Найти в Дзене

Как возникают расстройства пищевого поведения? Как вести себя с ребенком, чтобы не развить РПП?

Актуальные исследования подтверждают, что расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное передание и т.д.), помимо прочего, появляются, как результат научения или следования определенным стратегиям, которые в детском или подростковом возрасте приводили к нужному результату. Рассмотрим ключевые тезисы, которые с большой вероятностью могут стать предпосылками расстройств.
Тезис 1. Красота важней всего
Человек устроен так, что отдает предпочтение тому, что ему знакомо. Вспомните, что из каждого утюга звучат призывы к ЗОЖ, задаются радикальные стандарты красоты (худые подтянутые девушки, мужественные накаченные мужчины). Если и в семье есть культ идеального тела, то страхи или травмы могут помешать родителям подбирать слова и действия, чтобы привить ребенку правильные привычки. Слова "Ты же не хочешь быть такой же толстой, как твой отец в твоем возрасте" по мнению многих родителей, должны мотивировать заняться спортом, а по факту, формируют болезненное напряжение в ре

Актуальные исследования подтверждают, что расстройства пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное передание и т.д.), помимо прочего, появляются, как результат научения или следования определенным стратегиям, которые в детском или подростковом возрасте приводили к нужному результату. Рассмотрим ключевые тезисы, которые с большой вероятностью могут стать предпосылками расстройств.


Тезис 1. Красота важней всего
Человек устроен так, что отдает предпочтение тому, что ему знакомо. Вспомните, что из каждого утюга звучат призывы к ЗОЖ, задаются радикальные стандарты красоты (худые подтянутые девушки, мужественные накаченные мужчины). Если и в семье есть культ идеального тела, то страхи или травмы могут помешать родителям подбирать слова и действия, чтобы привить ребенку правильные привычки. Слова "Ты же не хочешь быть такой же толстой, как твой отец в твоем возрасте" по мнению многих родителей, должны мотивировать заняться спортом, а по факту, формируют болезненное напряжение в ребенке "а что, если я УЖЕ такая? Мы с отцом же так похожи"...

Зрительные образы из СМИ формируют наши представления о том, как ДОЛЖНО выглядеть наше тело. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы применяем эти усвоенные мерки к своему отражению. Черты, не соответствующие тому, что мы привыкли видеть в соц сетях, будут восприниматься как НЕПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ.


Далее принцип "Я = тело" постепенно вытесняет все другие элементы "я"-концепции, такие как внутренние качества, социальные роли, отношения и стремления.

Поправившийся за лето подросток, который не приходит на встречу с друзьями, потому что чувствует себя не слишком привлекательным и не хочет, чтобы его видели.
Молодая девушка, которая не решается начать ходить в спорт-клуб, боясь, что ее тело не соответствует "идеалам красоты".

Восприятие собственного тела становится зацикленным на поддержании РАДИКАЛЬНОГО стандарта внешности. Например, с помощью ограничений в еде или очистительных процедур.

В современном обществе идеалы красоты навязываются повсеместно. Некоторые не знают другой модели красоты, кроме как вписывающейся в узкие понятия, формируемые медиа.

Тезис 2. Еда важней всего
Ребенок быстро усваивает, что одобрение родителей и отношение в семье зависят от того, как и сколько он ест.

Некоторые дети знают только один способ угодить окружающим – питаться так, как положено. Для них прием пищи (или отказ от нее) становится способом заслужить одобрение близких.

Возможно, вам знакомы ситуации, когда вам близкие хвалят за то, что ребенок доел всю еду в тарелке. Или, наоборот, отказался от второго куска торта на дне рождения друга, увидев на себе испепеляющий взгляд мамы.

В медиа еда всегда ассоциируется с радостными событиями или повышает привлекательность. Праздничный стол, торжества, дни рождения и бракосочетания - все это связано с едой.

Почти ни одна встреча с друзьями не проходит без совместного поедания чего-либо.

Бабушка, приезжающая в гости, обязательно захватит вкусности.

Мы с детства усваиваем мысль, что все, что связано с едой - критически важно, и соответственно, должно быть в постоянном фокусе внимания.


Тезис 3. Не будь грустным!
В процессе взросления нам объясняют, почему негативные эмоции - это "не очень" и как избежать этих чувств. Очень быстро становится понятно, что некоторые внутренние переживания – это отклонения, которые нарушают норму. Радоваться – хорошо, огорчаться – плохо.

Если эмоции негативны и влияют на повседневную жизнь, они классифицируются как расстройство, подлежащее лечению. Формируя такое отношение, общество создает круговую поруку молчания, где страдание рассматривается как дефект личности, который необходимо скрывать.

Девочка учится подавлять свои эмоции, чтобы не огорчать родителей, и в итоге начинает страдать от внутренних конфликтов. Чтобы хотя бы как-то облегчить свои страдания, она тайком наедается сладким.

Девушка-подросток, старающаяся быть позитивной в новом классе, несмотря на внутренние переживания, в какой-то момент оказывается неспособна справиться с накопленным стрессом. Она лавирует от голодания в течение дня, чтобы ее живот был плоским, до обжорства ночью.


РПП можно рассматривать как результат социального научения, где представления о красоте, еде и чувствах играют ключевые роли. Подверженность идеалам красоты, давление семьи и общества, а также неправильное отношение к эмоциям формируют благодатную почву для развития расстройств пищевого поведения.

И что же делать, скажете вы? Хорошая новость в том, что стратегии можно изменить, как для себя, так и в отношении своего ребенка. Но об этом в следующих статьях.