Найти тему

Истребители Лавочкина Ла-5/7. Ла-5 «М-71». Часть VII.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В начале 1943 года ОКБ Лавочкина приступило к разработке двигателей для Ла-5. Большие надежды возлагались на новый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения АШ-71Ф (Ф - форсированный). Двигатель мощностью 2200 л.с. должен был заменить двигатель АШ-82ФН на Ла-5ФН. Обладая мощностью почти на 350 л.с. больше, чем у АШ-82ФН, двигатель должен был значительно улучшить характеристики Ла-5ФН.

Проектирование AШ-71Ф началось в 1940 году с соединения пары девятицилиндровых двигателей M-63 в один 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель с непосредственным впрыском топлива. Интересно, что М-63 был улучшенной копией американского двигателя Wright Cyclone R-1820 G-5. Масса АШ-71Ф со всем навесным оборудованием составляла 1556 кг.

Первые образцы АШ-71Ф развивали на взлете мощность 2000 л.с., что почти вдвое превышало мощность рядных поршневых двигателей Климова М-105, которыми оснащались истребители ЛаГГ-3 и Як-1. На высоте 2600 метров АШ-71Ф развивал мощность 1800 л.с. Первые двигатели появились только в начале 1942 года.

Еще в марте 1941 года двигатель АШ-71Ф был установлен на прототип истребителя Поликарпова И-185, но самолет полетел только в феврале 1942 года. И-185 разрабатывался как конкурент Ла-5ФН и на заводских испытаниях развивал скорость до 680 км/ч. К январю 1943 года НКАП решил, что дальнейшая разработка И-185 должна быть отложена, так как стало ясно, что Ла-5ФН лучше подходит для ВВС. Боевые испытания нескольких опытных образцов И-185 в составе 18-го гвардейского истребительного авиационного полка на Калининском фронте показали, что АШ-71 ненадежен. Кроме того, в плане самолета И-185 использовалось большое количество дюралюминия - дефицитного сплава.

Разработка варианта Ла-5 с двигателем АШ-71Ф велась в ОКБ Лавочкина параллельно с Ла-5ФН и АШ-82ФН. Двигатель АШ-71Ф был установлен на планере Лa-5.

Лa-5 АШ-71Ф совершил первый полет 28 апреля 1943 года - всего через несколько недель после первого полета прототипа Лa-5ФН. С конца апреля по июнь 1943 года самолет проходил испытания в НИИ ВВС СССР в Свердловске. Первые данные были многообещающими. Истребитель развивал максимальную скорость на уровне моря 612 км/ч и 685 км/ч на высоте 5500 метров. Эти скорости были на 50 км/ч и 37 км/ч выше, чем у Ла-5 с АШ-82ФН. Однако общие характеристики опытного образца с АШ-71Ф не оправдали ожиданий ОКБ Лавочкина и НКАП. Тогда было принято решение перевезти Ла-5 АШ-71Ф в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где его испытали в полномасштабной аэродинамической трубе Т-104. Для этих испытаний с планера была снята камуфляжная окраска.

Причина была найдена в плохой отделке, в частности, обтекателя двигателя, из-за чего аэродинамическое сопротивление оказалось намного больше, чем ожидалось. Инженеры ЦАГИ пришли к выводу, что после принятия мер по исправлению ситуации Ла-5 с двигателем АШ-71Ф сможет развивать максимальную скорость около 720 км/ч.

Однако двигатель самолет так и не оправдал себя. Вскоре стало ясно, что АШ-71Ф никогда не поступит в серийное производство, поскольку его недостатки так и не были полностью устранены в ОКБ Швецова. Дальнейшая разработка Ла-5 АШ-71Ф была прекращена. Было построено лишь ограниченное количество двигателей АШ-71Ф, которые в экспериментальном порядке использовались на истребителях Поликарпова и Лавочкина.

Поскольку испытания Ла-5 АШ-71Ф зашли в тупик, в качестве стандартного двухрядного радиального двигателя для истребителей и бомбардировщиков ВВС был выбран надежный АШ-82ФН, который продержался до конца Великой Отечественной войны.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.