Привязанность – плохо осознаваемая специфическая форма поведения, которая проявляется в ситуации опасности (дистресса) в виде поиска безопасности рядом с близкими людьми (фигурами привязанности).
Стратегия привязанности – это то, как человек обеспечивает себе безопасность находясь в стрессе (опасности, одиночестве, болезни, хаосе).
Тип привязанности формируется в ранних близких отношениях со значимым взрослым (фигурой привязанности). Как правило таким человеком является мать, или другой человек (отец, бабушка, дедушка, няня, сестра и пр.) который в большей степени удовлетворяет базовые потребности ребенка, проводя с ним больше всего вовлеченного (качественного) времени, а не просто физически присутствуя рядом.
Для взрослых в качестве фигуры привязанности может выступать романтический партнер.
Фигура привязанности – это тот, к кому в первую очередь обращается человек в состоянии стресса. Это более мудрый, сильный и заслуживающий доверия человек, отношения с которым являются уникальными и эмоционально заряженными (однако могут быть и не всегда безопасными).
Идеальная фигура привязанности – это предсказуемо чутко настроенный (сонастроенный) на потребности ребенка взрослый, который учитывает реальные способности к развитию (зону ближайшего развития по Л.Выготскому) своего подопечного, и создает оптимальные безопасные условия для исследования мира через игру и любопытство.
Джон Боулби обратил внимание, что привязанность тесно связана с психологическими защитными механизмами, которые работают как фильтры и допускают до сознания информацию таким образом, чтобы ребенок (или взрослый человек) был способен пережить опасность, а также принять решение и справиться с переживаниями наиболее оптимальным образом. Однако эти стратегии поведения очень часто переносятся на всю жизнь человека, значительно ограничивая реализацию его природного потенциала, из-за того, что не учитывают изменившуюся внешнюю среду и возросшие возможности человека.
Стратегия привязанности представляет собой наилучшее сочетание особенностей, с одной стороны - работы нервной системы и мозга человека, а с другой - поведения фигуры привязанности. Это позволяет наиболее успешно выживать и развиваться, получая максимально возможную любовь рядом с имеющейся родителем, опекуном или партнером.
Последовательница Джона Боулби и Мэри Эйнсворт - Патрисия Криттенден - создала динамическую модель привязанности и адаптации (ДМС), согласно которой:
Привязанность – это стратегия межличностного взаимодействия в условиях непредсказуемости, угрозы или опасности, основанная на особенностях обработки когнитивной (избегающие стратегии) и аффективной информации (тревожно-амбивалентные стратегии).
Когнитивная информация представляет собой упорядоченные во времени логические связи между событиями «если …, то …», это понятия, идеи и действия.
Аффективная информация – это эмоционально насыщенные опыт, включающий телесные ощущения и их аффективное выражение в виде эмоции и чувств. Подробнее об эмоциях и их значениях можно почитать здесь.
Возникновение у ребенка, а в последствии и у взрослого человека, определенной стратегии привязанности по П.Криттенден зависит от степени опасности среды (безопасно – опасно). Опасность среды выражается в поведении фигуры привязанности относительно удовлетворения потребностей зависимого лица:
- А1-А8 – избегающая стратегия (преимущественно когнитивное восприятие) – предсказуемое, но несонастроенное поведение. Пример: Ребенок почувствовал телесный дискомфорт и выразил его с помощью плача – опекун разозлился, что его отвлекли от какого-то важного дела, начал ребенка трясти или ушел в другую комнату. Ребенок сделал вывод, что чувствовать и выражать свои потребности опасно или бесполезно.
- B1-А6 – безопасная стратегия (интегрированное реальное восприятие когниций и аффекта) – сонастроенное поведение. Пример: Ребенок почувствовал телесный дискомфорт и выразил его с помощью плача – опекун его покормил, переодел, покачал на ручках. Ребенок сделал вывод, что важно чувствовать и выражать свои потребности.
- C1-C8 – амбивалетная стратегия (преимущественно аффективное восприятие) – непредсказуемое, то сонастроенное, то несонастроенное поведение. Пример: Ребенок почувствовал телесный дискомфорт и выразил его с помощью плача – один раз опекун его покормил, переодел и покачал на ручках, а в другой не услышал плача и продолжил "сидеть" в телефоне. Ребенок сделал вывод, что важно чувствовать и выражать свои потребности как можно интенсивнее, чтобы повысить вероятность удовлетворения потребностей.
- D – дизорганизованная стратегия (искаженное восприятие когниций и аффекта) – непредсказуемое поведение взрослого.
Чем опаснее среда, тем ниже они расположены на диаграмме ДМС, тем больше требуется искажения когнитивной и эмоциональной информации, чтобы выжить, т.е. сохранить отношения с имеющейся фигурой привязанности.
Визуальное изображение динамической модели созревания привязанности
(ДМС) Патрисии Маккинси Криттенден
Стратегии привязанности – это способы удовлетворения потребностей.
С разными людьми и в разных обстоятельствах человек может использовать разные стратегии. В более опасных ситуациях он может «проваливаться» в более низкие стратегии. В одних ситуациях стратегии могут быть функциональными, а в других те же самые стратеги дисфункциональными. Поэтому ошибочно говорить о существовании «хороших» и «плохих» стратегий привязанности. Безопасные привязанности желаемы, так как способствуют более полному удовлетворению потребностей, но только в безопасных условиях. Чем опаснее условия среды, тем безопасные использовать стратегии более низкого уровня.
Люди помогающий профессий – психологи, учителя, духовенство, тренера, друзья могут выступать в качестве переходной или вспомогательной фигуры привязанности. Они помогают пережить и переработать травматичный опыт, создать вокруг себя безопасную среду, а также получить в контакте с ними опыт здоровых отношений (безопасной привязанности).
Вывод: Тип привязанности является адаптивным, а не константным, поэтому в безопасной среде клиент-терапевтических отношений есть возможность освоить стратегии более высокого уровня, а затем перенести их в реальную жизнь, а значить начать жить более насыщенной и счастливой жизнью!!
Продолжение в следующих моих статьях ...
О клинических проявлениях нарушений привязанности вы можете подробнее почитать в моих статьях:
1) КПТСР - травма привязанности. Симптоматика КПТСР в МКБ-11
2) КПТСР - травма близких отношений.
3) Руминации при КПТСР
4) Что делать с руминациями?
Автор: Анна Редюк
Психолог, Магистр-пси-наук Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru