На первый взгляд - нелепость. Но в нашей работе и не такое бывает. И дело даже не в том, что, в отличие от педагогов обычных школ и детских садов, наши педагоги работают исключительно с особенными детишками.
Нет, в этом случае, я считаю, что наличие у наших воспитанников каких-либо нарушений никакой роли не играет. Здесь дело в другом... Наверное, в самом отношении родителей и в том, как порой некоторые люди, слепо подчиняясь каждому детскому всхлипу, могут путать реальные потребности с обычными капризами.
Ну а дальше, по классике, если этот каприз не оказывается удовлетворенным, то ответственность за это несет исключительно педагог. И по шапке получает тоже он! А иначе как? Ведь все последствия "взаимодействия" педагога с ребенком - вот они, налицо: ребенок расстроился, обиделся, плачет... Плохая тётя! Плохая!
А что случилось-то?
Итак, обычный рабочий день в нашем любимом спецучреждении для детей с особенностями развития. Первая половина дня.
Ребятки из нашего стационара - привычно и по расписанию ходят по коррекционно-развивающим занятиям и медицинским процедурам. Ну и в нашем "творческом" кабинете - тоже работа кипит, дети приходят к нам на кружковые занятия: на рисование, на лепку, ну и в один из моих кружков - оригами!
Нет, сейчас не буду хныкать о том, что далеко не все особенные ребятки (среди которых есть те, кто вообще не понимают обращенную речь, а могут только кричать и кусаться) могут заниматься творчеством! Об этом уже писано-переписано! А о том, какие неожиданные ситуации могут возникнуть на занятии с ребенком, который вплоне МОЖЕТ и на рабочем месте сидеть, и понимать инструкции, и даже некоторые несложные задания выполнять!
Милена
Хорошенькая девочка из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь - понимает, инструкции педагогов - тоже... Только выполняет их далеко не всегда. Может некоторое время капризничать и отворачиваться, морщиться и хныкать (при этом - ни слёз, ни испуга на лице).
Поэтому, педагоги идут двумя путями: кто-то - сюсюкает, уговаривает, упрашивает и обещает конфетку или наклейку к концу урока, а кто-то - просто вызывает маму из коридора, чтобы уже она упрашивала и сама придумывала, каких "плюшек" девочке наобещать.
Я давным-давно уже выбрала второй путь! Не потому что я - безответственная бессердечная грымза, ненавидящая капризных детишек, а потому что не могу тянуть время... ведь, простите, пока я (чужая тётя!) буду придумывать способы вознаграждения в течение 10 минут, родная мамочка, которая, естественно, знакома с девочкой ближе, знает, как уговорить ее гораздо быстрее, ну правда же?
Да и... ну НЕТ у меня конфет и наклеек! А покупать их для таких целей - уж извините...
Посему, на МОИХ занятиях с Миленой - теперь всегда присутствует мама. И уговаривает. И на выходе мы получаем и неплохие поделочки, и убеждение мамы в том, что я действительно ЗАНИМАЮСЬ с ребенком, а не "отбываю время"...
И вообще, мама Милены вела себя на занятиях (не только на моих) просто замечательно. Не только по части "уговоров"! Она и и подсказывала дочке, и поправляла, если вдруг Милена делала что-то не так, но никогда не делала работу за неё, как иногда делают другие мамочки. И вообще, я даже не предполагала, что такой положительный человек мог бы потом меня так жёстко "уесть"...
А теперь о самом ведре... но "с сотворения мира"
Когда-то давно я просила заведующую нашим кружковым отделом заказать для занятий большие(!) высокобортные раздаточные ванночки, хотя бы штуки три. Именно для оригами!
Большие - из-за того, что бумажные заготовки часто бывают довольно крупные, не такие как кусочки для аппликации. А высокобортные - нууу... любят наши ребятки, прежде чем начать работать, "прочувствовать" материал, интенсивно пошерудить в нем ручками (я не негодую, просто особенность у людей такая). И, конечно же, некоторые кусочки-листочки могут сразу разлетаться в разные стороны, падать на пол... А если бортики высокие - то детальки с большей вероятностью останутся в "таре", а в работе больше порядка будет, как-то так.
Ну и?
Ванночки, конечно же, никто не заказывал... да и не удивился никто. Но сама заведующая этот вопрос с повестки не сняла и все равно постаралась как-то "улучшить рабочий процесс".
Посему, когда очередная государственная организация (некий колледж) заполнила наш ежемесячный "сундук храбрости" новыми подарками, среди которых было много песочных наборов, заведующая выделила оттуда для меня 3 больших пластмассовых ведерка.
Потрясающий ход! Широкие, устойчивые, яркие, с довольно толстым донышком! Все как по заказу! И, самое главное, с высокими бортиками!
Конечно же, я сразу начала их использовать на занятиях по оригами и складывала туда крупные детали для поделок, с которыми мы работали на уроках.
Занятие с Миленой
Тоже, как и всем, подготовила я Милене перед занятием детальки для поделки (довольно длинные прямоугольные листочки, которые как нельзя лучше помещались именно в ведёрке), клей, линейку, валик, готовые образцы... ну, всё что положено.
А Милена, которая после долгих маминых уговоров и обещания разрешить поиграть в телефон, все же согласилась на изготовление поделки, вместо того, чтобы, как обычно, брать детальки и следовать моим инструкциям, схватила само ведерко.
- Милена, тебе не нужно брать сразу ВСЕ детальки, возьми из ведерка только одну, - мягко говорю ей, - сейчас нам нужен только красный прямоугольник.
А Милена - вцепилась в ведерко и кричит:
- Моё! Мне! Хочууу! Себе хочу!
- А, тебе, наверное, САМО ВЕДЕРОЧКО понравилось? - спрашивает её мама, - нуууу, если будешь хорошо заниматься, то тётя, может быть, тебе его после занятия подарит!
Штаааа?
Нет, я всё понимаю! Тёти, работающие с особенными детками, должны быть добрыми и щедрыми, но ведь... в рамках разумного! Да и, к тому же... что-то уже несколько дней я вела занятия с применением ведер, но что-то ни разу никто не решил, что я тут раздаю не только готовые поделки, но и вёдра!
А тут - добрая коллега вмешалась (соседка по кабинету, педагог по игротерапии, очень справедливый и совестливый человек):
- Мамочка, все ребятки еще неделю назад получили песочные наборы из "сундука храбрости", там таких ведерок целая куча была! И даже лучше!
- Ну, Миленочка тогда не захотела его брать, - ответила мама, - она из сундука взяла набор для ванны - морских обитателей! А песочный - не захотела, там формочек слишком мало.
Мама еще что-то хотела сказать, но Миленочка её крикливо перебила:
- Хочу ведерко! Ааааа! Отдаааай!
Нет, ну, в принципе, у меня еще есть 2 ведра! Однако... да почему я, опять, в угоду чьим-то капризам, должна проявлять "мягкость и человеколюбие"?! А может это правильнее будет назвать слабостью и бесхребетностью?
Жадина!
В общем, набираю побольше воздуха и говорю девочке:
- Извини, Милена, но НЕТ, не подарю. Это ведерко - для занятий, а не для игры.
- Ааааа! Почемуууу? - возмущается Милена.
Пережидаю некоторое время, пока Милена станет вести себя чуть тише, и отвечаю:
- Потому что ведерко понадобится на занятиях и другим ребяткам. Если не будет ведерка - занятие не получится.
Милена - плачет, всхлипывает, ей уже не до поделки... Точнее - делать-то она делает (мама все же умеет уговаривать), но настроения - вообще ни у кого в кабинете нет. Совсем!
А после урока, когда Милена всё же "попытала последнюю надежду" и схватила ведерко, мама нежно его вытащила из девочкиных рук и поставила на стол. А потом сказала:
- Ничего страшного! Раз эта тётя - жадная, мы к воспитателям подойдем и попросим. Думаю, наборы раздали не все и что-то у них там осталось. Добудем тебе ведерко, не расстраивайся.
Расстроилась или "настроилась" потом Милена - не знаю. А я вот - расстроилась. Жадная тётя я, вот!
Интересно, а какой хуже быть: жадной или бесхребетной?
В общем, решила на каждое ведерко бумажки наклеить, что-нибудь типа "заготовки для поделок" или "бумага для оригами"... Вот, точно! Завтра утром, до занятий, этим и займусь!
Вам же, дорогие читатели, полные чаши, а не пустые вёдра!
Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки