Найти тему
Катехизис и Катарсис

Москва – символ мещанства и пороков

Москва – символ мещанства и пороков. По крайней мере так считали все марксистские вожди. Ну, почти все. Например, отец русского марксизма Георгий Плеханов при знакомстве с Москвой в августе 1917-го сказал:

"
Ваша белокаменная на самом деле грязнокаменная и неказистая. Европы в ней мало. Вот мы едем и я все ожидаю, что откуда-нибудь из переулка появится бородатый Хомяков, в мурмолке Аксаков или какой-нибудь тип Островского. Это к ней идет"

Идейный наследник и главный противник Плеханова
Владимир Ленин бывал в Москве и до того. Даже мог переехать - когда его брат Дмитрий в 1893-м собрался поступать в Первопрестольную. Вся семья уже собралась, но Ленин отказался, ведь жизнь била тогда не в Москве. А в письме к сестре Марии в 1898-м он и вовсе прямо объяснил:

"
А ведь скверный город Москва, а? Сидеть там скверно, книги издавать скверно, - и почему это вы за нее держитесь? Я, право, изумился, когда Марк сообщил мне, что ты против переселения в С.-Петербург"

В итоге Ильич переехал в Москву только в марте 1918-го, вместе с Советским правительством. С ним же переехал ещё один вождь - Лев Троцкий. В его мемуарах есть целая глава о новой столице. А в ней - авторские впечатления:

"
До марта 1918 г. я в Кремле никогда не бывал, как и вообще не знал Москвы, за исключением одного-единственного здания: Бутырской пересыльной тюрьмы, в башне которой я провел шесть месяцев холодною зимою 98-99 гг. <...> Проезжая по торцовой мостовой мимо Николаевского дворца, я не раз поглядывал искоса на царь-пушку и царь-колокол. Тяжелое московское варварство глядело из бреши колокола и из жерла пушки"

Но среди лидеров коммунизма был один любитель Москвы. Он даже себя не без гордости величал москвичом (не китайской машиной, а жителем столицы). Причём говорил крайне актуальные слова:

"
Я поднимаю тост за то, чтобы процветало таджикское искусство, таджикский народ, за то, чтобы мы, москвичи, были всегда готовы помочь им во всем, что необходимо"

Это слова
Иосифа Сталина на декаде таджикского искусства в апреле 1941-го. Кстати, генсека можно считать самым московским среди остальных названных вождей. Он прожил в столице 35 лет, примерно половину жизни. Почти коренной по выслуге лет, так сказать.

Кстати, среди всего Политбюро первых лет Советской власти коренных москвичей было двое - Каменев и Бухарин. А среди всех фактических лидеров страны с момента переноса столицы в Москву - ни одного. Что не помешало мещанской Москве стать символом мирового коммунизма, а понаехавшим искренне любить этот город. На правах понаехавшего к сему и присоединяюсь.

Синин Евгений Юрьевич - Историк на полставочки