Рано утром Катя удивилась, услышав стук в её дверь.
Было очень рано, она только проснулась и ещё не встала с постели. «Кто же это?» - подумала и посмотрела в окно. У двери увидела старого дворника Еремея. Открыв дверь, сразу услышала :
- Илинишна! Горюшко... Беги к Дарье! Её невестка померла при родах! Дарья за тобой прислала.
Все два километра до бывшей помещичьей усадьбы Катя бежала, далеко оставив позади старого Еремея.
В доме и возле дома Дарьи уже было много людей со скорбными лицами. Дарья плакала навзрыд, дети не понимая ещё, почему мама лежит и не встаёт, тоже плакали. Бабка повитуха пеленала родившего ребёнка, а Тимофей сидел в углу, склонив голову. Катерина ахнула и произнесла:
- Как же так?
Она подошла к Дарье, приобняла её.
- Такая молодая…, - плача говорила Дарья, - я же её так любила...Как же детки будут без мамки? Их же трое... четверо уже
Похоронили Приську на местном кладбище… Мать Приськи хотела забрать двоих детей к себе. , а кроху, только что родившуюся забирать не хотела.
- А двоих тебе оставляю, Дарья. Кроха, только родившаяся у тебя остаётся. Не полюблю я её. Это она виновата в том, что я дочери лишилась, - сказала мать Приськи.
Но Тимофей не согласился, сказал, что никому детей не отдаст.
- Это мои дети и они все со мной будут и расти должны вместе.
Дарья поддержала сына, помогать обещала. Ушла со своей птични, хорошее место кому-то уступила , и детьми занялась. Видя, как трудно приходилось Дарье, Катерина по воскресеньям, в свой выходной к ней приходила и помогала.
Кроху Марусей назвали. Как не трудно, а время шло и Маруся росла.
- Ты, Тимошка, мать своим детям ищи, - говорила Дарья сыну, - чувствую, меня надолго не хватит, болеть часто стала, трудно мне с этой оравой справляться.
Ничего не отвечал сын, он о Катерине думал. Да только понимал, зачем ей на четверых детей идти? Раньше, до женитьбы, и когда без детей был, а она на него внимание не обращала и на его попытки ухаживания не отвечала. Вот и сейчас, зная, что Катерина к ним по воскресеньям приходит, старался в этот день с работы раньше приходить. Вечером пытался проводить её домой, как в давние времена, ведь два километра по степи идти одной не безопасно. Но Катерина сопротивлялась.
- Мне-то что? А ты, Тимофей, лучше с детьми побудь, они скучают по тебе, да и мать устала, - отвечала Катерина и Тимофею ничего не оставалось, как прислушаться к её аргументам.
Возвращаясь домой, Катя думала о Тимофее. Ею не оставалось не замеченным, что Тимофей продолжает любить её и она также понимала, что он не посмеет сказать ей об этом, не посмеет навязывать ей своих детей. А она бы и не возражала, ведь с давних пор думала о нём. Но показать свои чувства Катерина не смела. Она женщина и первые шаги для сближения должны быть не с её стороны. Конечно, могла бы посодействовать Дарья, но она этого не делает, значит, не хочет.
На самом деле, Дарья тоже думала о ней. Всем хороша Катерина. И детей Тимошкиных любит, и умеет с ними обращаться, и дети к ней тянутся. Но видела Дарья в Кате довольно взрослую женщину, а Тимошка ещё совсем молодой, сам почти ребёнок. Хотя разница в возрасте у них была всего четыре года. Молодых женщин и вдов в деревне много и смотрят они на Тимошку с интересом, и сам хорош и инженером в колхозе работает, а это важная должность наравне с агрономом и зоотехником. Но не каждая пойдёт на четверых детей. «Ничего, найдёт» - думала Дарья и торопила сына. Совсем в последнее время тяжело ей стало.
Но с сожалением видела Дарья, что совсем не стремится сын найти мать своим детям. Обратила внимание, как меняется Тимошка в присутствии Катерины. Он становится каким-то несмелым, мало говорит и совсем не шутит, как обычно. Может, ей это только кажется?
Приближались летние каникулы и Катерина обещала всех детей взять на месяц к себе, чтобы у Дарьи была возможность заняться своим огородом да птицей. Она заказала цыплят в инкубаторе, а за такими маленькими птенчиками, уход нужен хороший.
Как и договаривались, Дарья вместе с Тимофеем привезли детей, но застали Катерину в очень плохом состоянии. Она была слаба, жаловалась на сильные головные боли и боли в суставах ног, у неё была лихорадка и высокая температура.
- Я завтра буду в норме и смогу заниматься детьми, а сегодня…
- Да видим мы. Небось, простыла? - сказала Дарья, - Но не похоже, что завтра будешь в норме. Я наведаюсь к тебе без детей завтра, да бульончик принесу из петуха. Старый стал, уже никуда не годный кроме супа, так я его и сварю. А за детей не волнуйся, сваха поможет. Она только к Марусе не подходит и на неё и не смотрит совсем. Виновницей её считает. А она такой хорошенькой растёт, я люблю её больше всех! Разве же может быть дитё виновато в том, что мать умерла его рожая?
Но на второй день суп из петуха принесла не Дарья, а Тимофей. Кате не стало лучше, наоборот, стало ещё хуже. Не стало лучше и на третий, на четвёртый день и Тимофей привёз знахарку из соседней деревни. Та сразу определила, что у Катерины бруцеллёз.
- Плохая болезнь, но заразиться можно лишь от скота. Но откуда же у тебя в школе скотина? - спросила знахарка.
- А может, это не бруцеллёз? - спросил Тимофей.
- Бруцеллёз, и не сомневайся. Мне часто приходится с ним сталкиваться, но лечить я его не могу. Да и доктор не каждый вылечить сможет, - ответила знахарка.
Тимофей вспомнил о Ванюшке, старшем сыне доктора Мазина. Уж он-то точно справится с этой болезнью. Тут же Тимофей отправился на почту, чтобы дать Ивану телеграмму. На завтра к вечеру, преодолев сто километров попутным транспортом, доктор Иван уже был у Катерины.
Предположение знахарки оправдались.
- Не только от скота можно заразиться, но бруциллы могут быть и в молоке, и в почве, - сказал доктор Иван.
Катерина хотя и чувствовала себя совсем плохо, была в сознании и вспомнила, что в один из дней школьные учителя работали в колхозе. Некоторые на огородине, другие на прополке, а Катерина стригла овец. Вот там, вероятнее всего, она и заразилась. Доктор Иван подтвердил, что чаще всего именно овцы и опасны в распространении бруцилл, в их шерсти и заводятся бактерии бруциллы.
Иван поехал в районный центр, чтобы купить нужные лекарства, но там смог договориться и ему в райисполкоме дали машину, чтобы перевезти Катерину в больницу. Катерина сопротивлялась, но доктор её не слушал, а строго сказал, что имеются показания к госпитализации и коль машину удалось найти, отказываться нельзя.
- Мама Катя, я не специалист по этой части и считаю, что лечить вас должен тот, кто знает эту болезнь лучше меня.
Катя ехала в машине и вспоминала, как когда-то пешком преодолевала этот путь будучи совсем юной. Как давно это было… Пятнадцать было тогда. Были мечты: Она выучится, будет работать с детьми и у неё непременно будет своя семья и свои дети.
А сейчас… Она выучилась, стала учительницей, директором школы и очень довольна своей трудной, но интересной работой. А в остальном… До сих пор ни семьи, ни детей. А годы идут дальше...
На Международном конкурсе "Лучшее дерево Европы" победил дуб из России. Где он растёт? ЗДЕСЬ