квартиру в доме 12 ИНОРСа, где жили сотрудники заводоуправление (любили у нас тогда начальство, в прочем, как и сейчас). Сейчас это проспект Ленина, 24. Наверное, уже мало кто из челябинцев помнит, что это за ИНОРС такой? Любили в СССР сокращать названия или переводить их в аббревиатуры. Это - дом для иностранной рабочей силы. Вот так в те годы называли и зашифровывали иностранных специалистов высокой квалификации, (для рытья котлованов хватало другой, практически бесплатной рабочей силы из системы ГУЛАГа) под руководством которых проектировали, строили и запускали заводы первых пятилеток.

По понятным причинам в истории нет об этом упоминаний, так как они шли в разрез с лозунгами тех лет про враждебность мирового империализма, готового уничтожить СССР, и про «Догнать и перегнать Америку». Да не было у нас в те годы ни оборудования, ни технологий передового машиностроения и металлургии. Слишком мало прошло времени после смены строя, и мы старый мир разрушили до основания. Ну и заодно «вшивых интеллигентов», пособников буржуев выжали из страны. Не верите? А вот завод ГАЗ строился по соглашению с кровопийцей – буржуем Фордом, и первые автомобили «ГАЗ-А», отличались от «Форда - А» только эмблемой, а посмотрите на трактор «Сталинец» и.т.п. Я вовсе не занимаюсь критикой, просто констатирую факт. Позже от этих идеологических клише отказались, и ВАЗ стал уже понятным детищем итальянцев. Я, как всегда увлекся, и ушел в сторону от темы.

Новая квартира, после всех неудобства казалась «царскими хоромами». Конечно, по современным меркам им было тесновато, так как помимо деда, бабушки имоего будущего отца, в ней проживали мои прабабушки Туня и Люба. А 1947 году родилась моя тетя Жанна Ильинична. Но кто тогда обращал внимание на это, учитывая послевоенный дефицит жилья?

Квартиру я отлично помню: постоянный запах Беломора, котлет с чесноком, и тонкий аромат нафталина из шкафа. Помню огромные входные двери с механическим звонком, который издавал чудесные трели, когда вращали его ручку. Помню блестящие никелированные ручки на межкомнатных дверях, тяжелые бархатные тёмно-красного цвета шторы с забавными кисточкам по краям - предметом интереса кота Дымки, которого я очень боялся- он шипел на меня при попытке приблизится. Чем уж я ему не угодил? Помню светлую и большую ванную комнату , именно комнату с отдельным большим окном, выходящим во двор, и огромную кухню со старинным столом

По выходным дням в зале было принято обедать, в обычные дни хватало просторной кухни. Накрывался стол по старым классическим обычаям, с супницей, подтарельниками и серебренными столовыми приборами, прямо как в доме профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Приходили друзья семьи соответствующей национальности - Рохлины, Шевелёвы. Все обедали, выпивали совсем немного коньяка из красивых старинных мельхиоровых стопок, которые сейчас живут у меня и в данный момент находятся в моём поле зрения. Многое из той посуды находится в Иерусалиме, в квартире тёти Жанны, мне довелось в гостях у неё отобедать за столом, сервированным этими реликвиями. Во время обеда за столом царил юмор. Рекой лились анекдоты, как правило, еврейской тематики. Я многие помню, но воспроизводить их в письменном виде не стоит. Анекдот живет, когда его рассказывают.

Часто на такие обеды приходила интересная семья Маргулис. Бронислава Яковлевна очень любила наряды и их демонстрацию:

- Красивая шубка? Это Вася мне на Новый год подарил!

- А ты что – то ему подарила?

Бронислава Яковлевна с удивленным взглядом тут же отвечает с характерным грассирующим акцентом:

- Конечно, у нас в семье все поровну - я ему подарила шикарный галстук и носки, скажи, Вася, тебе же понравился мой подарок? … И Вася добродушно кивает головой.

Заканчивался обед. Бабушка Туня убирала посуду. Дядя Вася Шевелёв закуривал трубку, аромат дыма которой мне нравился, и мужчины садились за стол играть в преферанс. В ходе игры произносили какие то непонятные слова, которые меня не интересовали. Меня интересовал огромный старинный красивый сундук бабушки Туни. Я запросто мог уснуть на нем, а вот открыть тяжелую крышку я никак не мог, видимо там и хранился Орден Ленина, а может Свитки Торы и Талмуд. Кто сейчас живет в этой квартире, я не знаю. Хотелось бы в ней побывать, но изменились люди и время и вряд ли сегодняшние жильцы поверят в нормальность старого потца, желающего зайти в квартиру детства и не впустят. Да и что я там увижу? Нет там тех вещей и запахов.

-2

Мои дед и бабушка. 1978 год.

Между дедом и бабушкой с молодости сложились очень теплые отношения, характерные для еврейских пар. Они своеобразно общались: с юмором и легким подтруниванием ( сейчас бы это назвали "троллингом") иногда вставляя в разговор слова на идише, например: "Азохен вэй - это примерный синоним французского " Се ля ви". Бабушка часто ласково обращалась к деду "Старый" он же зачастую обращался к ней "Бэллочка".

Вспоминаю их диалог, случившийся после того, как бабушка пришла домой с кровью на ноге:

- Бэллочка, а шо случилось? У тебя кровь на ноге?

- Та на меня велосипедист наехал.

- И ты упала?

- Ещё чего! Это он упал! С чего это я перед ним буду падать.

В те годы было принято мужчинам иметь заначку. До времен карт Viza было еще далеко, и заначка состояла из наличных денег. Дед, отдавая дань моде, не являлся исключением. Для чего она ему она было нужна, я затрудняюсь ответить, но точно не на казино, которых тогда просто не было и в помине. Скорее всего, он тратил её в Москве, в которую часто ездил в Госплан выбивать ресурсы для производства. Из Москвы он привозил всевозможные дефициты и деликатесы. Ну и следует вспомнить фразу Рубика Хачикяна из "Мимино": " Слушай, какой нормальный человек в Москву без денег приедет? Он пошёл в ресторан, туда-сюда, закусили. И кончились".

В день зарплаты дед какую то часть откладывал в секретное место в квартире. И вот однажды, в такой день, когда он пополнял заначку, в комнату вошла бабушка. Дед засуетился, боясь, как Штирлиц провала, и отдал ей зарплатные деньги:

- Старый. А чего так много? Ты не говорил, что тебе подняли зарплату.

Дед понял, что в суете отдал вместо зарплаты заначку, сумма которой была больше зарплатной:

- Бэллочка, та шо ты так разволновалась? Мне выдали внеплановую премию за хороший труд.

Этому обстоятельству бабушка была очень обрадована. Не думаю, что в тот момент дед разделял её радость. Азохен вэй!

В 1979 году у деда обнаружился рак легкого в очень запущенной стадии. Я видел его в канун наступающего 1980 года. Он весь высох и мучился от страшного кашля. Дали о себе знать 2 пачки Беломора в день, которые он выкуривал. У меня наворачивались слезы на глазах. Я осознал, что вижу его в последний раз, и оказался прав. Деда через день транспортировали в больницу, где он скончался в январе. Бабушка пережила деда на 17 лет. С семьёй моей тёти она репатриировалась в Израиль в последний год существования СССР. По рассказам Жанны, она легко адаптировалась, вела активный образ жизни, общалась со своими ровесниками и часто вспоминала деда. Похоронена она в Иерусалиме.

В 2007 году я собрался в первый раз побывать в Израиле и перед самым вылетом посетил Успенское кладбище, где в еврейском квартале в одном месте захоронены: прабабушка Туня, отец и дед. С могилы деда я зачерпнул земли в желании высыпать её на могилу бабушки. Я тогда не знал, как обустроены израильские могилы, но, тем не менее, я высыпал эту землю в нишу бабушкиной могилы, куда вкладывают поминальные свечи. На могилы иудеев принято вместо цветов укладывать небольшие камни. Мне, к сожалению, неизвестны истоки этого обычая. Я взял такой поминальный камень с собой и по приезду положил его у памятника на могиле деда.

В 2022 году в Иерусалиме ушла из жизни тетя Жанна, а за два месяца до этого скончался её супруг Ефим, дядя Фима. У них остались трое сыновей, моих двоюродных братьев. Старший из них, Илья, живет в США, как и один из близнецов - Женя. Второй близнец Саша - в Израиле. Мы с ним на связи и скоро должны увидится.

Вот такие мои еврейские корни. На сегодня я – старший Лекус, так говорила мне по телефону Жанна в последнем нашем разговоре, когда она уже видимо, понимала что скоро уйдет из жизни.

Леонид Ильич.


Если был бы отец живой

Я б ему позвонил домой

И, наверно, спросил: "Ты все прыгаешь, Хил?"

Как делишки? Где был?

(Песня про отца)

Речь пойдет, конечно же, не о "Пламенном борце за мир во всём Мире", а о моём отце. Увы, он прожил очень короткую жизнь, и я практически его не помню. Память сохранила голос чуть хрипловатый из-за того же Беломора. Первые походы на хоккей в Дворец спорта "Юность" и то, как он меня учил кататься на коньках на катке "Снежинка" в парке им. Пушкина. Именно благодаря отцу я с раннего возраста стал любителем хоккея и болельщиком нашей команды Трактор, чему стоит посвятить отдельный рассказ. Он и сам играл в хоккей на первенство района за заводскую команду. Помню его форму и коньки, которые мне после "снегурок" казались каким-то огромным чудом.

Отец родился 4 августа 1937 года. Сам этот год - символ ужаса и бесправия. Сколько же жизней и судеб было перемолото в тот и в последующие годы. Думаю, что его детство, как и детство его ровесников, было далеко не самым счастливым, хоть и уверяли в обратном лозунги и плакаты, благодарящие будущего Генералиссимуса. Война лишила всех их нормального детства: эвакуация, недоедание, а для многих и сиротство. Легко представить, как жили такие "пацаны". Достаточно послушать песню Высоцкого "Баллада о детстве":

« Все — от нас до почти годовалых —

Толковища вели до кровянки,

А в подвалах и полуподвалах

Ребятишкам хотелось под танки.

Не досталось им даже по пуле,

В «ремеслухе» — живи да тужи:

Ни дерзнуть, ни рискнуть.… но рискнули

Из напильников сделать ножи»

Была и романтика послевоенных дворов: игры в "войнушку" в "пристенок с крохоборами" финки и ножички, сомнительные компании шпаны, первые папироски и не писанный кодекс дворовой чести. Думаю, что отец не отсиживался дома у репродуктора с томиком Пушкина, а был непременным участником, как сейчас говорят, дворовой "движухи". В 1952 году он окончил семилетку и поступил в Машиностроительный техникум. Почему он не окончил 10 классов и не продолжил учебу в институте, Я не знаю. Скорее всего от части это обстоятельство того времени. Юноши стремились быстрее войти в самостоятельную жизнь и помогать семье. После войны люди ещё долго жили скудновато. Отец был человеком компании. Любил и ценил дружбу. Возможно, пошел в техникум "за компанию". В те годы двор ценил больше ребят рабочих профессий, чем студентов и учащихся музыкальных школ. За тем была служба матросом на Тихоокеанском флоте.

Я хорошо знаю, что он очень полюбил воду, лодки и катера, что в впоследствии и явилось одной из причин его трагической смерти.

После службы отец работал на ЧТЗ. С начала мастером, замом начальника цеха топливной аппаратуры, затем начальником цеха на Заводе тракторных агрегатов - спутнике головного завода. Работал очень хорошо, но вот получать высшее образование по примеру деда не стал.

В 1960 году, гуляя в компании друзей на Площади Революции, он обратил внимание на молоденькую хрупкую девушку, которая оказалась Галей Чирковой, моей будущей мамой. Молодые люди познакомились и вскоре поженились. Увы! Этот брак оказался недолгим. Не хочу анализировать причину их развода, думаю, что она известна только им двоим. Позже отец женился повторно. У него родилась дочь Анжела, очень похожая на него. Сейчас ей за пятьдесят. Живет она в Челябинске. Особых отношений мы не поддерживаем, ограничиваясь телефонными разговорами по праздникам.

-3

Октябрь 1961 года.

Была суббота 22 июня 1974 года, самый длинный световой день года. На озеро Сугояк, что вблизи Челябинска, выехала, как тогда говорили: на вылазку, большая компания семей сотрудников завода, где работал отец. На берегу работали передвижные буфеты, играла музыка. Компания, как тогда было принято, выпивала и закусывала. Отец, как всегда, верховодил. Не знаю подробностей того, как под вечер родилась идея организовать прогулку по озеру на моторной лодке. Возможно, инициатором был отец, любитель воды и плав. средств.

В лодку погрузилась компания с явным превышением возможного количества пассажиров и началась последняя в жизни отца водная прогулка. Что произошло на середине озера, я точно не знаю. Лодка перевернулась, и все пассажиры оказались в воде. Отец отлично плавал и со своим другом, тоже начальником цеха. Они смогли быстро перевернуть лодку в исходное положение и помогли всем подняться на борт. И вдруг наступила трагическая развязка: у друга отца, как позже выяснилось, случился сердечный приступ. Он обхватил отца, силы у которого были на исходе, и они оба пошли ко дну.

На озере Сугояк илистое двойное дно и вероятность всплытия равна нулю. Сосед деда, аквалангист с большим опытом, сразу же отозвался на просьбу попытаться обнаружить тела. Два дня он погружался в озере и в конце второго дня обнаружил два сцепившиеся друг с другом тела. Дед в эти дни выезжал с соседом на озеро и все время стоял на берегу в ожидании результата поиска. Я лишь могу предполагать, как он переживал, как. Возможно, корил себя, судьбу, что, наверное, делают все, когда трагически обрывается жизнь близких. Такое же, я думаю, испытывала и бабушка Бэлла в дни прощания со своей погибшей мамой Туней.

Вот так закончилась короткая жизнь моего отца Леонида Ильича. На похоронах я не был и узнал о его смерти позже. По отбытию срока в пионерском лагере. Возможно, и правильно, что меня не забрали и не привезли на прощание. Не знаю. Я не любитель различных оккультных и прочих явлений. Но 22 июня 1998 года я был на этом озере. Мне в тот день было ровно столько же лет, дней и месяцев, как отцу 24 года тому назад. Я вошел в воду, окунулся и, выйдя на берег, подумал, что вот со мной ничего не произошло. Глупость, конечно. Я совершенно не могу предположить, как бы сложились наши отношения в дальнейшем. Кем бы он стал в новой России, уехал бы он в Израиль? Думаю, что нет.

Минимум два раза в год я бываю на кладбище. Недавно поменял фото на памятнике, которое выцвело со временем. И в эти минуты посещения становится грустно.

Еще заметил такую вот необъяснимую вещь: после посещения могил моих еврейских родных как то легко решаются проблемы, которые не хватало сил решать и повышается общий тонус моего уже немолодого организма с хорошим пробегом. (Продолжение следует)