Напоминаю, Юрий Лужков занимал должность главы города с июня 1992, с 2010 года его сменил Сергей Собянин. Вспоминаем о значимых снесенных исторических зданиях при Лужкове и Собянине и пробуем разобраться при каком мэре в Москве жилось лучше.
Теплые торговые ряды
Ул. Ильинка, 3/8с3
Купеческий комплекс построили в середине XIX века. Здание было первым отапливаемым торговым помещением в Москве.
После революции 1917 года здесь были коммуналки, а позднее в здании разместили госконторы.
При Лужкове, в 1996 году, в столице провели «реконструкцию» комплекса. На месте Теплых торговых рядов плаеировали возвести элитную парковку на 700 мест. В том же году снесли Главный корпус, который выходил на Ильинку, но потом работы встали. Остальные здания комплекса смогли простоять до 2008 года, пока ансамбль Торговых рядов окончательно не снесли. Столица навсегда потеряла очередной архитектурный памятник.
Позднее здания Теплых торговых рядов «воссоздали». Сейчас под комплексом находится подземный гараж «ГУМ-парковка».
Дача Муромцева
Трехэтажное деревянное здание с башенками в шведском стиле построили в 1893 году. Здесь жил председатель первой Госдумы Сергей Муромцев, у которого нередко гостили известные деятели культуры, в том числе певец Федор Шаляпин и писатель Иван Бунин.
Во время ВОВ дом сильно пострадал. Ее разобрали с сохранением фундамента и построили заново, но уже в двухэтажном виде.
Однако на культурной жизни уютного домика это не отразилось: в гостях у владельцев побывали писатель Ерофеев, художник Васильев и скульптор Клыков. Жильцы дома даже создали народный музей в память о тех, кто когда-то у них гостил.
В январе 2010 года деревянный дом пережил сильный пожар, и 7 марта был снесен командой Лужкова. Уничтожение постройки официально назвали «вывозом строительного мусора» после пожара.
Дом адвоката Мануйлова
Достоевского ул., 19/15
Особняк построили в начале ХХ века.
При Собянине, в 2012 году, особняк разобрали, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения.
Всё началось с пожара: в 2012 году сгорел чердак. Затем дом начал простаивать: т.к. здание было лишено крыши - стены покрыла плесень, оконные проемы деформировались. В 2016 году здание пообещали восстановить с сохранением «исторических конструктивных решений», но в итоге разобрали и отстроили заново.
После реставрации власти решили провести экспертизу. Выяснилось, что новодел даже близко не соответствует оригиналу: исчезли целые группы лепнин, а сохранившиеся элементы изуродовали наждачной бумагой.
Доходный дом Киргхоф
Печатников пер., 5
Здание построили в 1892 году.
В 2009 году Москомнаследие потребовало признать его архитектурным памятником, однако ему присвоили статус «ценный градоформирующий объект». Впрочем, даже эти меры не спасли доходный дом.
В декабре 2016, во время правления Собянина, его решили «реконструировать», разобрали и спустя пару лет дом «вырос» заново, но совсем в другом, гораздо более скромном и осовремененном виде: на крыше появилась современная стеклянная мансарда.
Старинный дом на Суворовской улице
Суворовская ул., 10А
Двухэтажный дом построен в середине XIX века, а в наши дни он затерялся среди многоэтажек до 2009 года, когда его наконец заметило правительство Лужкова. Незадолго до «гибели» здания его пытались признать памятником архитектуры и подали соответствующую заявку, но снести его успели раньше, чем документ рассмотрели.
В XIX веке здесь размещалась контора фабрики купца Тихомирова, а после революции до 1990-х в нем находился детский сад. Со временем места для человейников стало не хватать, и от тихого соседа пришлось избавиться.
Деревянный дом Всеволожских
ул. ТИМУРА ФРУНЗЕ, 11
Дом Всеволожских в Хамовниках был уникальным памятником деревянной архитектуры Москвы: его построили до 1737 года — здание застало даже Наполеона и пережило городской пожар.
В 2008 году принято решение «отреставрировать» дом, однако полностью его разобрав бревна утилизировали. Здание, как это и происходило при Лужкове, попытались отстроить заново — в итоге получился новодел. Как сообщало движение «Архнадзор», после окончания реставрации в 2012 году в здании не осталось ни единого подлинного элемента.
На эту тему: