Найти тему
Заметки юриста

В России запрещают никаб: что не так с этой одеждой. Разве хиджаб и никаб это не одно и то же

С подачи г-на Бастрыкина уже два региона России (Дагестан и Карачево-Черкессия) после некоторых недолгих раздумий запретили ношение никаба - понятное дело, что не каким-то административным рестриктом, а по религиозной линии. Дело в том, что в мусульманстве существует своя, довольно запутанная система права, где спорные моменты могут проясняться с помощью фетв - нормативных документов, которые издаются муфтиями. Фетва должна в своей сути основываться на нормах шариата, опираться на Коран и Сунну Пророка.

Да, звучит это все несколько экзотично и непривычно для рядового обывателя, но такова уж реальность современной Российской Федерации - вопросы ношения каких-то предметов одежды теперь обсуждаются на самом высоком уровне (должность главы Следственного комитета это фактически уровень федерального министра, если не выше).

При этом не сказать, что никаб это какая-то исключительно исламская придумка - этот головной убор носили на Аравийском полуострове еще задолго до зарождения ислама. Если же вообще говорить о "правильной" мусульманской одежде, то здесь никаб выступает только одной из частей хиджаба - этакого традиционного исламского одеяния, когда закрыто практически все. Поэтому можно сказать, что хиджаб не носят - его соблюдают.

Так что афганская женская бурка, паранджа в среднеазиатских странах или иранская чадра являются лишь разновидностями хиджаба на местный манер. Понятно, что такие вещи носят преимущественно сторонницы консервативного, а порой даже радикального ислама, что во многих странах вызывает вопросы - пойди пойми, кто там скрывается под черным платком с прорезью.

Афганская женская бурка
Афганская женская бурка

Поэтому не только во Франции, Германии и Дании, но и в традиционно мусульманских странах типа Египта, Алжира и Камеруна ношение никаба и сходных предметов одежды, закрывающих лицо, запрещено законодательно. Всего таких государств насчитывается больше двух десятков в разных частях мира (в их числе, среди прочих, Таджикистан и Узбекистан).

Короче говоря, шаг формально вроде верный, но есть, что называется, вопросы.

Во-первых, в современном мире фетва муфтията это все же не непререкаемый закон, а некая форма наставления. Не очень понятно, каким именно образом региональное духовенство сможет обеспечить его исполнение. Никакого светского закона даже на уровне регионов не принималось, так что силовики тут формально ничего поделать не смогут.

Во-вторых, довольно очевидно, что сторонницы традиционного ислама и без всяких фетв не носят никаб (по крайней мере, в России), а для радикальных фундаменталистов пожелания "официального" муфтия авторитета в принципе не имеют, поскольку они относят себя к отдельной ветви ислама - салафизму.

В-третьих, сложно не заметить, как Кремль снова аккуратно "спустил" деликатный вопрос на региональный уровень - пусть там разбираются. Г-н Бастрыкин, конечно, возмутился вербально, но вот реальные шаги придется предпринимать руководству мусульманских регионов. И последствия разгребать тоже.

Хотя, казалось бы, российские правоохранители прекрасно умеют "докапываться" до желтых курток и косичек не того цвета без всяких особых указаний или дополнительных законов. Но не в случае никаба, где есть риск получить в ответ реальную "социальную напряженность".

Лайк и подписка на телеграм приветствуются