Найти в Дзене
ИндияСвами
Подписаться

Как пахнут боги?

Оглавление
Девушка с лотосом. Изображение: indiamart.com
Девушка с лотосом. Изображение: indiamart.com

Дары природы с самого начала Творения соединяли человеческий дух с его изначальным Источником. Одна из древнейших цивилизаций в мире, Индия, когда-то была колыбелью самых первых культур человечества, где ароматы играли особенно важную роль.

Древняя наука Аюрведа, берущая начало в Ведах, которые были столпами этой древней цивилизации, говорит о глубокой целостной науке, стоящей за возбуждением чувств, когда люди соприкасаются с ароматами и ощущают их целебные свойства. Ароматы во всех своих воплощениях помогают нам испытать целую гамму чувств - утешение сердца, наполнение радостью или успокоение.

В Индии верят, что когда мы вдыхаем благоухание цветка или глубокий аромат тлеющей палочки благовония мы как будто переживаем кратковременное погружение в «нирвану», ощущение единства с Высшей Реальностью.

В индуизме значение аромата в поклонении как средства духовной связи было объяснено еще тысячи лет назад в классических санскритских текстах. Считается также, что само искусство наслаждения ароматом посредством создания духов и благовоний впервые было заложено в древней Индии.

Смотрите также:

Ведическая мудрость

Веды состоят четырех частей — Самаведы, Ригведы, Атхарваведы и Яджурведы, и как считается, были божественно открыты древним мудрецам (риши) и записаны легендарным мудрецом Веда Вьясой.

Шиву называют усиливающим аромат жизни.
Шиву называют усиливающим аромат жизни.

Веды и другие санскритские священные тексты учат почитать ароматы как божественные дары и связующее звено между богами и людьми. Мантра «Махамритьюнджая» говорит о Боге (Шиве) как об «усилителе аромата жизни» словами «Ом, триамбакам яджаамахе сугандхим пуштивардханам».

«Ом» — имя Всевышнего, трехглазого (того, кто может видеть прошлое, настоящее и будущее), тебе мы поклоняемся, усиливающему аромат жизни.

Более поздние классические тексты, такие как «Брихат Самхита» мудреца Варахамихиры, тоже рассказывают о нескольких интересных традиционных формулах и рецептах духов.

Женщина отбирает цветы для подношений. Фото: nationalgeographic.com
Женщина отбирает цветы для подношений. Фото: nationalgeographic.com

Навин Гунди — один из последователей Гулаб Сингх Джохримал - древнейшей ароматической традиции Индии, и признанный ученый традиционной науки о ароматах. Он объясняет, как восемь возвышенных натуральных ароматических веществ являются частью ведической «Аштагандхи» (сокровищницы восьми ароматов) с помощью поэтического стиха «доха»:

Агар тагар чандан югал, кесар аур капур
Гаурочан аур мригмида, аштагандх бхарпур

Разбирая каждое слово, он разъясняет перевод:

  1. Агар: уд или агаровое дерево;
  2. Тагар: ароматный корень, похожий на куркуму;
  3. Чандан югал: пара сандаловых деревьев, а именно красное и белое сандаловое дерево, последнее более ароматное;
  4. Кесар: шафран;
  5. Капур: камфара;
  6. Гаурочан: коровья селезенка;
  7. мригмида: мускус;
  8. Аштагандха бхарпур: аштагандха, пройдя через все восемь материалов, становится полной и целостной.

В свою очередь, Аюрведа также говорит о важнейшем значении ароматов и душистых веществ. Мудрецы древности, как известно, обладали очень продвинутыми знаниями в области ботаники, химии и медицины. Их понимание качеств и свойств каждого натурального душистого вещества привело к разработке целостной и эстетической науки аромата тысячи лет назад.

Аюрведа говорит о важнейшем значении ароматов и душистых веществ. vriaroma.com
Аюрведа говорит о важнейшем значении ароматов и душистых веществ. vriaroma.com

Сага о сандаловом дереве

Среди восьми божественных благоухающих веществ, упомянутых мудрецами, сандаловое дерево или «чандан» можно назвать основой ведической духовности и благоухания, а также ключевым ингредиентом ведического ритуала даже сегодня.

Еще один важный аромат - «агар» или агаровое дерево, добываемое в лесах Ассама на востоке Индии, которое также предлагалось священному огню во время огненных церемоний. Но его цены впоследствии резко возросли из-за высокого спроса на арабском рынке, что привело к его дефициту и снижению использования. Агаровое дерево ценился в том числе за его афродизиакальные свойства, но все-таки уступает место сандалу.

Индийский сандал (Santalum album) с его огромным содержанием санталола в 95% считается одним из лучших сортов в мире. Однако в наши дни из-за сокращения численности деревьев, введены жесткие правительственные ограничения, которые затрудняют его приобретение в чистом виде.

При этом чистые сандаловые щепки и палочки, а также сандал в порошкообразном виде предлагаются священному огню различным божествам в храма и на домашних алтарях по всей Индии.

Считается, что сандал - это универсальный аромат, любимый богами, и что в Сварге - царстве богов пахнет именно так.
Сандаловую пасту наносят на лоб различные садху и аскеты в знак почитания определенных божеств. Фото: Unique Blogs
Сандаловую пасту наносят на лоб различные садху и аскеты в знак почитания определенных божеств. Фото: Unique Blogs

Сандаловую пасту также наносят на лоб во время ритуальных действий. Нанесение небольшого сандалового знака «тилак» в центре лба является обычной практикой среди индуистов и джайнов - последователей другой великой индийской веры, джайнизма.

Благодаря охлаждающему эффекту многие парфюмеры и производители косметики также включают сандал в питательные травяные маски для лица и мыло.

Палочки из сандаловой пасты для нанесения тилака. Фото: giri.in
Палочки из сандаловой пасты для нанесения тилака. Фото: giri.in

Другой популярный ароматный ингредиент, который сопровождает ведические ритуалы - это камфора. Используют и смолу «Лобан», а также липкий, смолистый индийский беделлий, называемый «гугал» - все это играет свою роль в ароматизации индуистского поклонения.

Благовония – наши дары богам

Одна из самых важных форм аромата в ведической традиции — это благовония. Есть два основных вида - агарбатти и дхупы. В Индии «агарбатти» или «свет агара» называют ароматические палочки, дхупами - благовония без деревянной основы внутри.

Аромат - дорожка из человеческого мира в божественный.
Аромат - дорожка из человеческого мира в божественный.

Навин Гунди объясняет, что в старые времена для изготовления благовоний использовалось только чистое порошкообразное агаровое дерево, отсюда и название. Сегодня из-за своей непомерной стоимости они являются редкостью, но название прижилось и так называют любые ароматические палочки.

Агарбатти и дхупы предлагаются божествам во время всех ритуалов и религиозных праздников. Они также благоухают в индуистских домах, когда члены семьи зажигают одну или несколько палочек по всему дому, читая мантры, а затем помещают их перед изображениями божеств рядом с масляными лампами.

Особенно популярны цветы жасмина, бархатцы, розы, и десятки других благоухающих цветов.
Особенно популярны цветы жасмина, бархатцы, розы, и десятки других благоухающих цветов.

Считается, что аромат агарбатти очищает атмосферу, рассеивает негативную энергию, оживляет дом благостью и, как многие верят, символизирует обращения, возносящиеся к Богу вместе с поднимающимся дымом.

Цветы также играют огромнейшую роль в поклонении. Индия - дом десятков тысяч сортов цветов, и божествам предлагаются цветы по отдельности, в пучках или в виде гирлянд разных размеров. Они отражают любовь и восхищение верующего и создают духовную атмосферу в доме или храме. Особенно популярны цветы жасмина, бархатцы, розы, и десятки других благоухающих цветов.

Ароматы богов

Давайте посмотрим, какие ароматы явлюятся любимыми у разных индуистких богов.

Роза (Гулаб): Кришна

Кришна и Радха с гирляндами из роз. Изображение: codesellsk.shop
Кришна и Радха с гирляндами из роз. Изображение: codesellsk.shop

Первым в списке идет любимый аромат Господа Кришны — розы или гулаб. Запах роз очень важен в поклонении Кришне. Считается, что Господь Кришна, известный своей любящей и очаровательной натурой, имеет особую связь с ароматом роз и носит гирлянды из этих цветов.

Сандал (Чандан): Шива

Сандаловое дерево, или Чандан - любимый аромат Господа Шивы, занимает особое место в его поклонении. Успокаивающий аромат сандалового дерева помогает смягчить гневные формы Шивы и помогает установить с Ним более глубокую связь.

Мускус: Вишну

Согласно индуистской мифологии, аромат мускуса радует Господа Вишну, поскольку он олицетворяет красоту и любовь, которые проявляются в Его роли хранителя вселенной. Завораживающий аромат мускуса привлекает позитивную энергию и создает умиротворяющую атмосферу.

Жасмин или Лотов: Богиня Лакшми

Богиня Лакшми - хозяйка богатства и процветания, особенно любит аромат жасмина. Считается, что сладкий аромат цветов жасмина олицетворяет изобилие и грацию, качества, которыми обладает богиня Лакшми. Еще один любимый ею аромат - Лотос, с которым она часто изображается в иконографии.

Лакшми с лотосами. Изображение: etsystatic.com
Лакшми с лотосами. Изображение: etsystatic.com

Камфора (Капур): Ганеша

Камфора занимает особое место в поклонении Ганеше, устранителю препятствий.  Считается, что когда мы предлагаем камфору во время почитания Ганеши, она очищает пространство и сжигает весь негатив.

Есть в Индии и богиня благовоний. Ее имя Гандесвари — повелительница благоухания. Это слово происходит от сочетания корня «гандха» (аромат) и «ишвари» (богиня) на бенгальском и санскрите. Поэтому люди также поклоняются богине Гандесвари, которая ассоциируется с ароматами и запахами.
Женщина на рынке выбирает благовония.
Женщина на рынке выбирает благовония.

Наполнение духа благоуханием

Вообще, индуистская Пуджа (богослужение) по сути является церемонией поклонения божествам, для которой необходимы различные ароматы.

«Сугандх» (цент), «дхуп» (благовония), «дип» (масляные лампы), «наиведхьям» (священное подношение пищи), «пунги фалам» (подношение листьев и орехов бетеля) — это лишь некоторые из составляющих сложной церемонии «авахан» или приветствия божеств.

«Различные аттары (ароматы в виде духов) предлагаются разным божествам. Например, во время «Наваграха пуджи», когда поклоняются девяти планетам, или во время поклонения разным божествам одновременно, каждому предлагается разный аромат или «сугандхи тайлам» (ароматная жидкость)», — объясняет Гунди.

Розовые и жасминовые аттары используют для нанесения на одежду божеств или на ватные палочки, помещенные у ног божества, а затем распределяются среди верующих как «бхог» или священное подношение.

Аромапроизводство в Индии. В окружении медных перегонных кубов и горшков свежесорванные розы готовятся к производству эфирного масла в Каннаудже. Фото: nationalgeographic.com
Аромапроизводство в Индии. В окружении медных перегонных кубов и горшков свежесорванные розы готовятся к производству эфирного масла в Каннаудже. Фото: nationalgeographic.com

В Индии считается, что нет поклонения без очарования запахом. А вера и благоухание являются в индуизме чуть ли не синонимами. Будь то молитва перед огнем большой ягьи или ежедневные домашние пуджи, благоухание — это душа духовного выражения, молчаливо переносящая поклоняющегося в царство божественной благодати.

Читайте также: