Расчетами, проектированием, изготовлением, отстройкой и тюнингом колонок сознательно занимаюсь лет семь. S90 в руки не попадали ни разу. Среди меломанов эти колонки не в особом почтении. Но тут позвонили с предложением посмотреть, что можно сделать со звуком этой модели и я согласился. Почитав отзывы про S90-012 и сходу найдя предложения по их доработке, дождался их приезда.
Звук колонок тембрально правильный, что и должно соответствовать колонкам высшей категории сложности (это утверждение из их описания). Несмотря на категорию, бас имеет сабвуферный характер с подчеркнутой монотонностью и пришлось согласиться с мнением в отзывах, что средние частоты являются слабым звеном этих колонок. Предложения по оклейке всего внутри чем ни будь, замене конденсаторов, применения кроссоверов шестого порядка и заклейки окон корзины среднечастотника для изменения его добротности по моей оценке не позволят получить хороший звук. Основа улучшения звучания колонок - работа с кроссовером. Известно, что при прочих равных уменьшение порядка фильтра позволяет довести до динамиков больше звука. Количество сохраненной звуковой информации, при соблюдении тембрального баланса, есть прямой путь к росту музыкальности и движению к натуральности воспроизводимой музыки. Колонки оборудованы фильтрами второго порядка. Поэтому решил выполнить проверку возможности получить лучший звук построением новых фильтров акустики первым порядком. Бонусом фильтров первого порядка является их меньшая требовательность по фазовому согласованию полос раздела.
Работа по созданию фильтра первого порядка далась не просто. Оказалось, что более качественные катушки индуктивности, хорошо проявляющие себя в каждом случае, здесь не требуются. С качественными катушками недочеты конструкции динамиков и не лучшие особенности их звучания становились подчеркнуто заметными. Сложности возникли и с выбором частоты раздела между СЧ и ВЧ динамиками. СЧ динамик имеет механические резонансы в верхней части своей полосы. Их нужно было обрезать, а полосу ВЧ динамика опустить ниже. При этом ВЧ динамик был не способен отыграть так низко, как это требовал обрезанный среднечастотник. В конце концов, компромисс был найден. Звук стал лучше. Весь звук колонок концентрировался между СЧ и ВЧ динамиками, не рассыпался и не смешивался. Это и является характерной особенностью фазового согласования полос. Бас, ввиду своей подчеркнутой основательности, дополнял эту картину снизу не мешая средним частотам. Однако, получилось так, что некоторые записи «не шли». Не хотелось слушать классическую музыку, отдельные треки разных групп и даже электроника вызывала вопросы.
И тут родилась идея перевести СЧ динамик в открытое исполнение. Чтобы не кромсать корпус акустики, а вдруг решение не пройдет, открутил винты крепления СЧ головки и выдвинул ее наружу таким образом, что получился зазор в пару сантиметров с фронтальной панелью. Поставив распорки между корзиной и торцом стакана изолирующего СЧ динамик внутри корпуса АС из свернутой бумаги, чтобы временно его зафиксировать, я получил вариант псевдо открытой установки динамика. Это решение стало ключом к хорошему звуку. Теперь колонки стало приятно слушать на любой громкости. Фильтр первого порядка упростил работу компрессионному низкочастотнику и он стал отчетливо и более легко отыгрывать на маленькой громкости. Средние частоты обрели легкость. Классическая музыка, оперное пение и электроника задышали многообразием звуков и эта разница отчетливо стала слышна. Предлагаемые подходы являются новым и оригинальными для тюнинга колонок S-90. Лавсановая диафрагма пищалки отыгрывала вполне качественно. В целом звук обновленной акустики получился слитным, с впечатлением солидности и дороговизны. Фильтр максимально использует детали из имеющегося заводского варианта. Новый номинал катушки для НЧ динамика можно получить сматыванием витков у имеющейся. Новые номиналы резисторов – получить составным способом либо, как в моем случае, использованием проволочных переменных керамических резисторов большой мощности (15вт и выше). Тем не менее, оставались претензии по басу: размазанному, массивному, гулкому. Это не подгуживание внутри корпуса. Это характер работы динамика в фирменном корпусе. Здесь можно согласиться, что доработка корпуса в плане увеличения жесткости вклейкой распорок и, возможно, уменьшение длины фазоинвертора для поднятия частоты его настройки, сделают бас быстрее и разборчивее. Но у меня не было еще согласия владельца акустики на такое радикальное вмешательство в конструкцию колонок. Открытое исполнение среднечастотника тоже требовало изготовления герметичного проставка между стаканом и задней стенкой корпуса с тем, чтобы высверлить отверстие в задней стенке и соединить динамик с открытым пространством. Поэтому на данном этапе все оставалось так, как описал выше. В качестве эксперимента, подставил под колонку (а предложение по тюнингу всегда провожу только на одной колонке) три опоры –вибророзвязки. Они представляют собой конус, установленный на трех твердотельных шариках, плюс неметаллический промежуточный поглотитель. Их мне рекомендовал хороший знакомый. Подставки позволили собраться басу и стать более коротким. От такого звука уже душа стала радоваться, колонки хотелось слушать. Увы, окончательного варианта тюнинга сейчас не будет. Владелец этих колонок пока финансово не готов к проведению таких работ и проект отложен до лучшего времени. Однако, новый полученный звук положительно отметил сразу.
Так как результат получен, посчитал возможным поделиться этой наработкой на своей странице. Еще раз просмотрел интернет по вопросу доработки этой модели колонок и нашел еще одну публикацию, в которой автор прошел более длинный путь и пришел к похожему результату. Схема его фильтра отягощена дополнительными элементами, что является данностью использования программных калькуляторов и показатель недостатка опыта. Технически, от дополнительных цепочек, характеристики колонок становятся лучше, а звук наоборот (можете проверить самостоятельно). Тем не менее, схема фильтра по НЧ соответствует и моему решению, а по СЧ, имеет небольшие отличия. Пищалка подключена фильтром второго порядка. Это означает, что автор либо не смог нащупать нужную частоту раздела, что позволяет пищалке работать стабильно, либо, ввиду разброса параметров у динамиков, в его случае пришлось использовать только фильтр второго порядка. В данной связи еще раз отмечу, что только новая схема фильтра для СЧ динамика не позволяет раскрыть его потенциал. Только в совокупности с переводом сч динамика в открытое акустическое оформление можно добиться весьма качественного звука данной модели колонок. Естественно, кабели внутренней разводки следует заменить на более качественные и большего сечения. Я бы рекомендовал использовать сечение для НЧ и СЧ 3.0кв.мм., а для ВЧ достаточно 1.0-1.5кв.мм. Акустические терминалы колонок предлагаю заменить на современные.
Кому важны характеристики, измерения, прошу обращаться к материалу автора (https://mysku.club/blog/diy/83966.html), о котором упоминал в публикации. Мой вариант тюнинга колонок основан на другом подходе, а он менее понятен для следования. Поэтому прикладываю готовое решение для повторения, кому это важно.
Удачи всем и хорошего звука.
Радиотехника S90-012 что можно сделать со звуком
7 июля 20247 июл 2024
2965
6 мин
36