Найти тему

Экспериментальным путем было установлено…

«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть» (Альберт Эйнштейн)
«Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть» (Альберт Эйнштейн)

С помощью когнитивно – поведенческой терапии можно научиться относиться к своим мыслям, предположениям и убеждениям как к теориям насчет реального положения вещей. Чтобы проверить, соответствует ли действительности мысль, которая приносит дискомфорт, следует провести эксперимент, который является ключом к переходу от базового понимания происходящих в сознании процессов к более глубокому их осознанию.

Термин «эксперимент» в данной статье относится к упражнениям, которые вы будете разрабатывать и тестировать на практике, чтобы проверить, каким образом они могут повлиять на ваши чувства.

Эксперимент может помочь проверить на адекватность как повседневные автоматические мысли, бесконтрольно возникающие в голове, так и многолетние убеждения.

Необходимо удостовериться в том, что ваши выводы в отношении себя и других людей, сделанные на основе вашего личного опыта, являются адекватными и точными. Чтобы собрать достаточно данных для опровержения устаревшей теории и подтверждения новой, может понадобиться проведение повторных экспериментов.

Итак, шаг 1. Опишите проблему. Например, Александр брал на работе больничный больше месяца для того, чтобы пройти курс лечения в реабилитационном центре для зависимых. Теперь он боится, что когда он вернется на работу, коллеги будут задавать ему неудобные вопросы.

2. Сформулируйте прогноз, который вы хотите протестировать в своем эксперименте. Для этого используем классический формат гипотезы «если…то…». Гипотеза Александра выглядит следующим образом: «Если на работе коллеги меня будут расспрашивать о том, почему меня так долго не было, то я начну сильно нервничать, мне будет стыдно. В таком состоянии будет очень сложно работать.»

3. Сформулируйте альтернативный подход. Александр: «Возможно, все не так плохо, как я думаю. Если коллеги будут задавать мне вопросы, я могу отвечать на них, не вдаваясь в подробности, и подчеркивать, что я рад вернуться к работе.»

Не фокусируйтесь на своем худшем страхе, представьте себе менее радикальный сценарий развития событий, который имеет столько же шансов на реализацию, как и ваши страхи.

4. Укажите, как именно вы будете тестировать свои прогнозы. Александр: «Я могу вернуться на работу не в понедельник, а в среду, чтобы первая рабочая неделя не была слишком длинной. Трех дней будет достаточно, чтобы протестировать свой эксперимент. Я планирую сначала побеседовать с теми коллегами, с кем у меня сложились доверительные хорошие отношения, потом, в случае необходимости, обращаться к ним за поддержкой».

5. Запишите результаты своего эксперимента. Александр: «Входя в офис я сильно нервничал, но, мне показалось, что коллеги были очень рады видеть меня. Все были поглощены своими делами. Никто - ни один человек - не стал меня расспрашивать о моем лечении.»

Изложите на бумаге свои чувства и реакции, а также опишите поведение других людей.

6. Проанализируйте результаты своего эксперимента.

Александр: «Мне придется продолжать работать над своим образом мышления и склонностью к негативизму, так как мой прогноз отличается от действительности в худшую сторону.»

Так же, в целях самопомощи, вы можете провести опрос среди друзей и близких, чтобы понять, что вы не одиноки в переживании каких – либо дискомфортных мыслей, эмоций, физических ощущений. Используйте опросы в качестве инструмента для сбора полезной информации, а не для дополнительного средства для подтверждения своей точки зрения. Если вы будете утешать себя тем, что у других людей ситуации похуже, чем у вас, это принесет лишь временное облегчение, а затем только усугубит вашу проблему.

Бывает непросто решится навстречу со своим страхом лицом к лицу, тогда можно попросить кого-то другого сделать это вместо вас и понаблюдать со стороны. Для многих этот эксперимент становится озарением, помогая поверить в то, что их страхи могут быть далеки от реальности. Увидев свой эксперимент со стороны, человек понимает, насколько точными являются его прогнозы о ходе развития событий. Важно увидеть этот эксперимент собственными глазами, потому что, если исполнитель просто перескажет вам, что происходило, информация может быть искажена. Вы также должны понимать, что наблюдать со стороны и самому участвовать в эксперименте, чтобы проверить свои прогнозы – это не одно и то же. Поэтому поведенческий эксперимент, осуществляемый с помощью вашего знакомого, не является заменой эксперимента, проведенного вами лично.

Вы также можете получить полезную информацию без проведения эксперимента, просто наблюдая за окружающими.

Проведение поведенческого эксперимента – это беспроигрышная стратегия. В ходе данного эксперимента, каким бы ни был результат, вы получите больше полезной информации о своей проблеме и сможете использовать ее с целью решения своих проблем.

Сформулируйте прогноз или теорию, которую вы хотели бы протестировать. Запишите степень уверенности в точности прогноза по шкале от 1 до 100. Затем укажите, что вы планируете делать (когда, где, с кем, как будете проводить эксперимент). Далее напишите, что произошло в действительности, а также ваши мысли, чувства, эмоции, физические ощущения и поведение других людей). После этого запишите, что нового вы узнали о своем прогнозе или теории на основе результатов данного эксперимента. Повторно оцените степень своей уверенности по шкале от 0 до 100.

«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет простою забавою».

(Козьма Прутков)