Найти тему
maya_vinbooks

Мария Понизовская о «Паучьем княжестве», новых книгах и общении с блогерами.

Мария Понизовская — автор книги «Паучье княжество» в смеси жанров царь-панк и триллер. Сегодня я поговорила с автором и приоткрыла для себя закулисье издания этой истории.

Читайте в интервью:

— Как начался писательский путь Марии?

— Какие авторы повлияли на ее творчество?

— Что она испытывала, когда ей отказывали в издании?

— Как происходила подготовка обложки «Паучьего княжества?

— Что Мария думает о сотрудничестве с блогерами?

— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?

— Добрый день! Начала писать ещё в детстве, как и многие. Лет в 9. Я тогда не знала ещё что такое фанфики, но сейчас понимаю, что это был кроссовер – "Гарри Поттер» + "Хроники Нарнии" + "Звёздные войны" – 3 в 1. Не особенно удачный опыт, но я до сих пор немного помню идею! Там было что-то про нападение войск соседней галактики на Землю, выживших землян отправляли в лагеря для опытов, а марти-сью мальчик главный герой – избранный; его успели забрать повстанцы и отправить в подпольную школу для аля джедаев-волшебников на другой планете.

— Для вас писательство хобби или нечто большее?

— Писательство – часть жизни, оно настолько со мной давно, что стало уже чем-то вроде привычки.

— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?

— Не училась на курсах, но читала несколько нонфиков и много-много статей про построение сюжета, арки и всё такое (это скорее не прямо работы по «правильному написанию книг», а про сценарное мастерство и психологию – для персонажей). И много читала художественных книг.

— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Как и для многих, наверное, больше всего мне нравится придумывать – детали быта, героев, их судьбы, сам сюжет. Нравится делать описания и прорабатывать диалоги. Не нравится писать склейки между сценами, которые бы замедляли повествование. Они нужны, но иногда… это просто мучение (особенно когда хочется перейти к жутко интересному действу).

— Как вам пришли идея «Паучьего княжества»?

— Из-за бессонницы (какое-то время я жила далеко на севере, где была непривычная мне полярная ночь, которая сбила режим сна) и тру-крайма. Я много слушала тру-крайм и смотрела остросоциальные документальные фильмы. А спала урывками. Однажды мне приснился кошмар (явно навеянный всем вышесказанным), который лёг в основу сюжета.

— Легко ли создавались герои и их имена?

— Характеры – да, я редко испытываю трудности с характерами персонажей. Думаю, связано с тем, что всегда использую прототипы (не всегда это реальные люди). Я «чувствую», какой человек мне нужен в той или иной роли, просто выбираю его и ставлю в нужные условия. С именами всё намного сложнее. Они никогда не приходят быстро, я сижу и копаюсь по несколько часов, а иногда дней в списках имён разных народов, учебниках по истории, даже в календаре святцев. Примеряю на персонажей разные имена, пока не найду то, что нужно. В «Княжестве», кстати, есть персонажи, которые носят имена тех или иных исторических фигур (но не всегда повторяют их мировоззрение или характер). А есть те, чьи имена образованы методом сложения и деления ахаха: Маришка – из-за Марины Мнишек, Улек Тёмный (эпизодический) – из-за Вещего Олега и Василия Тёмного. Это все реальные исторические личности.

— Долго ли писалась история?

— Конкретно эта книга – да. Она – первая большая работа, которая была не фанфиком (а их я писала очень-очень много раньше). «Княжество» писалось урывочно, я могла писать по несколько дней подряд, не вылезая из файла… а потом не заходила в него несколько месяцев (я писала параллельно другие работы, в том числе фанфики). Если убрать все «перерывы», то можно сказать, что книга была написана за месяцев 5. Но на самом деле… это было несколько лет.

— У многих авторов процесс издания книги происходит очень не быстро. Были ли у вас отказы в издании? Как вы справлялись с этим?

— Помнится, я участвовала в одном из конкурсов Мифа и Чердака (рукопись тогда была не закончена, это был конкурс питчей). Отказа не было, вообще никакого ответа не было (что само по себе и являлось ответом, конечно). Мне кажется, что я ходила расстроенная не очень долго, может только один тот день, когда объявили результаты. Потом пробовалась в другие питчинги, тоже не прошла. Особенно долго тоже не страдала. Думаю, всё дело в фикбуке и читателях там. У меня всегда была поддержка и обратная связь от реальных людей (это касается и «Княжества», и других работ). Я не была наедине с отказами, у меня были отзывы независимых читателей, и много. Поэтому… на один отказ от издательств было десять положительных отзывов от ребят, которых я даже не знаю, которые не знают меня. Это всегда помогало сохранить баланс в отношениях с собой и своим творчеством. Я никогда не бываю супер уверена в своих работах. Но и никогда не чувствую совсем уж уныние и опустошение от негативных комментариев или от отказов. 

 А третья моя попытка обернулась изданием.

-2

— Что вы почувствовали, когда узнали что «Паучье княжество» выйдет в Черным-бело?

— Мне кажется, первые пару часов я не могла осознать всё это до конца. Было ощущение… что это не совсем реально. Или что будет какой-то подвох. Потом я обрадовалась, конечно. Потом стала переживать. Короче, какое-то время у меня были смешанные чувства на этот счёт. Эмоциональные качели. Эйфория сменялась очень сильным страхом и наоборот. Помню, я даже в какой-то день долго плакала и хотела всё вернуть назад. Потом всё пришло.

— Что можете рассказать об оформлении вашей книги? Принимали ли вы участие в создании обложки?

— Да, мы работали командой и с Дарьей (Mystical Buttons, моя любимая художница обложки), и с дизайнером, и с редактором. Я шерстила Pinterest и Behance, искала позы, внешность, вайбы, декор, мудборды, – всё, чем можно бы было вдохновиться, всё, что можно было бы использовать в качестве референса. Потом писала супер подробное тз, прикрепляла референсы, но давала при этом, конечно, свободу Дарье тоже. Мы много обсуждали, много меняли, искали компромиссы. Потом обсуждали всё с остальными членами команды, ждали согласования. Много сомнений было насчёт паучьих глаз – но в итоге… нам разрешили рискнуть. 

 Короче, это был сложный процесс, но безумно интересный. И мне понравилось.

— Что вы можете рассказать о своем опыте продвижения и общении с блогерами? Нравится ли это вам?

С некоторыми блогерами мы стали даже близко общаться (прямо бесконечная переписка, когда у всех есть время и возможность), так что да – мне нравится работать с ними. Единственная проблема – время. Из-за основной работы, обычной жизни и новых книг очень сложно впихнуть в график ещё и рекламу. Контролировать, вышли посты или нет, вести таблички, писать кому-то тз, отслеживать дошла ли книга, принимать участие в активностях, делать репосты, ни про кого не забыть и т.д. Я иногда жутко выгораю, потому что (особенно когда блогеров много) ощущение, что у меня 3-я или 4-я работа. И вместо того, чтобы поговорить лишние полчаса с родителями или друзьями по телефону, я ищу новых блогеров или отвечаю на какие-то вопросы. Пока не знаю, как это исправить.

— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?

— Пишу сейчас несколько работ. Ужастик про вампиров, дарк академию про лицеистов-оккультистов в Российской Империи. И очень странный эклектичный триллер с ведьмами, серийным убийцей и тайным городом под землей. Последнее называется «Маскарад Мормо», планирую закончить его до осени. Пока получается какой-то лютый микс «Гарри Поттера», «Ганнибала» и русреала ахаха, посмотрим, что из этого выйдет.

— Есть ли у вас писательские страхи?

— Есть, один. Боюсь, что на потоке вдохновения я буду несколько месяцев писать книгу, не перечитывая, не редактируя… Вот просто всё время идти только вперёд по сюжету, думая «какая офигенная получается история!» (у меня так иногда и бывает). А потом поставлю финальную точку и, наконец, решу всё прочитать. А там на 500 страниц одна и та же фраза, как у Джека из «Сияния»: «Одна работа, никакого веселья, бедняга Джек не знает безделья». Утрирую, ладно. Но я боюсь, что напишу что-то, что в процессе будет казаться нереальным, потрясающим, самым лучшим, на что я способна… а потом перечитаю чуть позже и захочу выбросить ноутбук в окно. Пойму, что это полное днище.

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

— Нет. Какие увлечения ахаха, я не всегда успеваю общаться с семьей и друзьями. Веду почти отшельнический образ жизни. Но… мне нравится готовить. Можно назвать увлечением? Но оно полезное, потому что дома всегда есть завтрак, обед и ужин. Готовка – тоже своего рода творчество, а ещё я всегда слушать книги, когда готовлю. Очень удобно – и покушать всегда есть, и книг получается прочитать много в месяц (в среднем слушаю по книге в неделю). Я думаю, что книги и фильмы – лучшие учителя по писательскому мастерству. Мы пишем то, что читаем, слушаем и смотрим. Так что… совмещаю приятное с полезным.

-3

— Любимые фильмы?

— Трудный вопрос. Мне постоянно хочется чего-то нового, редко пересматриваю фильмы и сериалы, даже те, которые в своё время меня очень впечатлили. Но попробую перечислить те, что просто очень-очень понравились. Условно… «Какие бы картины я посоветовала посмотреть себе из будущего, если научусь забывать сюжеты» ахаха: «Игра» (1997), все части «Гарри Поттера» (и первую часть «Фантастических тварей»), «Бесславные ублюдки», все части «Звёздных войн» (до Диснея), «Остров проклятых», «Бойцовский клуб», «Дюна» (Вильнева), все части «Властелина колец», «Очень странные дела», «Игра Престолов», «Исчезнувшая», «Лекарство от здоровья», «Сияние», «Старикам тут не место», «Джанго освобождённый», «Сонная лощина», «Зелёная книга» и «Чарли и шоколадная фабрика» (2005).

— Любимые книги?

— Ещё один сложный вопрос. Тут та же ситуация, что и с фильмами. Я не люблю перечитывать. Но из тех, что очень понравились: «Острые предметы», «Сияние», «Гарри Поттер и Узник Азкабана», «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Рассказ Служанки», «Зло», «Щегол», «Камера Обскура», «Голодные игры», «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Мио, мой Мио», «Дюна», «Повелитель мух», «Десять негритят». Скорее всего есть ещё много других, но я не могу так вспомнить (в нужных момент мысли вылетают из головы – классика).

— Любимые музыкальные исполнители?

— Нет такой группы, композитора или исполнителя, у которой я бы слушала все-все песни и ждала новых. Но если бы мне предложили выбрать, к кому сходить на концерт, например, я бы с удовольствием сгоняла на Muse, Электрофорез, Сплин, Би-2, Rammstein, Shortparis, Green Apelsin, а ещё выступление симфонического оркестра (очень люблю эпичную классику).

— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?

— Я думаю, что авторы не конкурируют друг с другом в привычном понимании. Мы на рынке – да, так что без конкуренции не обойтись. Но книга (фильм, сериал, музыкальный трек) – не пакет молока, которое быстро расходуется, а значит потребитель пойдет и потом купит именно это же молоко от этого же производителя. Авторы смежных жанров охватывают, в принципе, одних и тех же людей. А значит, если читателю понравилась и моя книга, и книга другой писательницы, он скорее всего в следующий раз возьмёт читать и мою новую книгу и новую книгу другой писательницы (то есть мы не конкурируем, как разные производители одинакового продукта, потому что продукт не одинаковый). Маловероятно, что кто-то читает только одного автора. Зато людей, которые покупают один бренд молока каждые 3 дня – очень много. Но, конечно, мы конкурируем за внимание. Кого-то знают больше, а кого-то меньше, это неизбежно. Я думаю, что это нормально. Конкуренция – то, что регулирует рынок, это просто инструмент. Кого-то она может сильно демотивировать, кого-то заставит больше уделять время текстам, рекламе, поиску идей или вообще быстрее писать. Смотря как к ней относиться. Для меня конкуренция = пинок к работе. 

 У меня есть друзья-авторы, да. Но общаемся мы не очень часто.

— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?

— Мне нравится Роулинг и Кинг. Мне нравятся и их миры, и их сюжеты, и их герои. Не знаю, где бы я была и кем бы была, если бы в своё время не зачитывалась их книгами.

Российская литература
0