Детерминизм, как философская концепция и доктрина о всеобщей причинности, присуще людям и в бытовом, житейском плане. В своей работе с запросами клиентов, мы часто с ним сталкиваемся, как с точки зрения мировоззрения в целом. Так и с точки зрения фатализма, в частности, у человека.
Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено:
* судьбой;
* богами или Богом (теологический детерминизм);
* природой (космологический детерминизм);
* человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм);
* развитием общества (социальный детерминизм).
Противоположностью детерминизма, служит индетерминизм.
Детерминистская и индетерминистская установки присущи каждому из нас. Каждая в своей степени.
Если человек живет по установкам детерминизма, то он очень зависим и не гибок, во многих жизненных ситуациях и своих воззрениях. Ведь ему присуще:
- Выбор человека на 100% обусловлен.
- Человек на 100% подчинен цепи причин и следствий.
- Человек не способен начинать новые причинные ряды.
- Человек в одинаковых обстоятельствах ведет себя одинаково.
Если жизненное кредо человек связывает с индетерминизмом:
- Человек обладает свободой выбора.
- Человек способен не подчиниться цепи причин и следствий.
- Человек способен начинать новые причинные ряды.
- Человек способен поступать по разному в одинаковых ситуациях.
Свободный выбор между собственными душевными движениями для человека порой самый мучительный опыт. Который порой может быть и ничем не объяснимым. Когда объяснение становится равным пониманию причины. Свободный выбор должен быть иногда непреднамеренным. Где намерение становится равным причине.
Свободный выбор может быть ни с чем не связан. Если связь равна зависимости, а зависимость равна причине.
Свободный выбор порой бывает ничем не контролируемым. Когда контроль равно и руководство равно причине.
Свободный выбор может осуществляться без мотива и цели (мотивы и цели причинно обуславливают)
Свободный выбор безосновен, непостижим, неуправляем, неуловим …
Как часто в жизни мы испытываем не просто фрустрацию, как невозможность, что-то получить желаемое, а совершаем «пустое усилие»?
«Пустое усилие» связано с индетерминистскими установками.
Где наше «пустое усилие» будет, как попытка непосредственным волевым образом управлять собственными мыслями и чувствами. Или, как попытка непосредственным усилием воли осуществить что-либо, кроме мышечного сокращения или передвижения внимания.
Можно привести примеры пустых усилий, как стремление нашей воли здесь и сейчас, порой не увенчаются успехами.
Такие как:
- поверить
- простить
- думать позитивно
- соображать быстрее
- успокоиться
- разлюбить
- включить интуицию
- включить вдохновение
- полностью контролировать внимание
- «выкинуть это из головы»
- «взять себя в руки»
- «быть проще»
- перестать сомневаться
- подавить желание
- стать смелее.
«Пустое усилие» - попытка здесь и сейчас прямым волевым образом управлять мыслями, чувствами и состояниями. Оно часто бывает не продуктивно, не переходит в действие, не имеет результата, практической пользы, но энергетически чрезвычайно затратно, «выматывает» человека. И приводит к субъективно-избыточным эмоциям, мешающим, дисфункциональным переживаниям, руминациям.
Пример: Я ошибся!
Детерминистская установка:
Я не мог не допустить ошибки- Нужно понять причину ошибки- Определение причины ошибки- Исправление и профилактика
Индетерминистская установка: Я мог не допустить ошибки-Нужно контролировать мышление-Пустое усилие (Самоедство, руминации).
«+» и «-» Детерминистской установки.
Что мы приобретаем, принимая детерминистскую установку?
Свободу от мешающих эмоций, от внутренних конфликтов, руминаций и самоедства.
Что мы теряем, принимая детерминистскую установку?
Моральную ответственность. Понятия героизма, справедливой заслуги, переживания гордости.
Бытие личностью: «Я», самосознание, субъектность, «творчество», «авторство своей жизни», измерение «высоких смыслов», возможность глубинно-экзистенциального общения.
Как совместить детерминистскую установку и ощущение себя личностью?
- личность, «Я» - иллюзия
- свобода воли есть, но «крайне мала», большинство наших действий
и переживаний детерминировано
- свобода и детерминизм являются двумя сторонами антиномии.
Антиномия – ситуация, в которой противоречащие друг другу суждения об одном и том же объекте являются одинаково верными. При этом тезис и антитезис не предполагают возможности логического синтеза, а допускают примирение только за пределами линейной логики.
«Истина есть суждение само-противоречивое», писал П.Флоренский. Когда мы говорим о естественно-научной антиномии, то будет работать «принцип дополнительности Бора», когда информацию об объекте, полученную при некоторых определенных условиях, надо рассматривать как дополнительную к информации, полученной при других условиях.
Особенно разнообразны религиозные и философские антиномии и не одно «копье» сломалось в научных спорах и диспутах.
Получается «Человек свободен и детерминирован одновременно»!
Но, как мыслить сразу о двух взаимоисключающих вещах?
Как подняться над линейной логикой? Как заставить ум думать то и другое без «шизофрении»? Не является ли попытка принять эту антиномию «пустым усилием»?
Доказательством этого служит такое естественное переживание как вдохновение, танец, спорт, «практики осознаности», терапевтическая ситуация, инсайт, общение с животными и даже вождение.
Как сложить оба понятия вместе- «Я свободен» и «Я детерминирован»? Ведь человек ограничен в понимании этих понятий еще и языковой структурой, которая влияет на наше мышление. Мы не можем мыслить независимо от языка. И получается, что о собственной детерминированности мы можем мыслить только антиномично. Вот и все…
Автор: Панчикова Ольга Павловна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru