Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Детерминизм и свободный выбор, который безосновен, непостижим, неуправляем, неуловим …

Детерминизм, как философская концепция и доктрина о всеобщей причинности, присуще людям и в бытовом, житейском плане. В своей работе с запросами клиентов, мы часто с ним сталкиваемся, как с точки зрения мировоззрения в целом. Так и с точки зрения фатализма, в частности, у человека.

Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено:

* судьбой;

* богами или Богом (теологический детерминизм);

* природой (космологический детерминизм);

* человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм);

* развитием общества (социальный детерминизм).

Противоположностью детерминизма, служит индетерминизм.

Детерминистская и индетерминистская установки присущи каждому из нас. Каждая в своей степени.

Если человек живет по установкам детерминизма, то он очень зависим и не гибок, во многих жизненных ситуациях и своих воззрениях. Ведь ему присуще:

  • Выбор человека на 100% обусловлен.
  • Человек на 100% подчинен цепи причин и следствий.
  • Человек не способен начинать новые причинные ряды.
  • Человек в одинаковых обстоятельствах ведет себя одинаково.

Если жизненное кредо человек связывает с индетерминизмом:

  • Человек обладает свободой выбора.
  • Человек способен не подчиниться цепи причин и следствий.
  • Человек способен начинать новые причинные ряды.
  • Человек способен поступать по разному в одинаковых ситуациях.

Свободный выбор между собственными душевными движениями для человека порой самый мучительный опыт. Который порой может быть и ничем не объяснимым. Когда объяснение становится равным пониманию причины. Свободный выбор должен быть иногда непреднамеренным. Где намерение становится равным причине.

Свободный выбор может быть ни с чем не связан. Если связь равна зависимости, а зависимость равна причине.

Свободный выбор порой бывает ничем не контролируемым. Когда контроль равно и руководство равно причине.

Свободный выбор может осуществляться без мотива и цели (мотивы и цели причинно обуславливают)

Свободный выбор безосновен, непостижим, неуправляем, неуловим …

Как часто в жизни мы испытываем не просто фрустрацию, как невозможность, что-то получить желаемое, а совершаем «пустое усилие»?

«Пустое усилие» связано с индетерминистскими установками.

Где наше «пустое усилие» будет, как попытка непосредственным волевым образом управлять собственными мыслями и чувствами. Или, как попытка непосредственным усилием воли осуществить что-либо, кроме мышечного сокращения или передвижения внимания.

Можно привести примеры пустых усилий, как стремление нашей воли здесь и сейчас, порой не увенчаются успехами.

Такие как:

- поверить

- простить

- думать позитивно

- соображать быстрее

- успокоиться

- разлюбить

- включить интуицию

- включить вдохновение

- полностью контролировать внимание

- «выкинуть это из головы»

- «взять себя в руки»

- «быть проще»

- перестать сомневаться

- подавить желание

- стать смелее.

«Пустое усилие» - попытка здесь и сейчас прямым волевым образом управлять мыслями, чувствами и состояниями. Оно часто бывает не продуктивно, не переходит в действие, не имеет результата, практической пользы, но энергетически чрезвычайно затратно, «выматывает» человека. И приводит к субъективно-избыточным эмоциям, мешающим, дисфункциональным переживаниям, руминациям.

Пример: Я ошибся!

Детерминистская установка:

Я не мог не допустить ошибки- Нужно понять причину ошибки- Определение причины ошибки- Исправление и профилактика

Индетерминистская установка: Я мог не допустить ошибки-Нужно контролировать мышление-Пустое усилие (Самоедство, руминации).

«+» и «-» Детерминистской установки.

Что мы приобретаем, принимая детерминистскую установку?

Свободу от мешающих эмоций, от внутренних конфликтов, руминаций и самоедства.

Что мы теряем, принимая детерминистскую установку?

Моральную ответственность. Понятия героизма, справедливой заслуги, переживания гордости.

Бытие личностью: «Я», самосознание, субъектность, «творчество», «авторство своей жизни», измерение «высоких смыслов», возможность глубинно-экзистенциального общения.

Как совместить детерминистскую установку и ощущение себя личностью?

  • личность, «Я» - иллюзия
  • свобода воли есть, но «крайне мала», большинство наших действий

и переживаний детерминировано

  • свобода и детерминизм являются двумя сторонами антиномии.

Антиномия – ситуация, в которой противоречащие друг другу суждения об одном и том же объекте являются одинаково верными. При этом тезис и антитезис не предполагают возможности логического синтеза, а допускают примирение только за пределами линейной логики.

«Истина есть суждение само-противоречивое», писал П.Флоренский. Когда мы говорим о естественно-научной антиномии, то будет работать «принцип дополнительности Бора», когда информацию об объекте, полученную при некоторых определенных условиях, надо рассматривать как дополнительную к информации, полученной при других условиях.

Особенно разнообразны религиозные и философские антиномии и не одно «копье» сломалось в научных спорах и диспутах.

Получается «Человек свободен и детерминирован одновременно»!

Но, как мыслить сразу о двух взаимоисключающих вещах?

Как подняться над линейной логикой? Как заставить ум думать то и другое без «шизофрении»? Не является ли попытка принять эту антиномию «пустым усилием»?

Доказательством этого служит такое естественное переживание как вдохновение, танец, спорт, «практики осознаности», терапевтическая ситуация, инсайт, общение с животными и даже вождение.

Как сложить оба понятия вместе- «Я свободен» и «Я детерминирован»? Ведь человек ограничен в понимании этих понятий еще и языковой структурой, которая влияет на наше мышление. Мы не можем мыслить независимо от языка. И получается, что о собственной детерминированности мы можем мыслить только антиномично. Вот и все…

Автор: Панчикова Ольга Павловна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru