Найти тему
СВОЛО

Я понял! Западная элита не сумасшедшие…

Разберём доказательство, что понял (доказательство изобразительно-психологическое), путём анализирования такой картины.

Ходлер. Выступление йенских студентов на освободительную войну  против Наполеона в 1813 году. 1908-1909 годы. Холст, масло. 358 см на 546 см.
Ходлер. Выступление йенских студентов на освободительную войну против Наполеона в 1813 году. 1908-1909 годы. Холст, масло. 358 см на 546 см.

Забегая немного вперед признаюсь: мне пришлось сделать умственное сальто, чтоб согласовать историю и замысел.

Такое усилие мне потребовалось из-за некой догмы, которою я сам себя ограничил. Догма такая. Идеалы бывают естественные и искусственные. Естественные – те, которые способны погружаться в подсознание (когда потребует поэта к священной жертве Аполлон) и всплывать из него, а искусственные обитают только в сознании. (Речь не идёт о том подсознании, которое обслуживает замысел сознания на предмет обеспечения органического единства: вкус моря можно понять по любой его капле.)

Естественность распространяется только на то, что в какой-то мере полезно для выживания. Даже такое страшное разочарование, как ницшеанство (над Добром и Злом), имеет ту пользу, что смешать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу Зла (5/8 к 1/8) это смешать в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления Злу. А вот декадентство (согласие с превосходством Зла над Добром) и сатанизм (радость от превосходства Зла над Добром) выживанию не помогают и бывают только искусственными. Не считать же пользой облегчение смерти? (Христианство не в счёт, т.к. оно предлагает райскую жизнь покаявшимся и прощённым.)

Так вот от вековой раздробленности Германии среди её представителей родилось декадентство. Притворяющееся символизмом, чтоб не быть с порога отвергнутым в чистом виде. (И назвалось это мюнхенским символизмом.) И как-то продлилось и в ХХ веке и в Швейцарии тоже. Особенно на годы (с конца 1906 года) германской военной угрозы (для Англии) в связи с дредноутным строительством в Германии. К столетию Йенской битвы Пруссии с Наполеоном крепко запахло мировой войной с её торжеством Зла.

«Наполеон I и Даву в полной мере использовали более выгодные позиции, занятые их войсками перед сражением, и на обоих флангах одержали полную победу. Принуждённая к беспорядочному отступлению прусско-саксонская армия потеряла 30–35 тыс. чел. ранеными и убитыми (св. 20 тыс. при Йене и св. 10 тыс. при Ауэрштедте)» (https://old.bigenc.ru/military_science/text/2029199).

Через 7 лет французов из Германии гнали русские войска, но немцы всё равно боялись.

«До тех пор, пока части французской армии оставались на территории Пруссии и в её столице, прусский монарх опасался открыто заявить о разрыве с Наполеоном даже после подписания Калишского договора. Потребовалась, видимо, ещё и личная встреча монархов. Фридрих-Вильгельм III и император Александр I заключили союз» (https://pro100-mica.livejournal.com/319616.html).

Тогда немцы настолько осмелели, что у них случился всенародный патриотический порыв.

«У пруссаков это не первый такой патриотический подъём. Первый был в 1806 году, но тогда больше военные бряцали оружием, уверенные в непременной своей победе над узурпатором. А здесь весь народ от мала до велика поднялся» (Там же).

Но Ходлера было не обмануть – он был закоренелый декадент. Впереди (через 100 лет, то есть теперь, в 1909-м) он видел Царство Смерти 1914-1918. И потому ТАК изобразил йенских студентов 1813-го.

-2

Театральными жестами Наполеона не победить,

-3

Скажется военная неумелость лиц, собственно, гражданских.

-4

В походе свободной рукой надо размахивать, чтоб легче было идти, а не напрягать её почём зря.

-5

И таким широким шагом далеко не ушагаешь.

Так вот я думаю, что психологический настрой Ходлера объясняет поведение западной элиты теперь. Она, да, ведёт к ядерной третьей мировой войне, холодно понимая, что её не избежать. Как не сумасшедший был Ходлер, выражая свой декадентский замысел в условности – в произведении прикладного искусства, здесь приложенного к усилению чувства безразличия к торжеству Зла, так и они, только не в условности, а в реальности.

Можно сказать – своеобразно мужественные люди. Ну как, например, ведомые на казнь. Они ж смирились? – Смирились. Потому у них не подкашиваются ноги, они не падают в обморок, они не плачут и т.д.

У Ходлера не приняли б совершенно его панно, если в названии не был 1813 год, год настоящего патриотического подъёма в Германии. А обмануться с выражением изображения – это у людей как раз плюнуть. На что Ходлер рассчитывал, и угадал.

Сорвался он, потерял себя, когда подписал протест против бомбардировки собора в Реймсе. – Ну в самом деле… Какая ему разница, сохранится этот собор или нет, если полагается не сохранить по закону общего торжества Зла над Добром?

Но этот прокол в сознании у Ходлера льёт воду на мою мельницу, что декадентство – искусственного характера идеал. Этот искусственный вогнал естественный идеал (скажем, бессмертного человечества) в подсознательную категорию. И тот, как и полагается естественному в состоянии не данности сознанию прорывает цензуру сознания и являет себя людям. – Акт жизни, зеркальный акту творения произведения неприкладного искусства. (Надо ли напоминать, что неприкладное искусство рождается подсознательным идеалом, естественным.)

Я сознаю, что декадентство в принципе трудно постигаемый идеал. Хоть он и плод целиком сознания и, казалось бы, уже потому должен быть особенно понятен. - Нет. Не понятен. Потому что не помогает жить.

Как факт. Ходлера настолько не поняли** все, что Швейцария выпустила почтовую марку с изображением такой его картины.

Ходлер. Лесник*. 1910.
Ходлер. Лесник*. 1910.

Думали, наверно, что славится швейцарец как трудоголик. А на самом деле тут другое, подтверждаемое самым высоким уровнем суицидов в Швейцарии. – Что скрывает туман за спиной лесника? – Вырубленный им целый лес.

-7

Не зря перед туманом Ходлер оставил (справа, левее самого правого дерева) пенёк. –Это не первое дерево (слева, уже падающее) он рубит. Ходлер, для издевательства назвал картину «Лесник»*. Лесник ухаживает за лесом, а не уничтожает его весь под корень. – Скажете, перед нами заболевшие грибком сосны – умерли нижние ветки. Вот лесник эти деревья и рубит. – Но так не лечат. Лечат опрыскиванием бордосской смесью. – Скажете, лесозаготовки. Только век спустя альпийские страны спохватились, что им нужно спасать леса от вырубки. Ходлер, наверно, эту проблему видел ещё сто лет назад и был в отчаянии (как и свойственно швейцарцам, впадающим в самоубийство от любой неразрешимой проблемы). И вот лесник у него не лесник, а лесоруб, воплощённое Зло, с которым нельзя совладать. – Ну и чёрт-де с Ним. Пусть. Все умрём.

Не зря раненному солдату кричат, пока тащат его к медикам, чтоб он не закрывал глаза и говорил. – Так солдаты – не декаденты.

6 июля 2024 г.

*- Неправильно перевели. Надо «Дровосек».

- Признаю ошибку. Значит, в этом месте Ходлер не стал с названием темнить.

10.07.2024.

**- Найдите издание "А. Дейнека. Учитесь рисовать", стр с 209 по 215. Там комментарий специалиста, а не хироманта.

Во-первых, Дейнека не специалист-искусствовед. Он художник. У него правое полушарие мозга сильнее развито. Грубо выражаясь, он как бы невыросшее дитя. К нему хорошо относится поговорка: выслушай женщину и сделай наоборот. А искусствоведение - наука. Она требует сильной развитости левого полушария мозга.

История со швейцарской маркой, на которую попал ходлеровский "Лесоруб", видно, была широко известна в своё время. Дейнек не посмел оспаривать всеобщую ошибку, что он создал гимн во славу "величия человеческого труда" (https://vk.com/doc382394699_521107781?hash=P1D01uBm7kEht7xz9nKkt67MOlMqIY7zL083u8Rt6SH&dl=z9ywnJzqS4b8tYbGAyPZu3YW8ixWlZewDZmrFm3J1Mw).

Можно найти то слово, которое объединит в себе то, что вывел из своего анализа композиции Дейнека (величие Труда), и то, что вывел из своего анализа я (всесилие Зла). Это слово - абсолютизация. - Посмотрите на дейнековскую последовательность набросков к картине.

-8
-9
-10
-11

Вы видите, как пустеет картинка. Она пустеет от исчезновения леса и жизненных подробностей. Какой фигурный топор в предпоследнем рисунке, и пробор есть в причёске лесоруба… Ходлеру ж нужно было уйти от обычной жанровой картинки. Его ж не считали реалистом. Он слыл символистом. Это и заметил Дейнека. Он только не заметил, что опустошение имеет смысл не только «собирательный» (там же), обобщающий, но и буквальный – экологической катастрофы, угрожавшей Альпам.

15.07.2024.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц