Найти тему
ЮЖД Алекс

В нашем Кратово известный тепловоз ТУ2

ТУ2-241 едет под состав на станции "Юность"
ТУ2-241 едет под состав на станции "Юность"

Заголовок данной статьи - отрывок из гимна Московской Детской железной Дороги, но что же это за тепловоз такой? В сегодняшнем сюжете и узнаем!

ТУ2-241 следует по второму пути станции "Юность"
ТУ2-241 следует по второму пути станции "Юность"

А речь пойдет сегодня о ТУ2-241. Данный локомотив был выпущен в ноябре 1959 года на Калужском машиностроительном заводе. Сначала данная машина попала в ТЧ-23 "Тула-Лихвинская" и до апреля 1971 эксплуатировалась там. После тепловоз отправился на Новомосковскую Детскую Железную Дорогу. Прослужил он там целых 42 года, а после был отправлен в резерв. Через 3 года ТУ2 отправился на капитальный ремонт в ООО "Ретро-Сервис" и уже в 2018 году был передан на МДЖД в посёлке Кратово. А в 2024 он получил новое название "Чайка".

Дизель 1Д12
Дизель 1Д12

С историей разобрались, перейдём к технической части. Тепловоз оснащен четырехтактным, быстроходным, нереверсивным, жидкостного охлаждения, со струйным распылителем топлива, 12-и цилиндровые с V-образным расположением цилиндров, Барнаульского завода дизелем 1Д12-300. Данные двигатели широко применялись на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте. Начало проекта этого двигателя пошло с Харьковского паровозостроительного завода с 1931-1939 годов, одновременно с В-2 в 1930 годах создавался авиадизель АН-1. К началу Великой Отечественной войны он устанавливался на танки Т-34.

Схема расположения оборудования тепловоза ТУ2
Схема расположения оборудования тепловоза ТУ2

Большая часть тепловозов около 90% имеют электрическую передачу.
Тепловозы серии ТУ-2 имеют электрическую передачу постоянного тока, состоящую из генератора постоянного тока, 4-х тяговых электродвигателей постоянного тока и вспомогательного электрооборудования.
Главный генератор предназначен для преобразования механической энергии дизеля 300 л.с в электрическую 195 кВт, а так же используется в качестве стартера при запуске дизеля.

Схема воздушной системы тормоза
Схема воздушной системы тормоза

Система состоит: - пневматической системы управления,
пневматической системы песочниц, пневматической системы
тормозов.

В систему входит - источник сжатого воздуха, механизмы и
аппараты в которых сжатый воздух используется в качестве
рабочего тела, резервуары и воздухопроводы.
Пневматическая система управления тепловозом включает:
- электропневматические вентили управления оборотами дизеля ,
-электропневматические вентили привода реверсора
-электропневматический привод включения вентилятора
холодильника
- электропневматические вентили подачи звуковых сигналов
громкий и свисток.

Пневматическая система песочниц включает в себя:
-приборы управления
-форсунки и воздуховоды.

Пневматическая система тормозов разделяется на следующие
основные группы:

Питательная тормозная магистраль - компрессор, главные
резервуары, регулятор давления, предохранительный клапан,
обратный клапан, отстойник и спускные краны.
Управление тормозами - краны машиниста, кран вспомогательного
тормоза, комбинированный кран, кран двойной тяги.
Торможения – воздухораспределитель, реле давления, тормозной
цилиндр, запасный резервуар.
Воздухопроводов с арматурой - фильтры, концевые и
разобщительные краны, соединительные рукава,
переключательные клапаны.
Тормозной рычажной передачи – рычаги, тяги, башмаки, колодки.

Компрессор Э – 400 одноступенчатый, двухцилиндровый с
горизонтальным расположением цилиндров. В компрессоре Э-400 при движении поршней в одном из цилиндров происходит всасывание воздуха а в другом – нагнетание. Причем за один оборот коленчатого вала в каждом
цилиндре совершается полный цикл. Редуктор компрессора состоит из двух цилиндрических шестерен с шевронными зубьями малая ведущая имеет 16 зубьев большая 82 .

Регулятор давления предназначен для автоматического
управления включением компрессора при давлении менее 7,9
кГ./см. и выключением при давлении 8,2 кГ./см.

Главные резервуары 2 шт. расположенные по краям топливного
бака общей емкостью 280 литров для хранения запасов воздуха,
имеют краники для слива конденсата. На главном резервуаре
установлен предохранительный клапан, предусмотренный на
случай неисправности регулятора давления воздуха.

Обратный клапан удерживает воздух в главных резервуарах при
отключении компрессора исключая выхода в атмосферу.
Отстойник служит для сбора конденсата, в нем предусмотрен
спускной кран.
Тепловозы ТУ-2 оснащены прямодействующим автоматическим
тормозом с воздухораспределителем № 270 и кранами машиниста
№ 394. Кроме автоматического тепловозы имеют вспомогательный
тормоз с краном № 254.
Воздухораспределитель №270 предназначен для автоматического
распределения сжатого воздуха между приборами тормозной
системы в зависимости от изменения давления в тормозной
магистрали.
Кран машиниста № 394 для автоматического управления
тормозами поезда (зарядка тормозной магистрали, поддержание в
ней определенного давления , выпуск воздуха в атмосферу при
торможении . Кран имеет 6 положений ручки: 1 – отпуск и зарядка
2 – поездное, 3- перекрыша без питания тормозной магистрали , 4 –
перекрыша с питанием тормозной магистрали , 5 – служебное
торможение, 5А – торможение длинносоставных поездов, 6 -
экстренное торможение.

Кран вспомогательного тормоза (КВТ) № 254 предназначен для
управления тормозами локомотива.

Он включает в себя части: верхнюю (регулировочную), среднюю
(повторительное реле) и нижнюю (привалочную плиту).

Кран № 254 может работать по двум схемам включения:
независимой (кран отключен от Вр) и в качестве повторителя.

Кран усл. № 254 имеет шесть рабочих положений ручки: 1 —
отпускное (подвижная втулка буфера отпуска утоплена в прилив
верхней части); 2 — поездное; 3 — 6 — тормозные.
Если краном вспомогательного тормоза не пользуются, то его
ручка находится в поездном положении под усилием пружины,
действующей на втулку 21 буфера отпуска.

Схема топливной системы ТУ2
Схема топливной системы ТУ2

Топливная система служит для хранения, фильтрации и подвода топлива к топливному насосу дизеля.
Она включает в себя: топливный бак, обратный клапан, фильтр грубой очистки,
вспомогательный топливный насос, перепускной клапан, топливоподкачивающий насос, фильтр тонкой очистки, трубопроводы, топливный насос высокого давления и форсунки.
Система окрашена в жёлтый цвет.
Топливный бак емкостью 700 литров, расположен под средней частью рамы тепловоза, служит для хранения запаса дизельного топлива. Бак имеет две горловины с сетчатыми фильтрами для наполнения его топливом. Расположение горловин позволяет набирать топливо с обеих сторон тепловоза. В отстойнике бака спускная пробка для слива загрязнённого топлива и воды. Над отстойником расположены две трубы: всасывающая – для забора топлива из бака и сливная – для слива избытка его при работе вспомогательного топливного насоса. Трубы сообщаются между собой через приёмник,
который имеет отверстие для поступления в него топлива из бака. При таком
расположении труб в системе создаётся циркуляция топлива с многократным проходом его через фильтр грубой отчистки перед поступление в дизель. Для промывки бака предусмотрены люки, закрываемые пробками на резьбе. Слой теплоизоляции из войлока толщиной 8 – 10 мм. на боковых стенках и днище бака предохраняет находящееся в нём топливо от сильного охлаждения при низких температурах окружающего воздуха. Мерная рейка служит для определения степени заполнения бака. При наборе топлива необходимо
следить, чтобы в бак не попадали грязь, снег и вода. Нельзя допускать наполнение бака без фильтра в горловине и оставлять горловину открытой после набора топлива. Набор несоответствующего топлива не допускается.
Топливопроводы дизеля должны иметь герметичные соединения между собой и в местах
присоединения к корпусам топливной аппаратуры и фильтрам. Внутренние поверхности трубопроводов должны быть чистыми и устойчивыми к коррозии, а наружные
поверхности соединённых элементов оцинкованными. Топливопроводы следует надёжно укреплять для предохранения их от вибрации во время работы тепловоза. Сплющенные трубопроводы, повреждённые штуцера и накидные гайки должны заменяться.
Обратный клапан удерживает топливо в системе исключая его слив в топливный бак. Фильтр грубой очистки топлива установлен перед вспомогательным топливным насосом, задерживает сравнительно крупные механические примеси.

Гофрированная цилиндрическая поверхность стакана покрыта
в 2 слоя металлической сеткой. Топливо, проходя через сетки, очищается от механических примесей и поступает по каналам между впадинами гофрированной поверхности стакана в полость крышки.

Фильтр грубой очистки установлен на всасывающем
трубопроводе вспомогательного топливного насоса и должен иметь незначительное сопротивление проходу топлива из бака. Промывка его производится при каждом профилактическом осмотре тепловоза.

Схема вспомогательного топливного насоса
Схема вспомогательного топливного насоса

Вспомогательный топливный насос служит для подачи топлива к
топливоподкачивающему насосу во время работы дизеля, а также для заполнения топливной системы перед её пуском. Работа вспомогательного топливного насоса происходит следующим образом: при вращении ведущей шестерни по часовой стрелке малая шестерня, вращаясь так же по часовой стрелке топливом заполняет впадины между зубьями из полости всасывания (правой по схеме), перегоняется в полость нагнетания (левую по схеме). В полости нагнетания зубья ведущей и малой шестерни входят в зацепление и выдавливают из впадин топливо, которое по штуцеру,
поступает в нагнетательный трубопровод.

Змеевик расположен в масляном баке и предназначен для подогрева топлива.
На топливопроводе перед топливоподкачивающим насосом установлен перепускной клапан, предназначенный для слива в топливный бак избытка топлива, поступающего к насосу. Он состоит из корпуса, шарового клапана, пружины и регулировочного винта.

схема топливоподкачивающего насоса
схема топливоподкачивающего насоса

Топливоподкачивающий насос дизеля 1Д12 получает вращение от коленчатого вала дизеля и служит для поддержания напора в топливной системе. Насос эксцентричного типа, в продольных пазах которого находятся четыре лопасти, в корпусе также помещён редукционный клапан для поддержания определённого давления.
Редукционный клапан выполнен двойным – снизу к нему пружиной прижимается клапан, который позволяет осуществить заполнение топливопроводов к фильтру и к топливному на неработающим дизеле. При этом топливо поступает во всасывающую полость насоса через отверстия в перепускном клапане давит на клапан и, отжимая, его вниз, заполняет топливопроводящую систему.

Топливный фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива,
поступающего к топливному насосу, от механических примесей. В корпусе, закрытом сверху крышкой, помещается фильтрующий элемент, состоящий из сетчатого клапана с шёлковым чехлом и фильтрующего пакета, набранного из чередующихся толстых и тонких войлочных или бумажных пластин.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) дизельного двигателяявляется одним из наиболее сложных узлов системы топливоподачидизельных двигателей. Топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определенным давлением (210 Атм.) и в определенный момент цикла, точно отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке приложенной к коленчатому валу. Состоит из двенадцати насосов объединенных в один корпус и предохранительного клапана. Каждый насос состоит из плунжерной пары, кулачкового вала, толкателей, пружины и отсекательного клапана.

Схема регулятора числа оборотов дизеля
Схема регулятора числа оборотов дизеля

Регулятор числа оборотов предназначен для поддерживания заданного числа оборотов дизеля, при изменении нагрузки путём изменения подачи топлива управления ТНВД. Состоит из центробежного элемента и всережимной пружины гидроусилителя.

Схема форсунки
Схема форсунки

Форсунка служит для впрыска топлива в цилиндр дизеля. Состоит из корпуса, щелевого фильтра, клапана, распылителя, регулировочного стакана с контргайкой.

Тепловоз ТУ2-241 на станции "Пионерская"
Тепловоз ТУ2-241 на станции "Пионерская"

Конечно, это не вся техническая информация, а лишь вершина айсберга, но благодаря данной статье вы узнали новую информацию про замечательный тепловоз серии ТУ2. Подписывайтесь на канал, всем удачи!