Никто не учит неговорящего ребёнка читать! Это просто невозможно, потому что отсутствует база для чтения.
У неговорящего ребёнка с нарушенным пониманием речи нет ни одного зрелого психического процесса, необходимого для формирования навыка чтения.
- Нет вербального мышления.
- Нет фонематического восприятия.
- Нет речевого анализа и синтеза.
- Нет речевой памяти.
- Нет развитого произвольного зрительного внимания.
- Нет достаточного уровня эмоционально-волевой зрелости.
- Просто НЕТ речи, значит и читать ребёнок не может.
Зачем же с первых занятий мы показываем ребёнку буквы?
Мы сразу начинаем формировать вербальное мышление, как бы странно это ни звучало.
На любой предмет или картинку у ребёнка без речи формируется только визуальный образ. Показывая букву и помогая произнести соответствующий звук, мы даём возможность этим визуальным образам "зазвучать". Ведём ребёнка к первым мысленным речевым реакциям.
Весь материал, предлагаемый ребёнку с алалией, сопровождается карточками со словами не для того, чтобы он их каким-то немыслимым образом мог прочесть, а для получения внутренней речевой реакции. При вызывании первых звуков речи, сразу используется набор, как минимум, из 10 букв. Хотя бы одна из них встретится на карточке со словом, обозначающим предмет, который мы показываем ребёнку на занятии. На произносимое нами слово он практически не реагирует, не готов ещё. А вот если вам удастся хоть на мгновение направить его взгляд на карточку, то в его минимальной внутренней вербальной реакции отобразится "О" или "А", если они были в этом слове. Ведь мы же начинаем каждое занятие с вызывания ряда звуков с опорой на тактильные буквы. Значит хотя бы в кратковременной речевой памяти они сохраняются на этом уроке.
Мелькнула одна из знакомых букв на карточке, и для ребёнка мячик (для примера) уже не бессловесный зрительным образ, через графему с предметом соотнеслась хотя бы единичная фонема.
Так, с одного звука, начнется формирования словаря.
На видео занятие первого этапа работы с Таей. На тот момент девочка не говорила, ни о каком чтении не могло быть и речи. Все буквы, лежащие на столе, 10 минут назад были включены в работу по механическому вызыванию звуков. Потом они просто служили полем для игры с козами. Коза Маня долго "бегала" по букве "О", а мозг в это время формировал новую нейронную связь: козы - "О". Это, конечно, весьма упрощённая и условная схема образования мысленной вербальной реакции, но зато предельно наглядная!
Дальше по нарастающей: отрабатывается произношение слогов по слоговым карточкам, во внутренней речи начинают "звучать" более крупные звуковые блоки, зрительно вычлененные из слов, сопровождающих материал.
У Клима уже появились в речи слоги-звукоподражания, есть зачатки фразы, набираемой по одному слову с помощью мамы. Например: "Мама... дай... пече..."
В паузах мама напоминает следующее слово. Это уже работает формирующаяся речевая память, которой "хватает" на слог и на короткое слово, но структура фразы не сложилась, планирование и программирование пока недоступны, значит вербальное мышление ещё впереди. Но буква-сигнал начала работать на эту задачу, хотя до чтения очень далеко.
Когда же ребёнок начинает говорить, нужно понимать, что на уровне простой фразы у него по-прежнему нет полноценного вербального мышления.
Как в его устной речи звучат грубо искажённые слова, так и внутреннее проговаривание тоже "осколочно".
Вот на этом этапе карточки со словами уже начинают работать на выстраивание полноценной структуры слов и предложений. Только сейчас можно начинать ребёнка учить читать, потому что база уже частично выстроилась. Много нужного появилось, есть на что опереться для формирования истинного аналитико-синтетического чтения. Предлагая написать (пусть по обводке, это тоже работает) или прочитать слово по слогам, постепенно ведём ребёнка к всё более чёткой и понятной речи.
Наконец буквы могут выступать в своём изначально предполагаемом качестве, то есть для чтения. Потому что появилась развёрнутая речь и заработало вербальное мышление.
Статья написана по запросу читателей, которые хотят разобраться с тем, как именно работают буквы на первом этапе формирования речи.
Резюме: при вызывании речи, буквы в союзе со звуками служат тем изначальным сигналом, который даёт первичный речевой мыслительный ответ ребёнка. Это, в свою очередь, запускает формирование основы вербального мышления. Фонема (звук речи) по отдельности не даст такой реакции, так как при СМА грубо нарушено слуховое восприятие речи. Поэтому приходится выбирать "обходные" пути, неестественные для нормального онтогенеза.
Надеюсь, удалось понятно изложить основополагающую роль букв при вызывании речи у неговорящих детей.
У Таи и Гоши, демонстрирующих в статье свои достижения, на канале есть выделенные подборки. Там можно познакомиться с программами, по которым работали дети.
Всем успехов в развитии речи!