Не знаю, быль это или небылица… Правда или вымысел… Но без сомнения, такие события и совпадения действительно бывали в жизни.
Услышала я эту историю именно так, как сейчас и расскажу.
..В одном селе, что в Донском краю, жила молодая женщина, Матрёной звали. Служила Матрёна у барина в большом имении. Замужем она никогда не была, но дочь имела. Говорят, что Катюша, дочь её, родилась от барина Ильи Захарыча, в результате его права «первой ночи» Было Моте тогда всего 14 лет. О том, что её Катюша от барина, она никому не сказывала, но это и так очевидно. Девочка росла и становилась всё больше и больше похожей на Илью Захарыча.
Это не осталось не замеченным и самим Ильёй Захарычем и особенно его женой, барыней Софьей. Матрёна продолжала работать в барском доме, а барин несколько раз предупреждал, чтобы она с дитём не выходила из своей каморки, а уж тем более, не гуляла с Катюшей во дворе и саду.
Так и жили Мотя с Катей, как бы в тайне от всех, хотя все это знали, но говорить об этом боялись.
Отношение барыни Софьи к Моте до рождения ребёнка было хорошим, она доверяла ей выполнять самую ответственную работу в доме. Но после рождения Катюши всё изменилось. Барыня стала сварливой и придиралась к Моте по пустякам. Жизнь молодой женщины стала невозможной, а тут ещё барский сын начал приставать к ней, зазывать к себе и тащить в постель, требуя повиновения.
Катюше было десять лет, когда Матрёна вновь забеременела. Барыня Софья приказала избавиться от бремени и послала Мотю к бабке, которая в этом должна была помочь. Всё кончилось печально и Катюша осталась без матери. Был у неё дед Корней, конюх в этом же имении и маленькую Катю он забрал к себе, в свою хатёнку прямо возле конюшни.
Несмотря на детский возраст, Катюша имела серьёзный круг обязанностей и это была работа довольно не из лёгких для неё.
Часто в барское имение приезжали гости. Красивые и нарядные дамы с важными кавалерами ходили по имению, гуляли по двору и сидели на лавочках в саду. Любила Катюша наблюдать за гостями.
А однажды в имении была свадьба. Катю предупредили, чтобы не показывалась гостям. Но ей так хотелось увидеть всё происходящее, ведь это такое редкое событие — свадьба. Нет, свадьбы бывали и Катя их видела не один раз, но то были простые свадьбы холопов и интересного там ничего не было. А эта свадьба была барская. Как такую можно не посмотреть?
Маленькая Катя, запрятавшись за забором и выглядывая в щелку, наблюдала за свадьбой. Свадьба была пышная. Барин женил своего сына. А сын такой важный и красивый с красной атласной розой на праздничном сюртуке вёл под руку свою красивую и нарядную невесту. Катеньке так нравилось наблюдать за происходящим на свадьбе, наблюдать и мечтать. Это сейчас она маленькая, а пройдёт время и она станет взрослой, будет красивой и обязательно какой-либо важный и богатый господин возьмёт её замуж. А простой мужик, вроде сыновей садовника, конюха и прочих ей вовсе не нужен. Она на него и смотреть не будет. Она видела себя в будущем тоже важной дамой.
Катюша понимала, что ей ещё очень далеко до того времени, когда станет она важной дамой, но то что это время наступит, сомнений у неё не было.
Смотрела Катя на свадьбу и ей представлялось, что это её ведёт жених под руку, что это она такая красивая и нарядная и это её с ликованием встречает толпа людей. «Какие же они счастливые эти жених и невеста!» - думала Катя.
Она знала, что одно крыло барского роскошного дома готовилось для молодых. Катя и сама принимала участие в подготовке, мыла плинтуса и порожки во всех комнатах. Значит, красивая невеста с женихом будут жить здесь и она их будет видеть часто. Должна была видеть их часто.
Но такого не случилось.
Приближался октябрь 17 года.
Однажды под утро Катюшу разбудили громкие крики и какой-то непонятный шум. Из оконца дедушкиной хатёнки Катя видела, что во дворе находилось много мужиков, которые агрессивно размахивали палками, деревянными и из металла и рушили всё во дворе. Мужиков, служивших в имении Катя всех знала, а эти показались ей чужими и незнакомыми, а может быть, она просто не узнавала их в темноте.
Вдруг, дверь в хатёнку открылась и Катюша сильно испугалась. Она думала, что грозные мужики пришли рушить и её убогий угол. Но это был её дедушка, служивший конюхом. Он протянул Кате свёрток и велел хорошо запрятать.
- Никому не показывай это. Барыня Софья велела спрятать и хранить пока она не придёт за ним, - сказал дед Корней и приказал закрыться, как можно лучше и никому не открывать.
Дед Корней ушёл. Больше Катюша его не видела.
Утром настала тишина и она вышла во двор. Там было всё неузнаваемо, неузнаваем был и дом, он угрюмо смотрел на всех окнами с повреждёнными рамами и выбитыми стёклами. У входа в дом стояло несколько женщин, а рядом на полу лежало три мужских трупа. Катя спросила женщин, не видели ли они её дедушку.
- Так повёз же он господ куда-то в карете. А куда они отправились, нам неведомо, - сказала тётка Дарья, которую Катя хорошо знала.
Мужчин нигде не было видно и женщины сами убирали трупы в дом. Катя прошла вместе с ними и была поражена тем, что увидела там. Лестница на второй этаж была полностью завалена осколками стекла и разбитыми рамами из под картин, которые ещё вчера висели там. Это были портреты разных господ, наверное, барских родственников. Порезанные и пробитые картины на холстах валялись тут же и Катя на одном из них увидела знакомые черты. Она приподняла за краюшек холст и убедилась в том, что это был портрет жениха со свадьбы, барского сына Михаила. Портрет был не очень повреждён и Катя решила его забрать в свою хатёнку, чтобы попытаться заделать и замазать пробоины.
Дома она разложила портрет, достала нитки для штопки и принялась за работу. Конечно, картина лучше не стала, но не было хотя бы дырок. Она сложила портрет и запрятала в надежде на то, что сбережёт его до приезда хозяев.
Дед Корней не возвращался и хозяев тоже не было. Увидев, что женщины выносят из складов хозяйские продукты и уносят себе, Катя тоже решила сходить туда. Но всё уже было разграблено и кроме сумки гороха, банки томата и нескольких початков кукурузы ей ничего не досталось. Но у деда Корнея были кое-какие припасы, такие, как мука, лук, капуста и бочка солёных огурцов, так что жить можно было . Лишь бы дедушка вернулся. Но напрасно ждала она его.
Однажды ночью в дверь хатёнки постучали. Катя подошла к двери и прислушалась, не дедушка ли? За дверью тишина, она постояла, и побоявшись открыть, вновь пошла к кровати. Но стук возобновился и Катя услышала требовательный голос:
- Катерина! Открой!
Катя вновь подошла к двери, спросила, кто там.
- Открывай! Я Михайло, сын Ильи Захарыча.
Дрожащими руками Катя отодвинула засов.
- Есть что-нибудь найдётся? Я голодный, - сказал Михаил и присел у столу. Катя поставила несколько картофелин в мундире, достала из бочки пару огурцов и набрала миску кукурузной каши. Михайло ел, словно это была вкуснейшая еда. Чувствуется, что проголодался.
- Мать моя у тебя драгоценности оставила? - спросил, когда немного подкрепился, - Я за ними.
- Нет, я никаких драгоценностей не видела…
- Врёшь! Мать сказала, что они у тебя! Отдавай!
- Я не вру, барыня мне ничего не давала…
- В общем так, я устал и сейчас посплю. Проснусь, стребую всё с тебя. Лучше сама всё отдай пока до греха дело не дошло, - сказал Михаил и улёгся не раздеваясь на Катину постель.