Разберём доказательство, что понял (доказательство изобразительно-психологическое), путём анализирования такой картины.
Забегая немного вперед признаюсь: мне пришлось сделать умственное сальто, чтоб согласовать историю и замысел.
Такое усилие мне потребовалось из-за некой догмы, которою я сам себя ограничил. Догма такая. Идеалы бывают естественные и искусственные. Естественные – те, которые способны погружаться в подсознание (когда потребует поэта к священной жертве Аполлон) и всплывать из него, а искусственные обитают только в сознании. (Речь не идёт о том подсознании, которое обслуживает замысел сознания на предмет обеспечения органического единства: вкус моря можно понять по любой его капле.)
Естественность распространяется только на то, что в какой-то мере полезно для выживания. Даже такое страшное разочарование, как ницшеанство (над Добром и Злом), имеет ту пользу, что смешать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу Зла (5/8 к 1/8) это смешать в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления Злу. А вот декадентство (согласие с превосходством Зла над Добром) и сатанизм (радость от превосходства Зла над Добром) выживанию не помогают и бывают только искусственными. Не считать же пользой облегчение смерти? (Христианство не в счёт, т.к. оно предлагает райскую жизнь покаявшимся и прощённым.)
Так вот от вековой раздробленности Германии среди её представителей родилось декадентство. Притворяющееся символизмом, чтоб не быть с порога отвергнутым в чистом виде. (И назвалось это мюнхенским символизмом.) И как-то продлилось и в ХХ веке и в Швейцарии тоже. Особенно на годы (с конца 1906 года) германской военной угрозы (для Англии) в связи с дредноутным строительством в Германии. К столетию Йенской битвы Пруссии с Наполеоном крепко запахло мировой войной с её торжеством Зла.
«Наполеон I и Даву в полной мере использовали более выгодные позиции, занятые их войсками перед сражением, и на обоих флангах одержали полную победу. Принуждённая к беспорядочному отступлению прусско-саксонская армия потеряла 30–35 тыс. чел. ранеными и убитыми (св. 20 тыс. при Йене и св. 10 тыс. при Ауэрштедте)» (https://old.bigenc.ru/military_science/text/2029199).
Через 7 лет французов из Германии гнали русские войска, но немцы всё равно боялись.
«До тех пор, пока части французской армии оставались на территории Пруссии и в её столице, прусский монарх опасался открыто заявить о разрыве с Наполеоном даже после подписания Калишского договора. Потребовалась, видимо, ещё и личная встреча монархов. Фридрих-Вильгельм III и император Александр I заключили союз» (https://pro100-mica.livejournal.com/319616.html).
Тогда немцы настолько осмелели, что у них случился всенародный патриотический порыв.
«У пруссаков это не первый такой патриотический подъём. Первый был в 1806 году, но тогда больше военные бряцали оружием, уверенные в непременной своей победе над узурпатором. А здесь весь народ от мала до велика поднялся» (Там же).
Но Ходлера было не обмануть – он был закоренелый декадент. Впереди (через 100 лет, то есть теперь, в 1909-м) он видел Царство Смерти 1914-1918. И потому ТАК изобразил йенских студентов 1813-го.
Театральными жестами Наполеона не победить,
Скажется военная неумелость лиц, собственно, гражданских.
В походе свободной рукой надо размахивать, чтоб легче было идти, а не напрягать её почём зря.
И таким широким шагом далеко не ушагаешь.
Так вот я думаю, что психологический настрой Ходлера объясняет поведение западной элиты теперь. Она, да, ведёт к ядерной третьей мировой войне, холодно понимая, что её не избежать. Как не сумасшедший был Ходлер, выражая свой декадентский замысел в условности – в произведении прикладного искусства, здесь приложенного к усилению чувства безразличия к торжеству Зла, так и они, только не в условности, а в реальности.
Можно сказать – своеобразно мужественные люди. Ну как, например, ведомые на казнь. Они ж смирились? – Смирились. Потому у них не подкашиваются ноги, они не падают в обморок, они не плачут и т.д.
У Ходлера не приняли б совершенно его панно, если в названии не был 1813 год, год настоящего патриотического подъёма в Германии. А обмануться с выражением изображения – это у людей как раз плюнуть. На что Ходлер рассчитывал, и угадал.
Сорвался он, потерял себя, когда подписал протест против бомбардировки собора в Реймсе. – Ну в самом деле… Какая ему разница, сохранится этот собор или нет, если полагается не сохранить по закону общего торжества Зла над Добром?
Но этот прокол в сознании у Ходлера льёт воду на мою мельницу, что декадентство – искусственного характера идеал. Этот искусственный вогнал естественный идеал (скажем, бессмертного человечества) в подсознательную категорию. И тот, как и полагается естественному в состоянии не данности сознанию прорывает цензуру сознания и являет себя людям. – Акт жизни, зеркальный акту творения произведения неприкладного искусства. (Надо ли напоминать, что неприкладное искусство рождается подсознательным идеалом, естественным.)
Я сознаю, что декадентство в принципе трудно постигаемый идеал. Хоть он и плод целиком сознания и, казалось бы, уже потому должен быть особенно понятен. - Нет. Не понятен. Потому что не помогает жить.
Как факт. Ходлера настолько не поняли** все, что Швейцария выпустила почтовую марку с изображением такой его картины.
Думали, наверно, что славится швейцарец как трудоголик. А на самом деле тут другое, подтверждаемое самым высоким уровнем суицидов в Швейцарии. – Что скрывает туман за спиной лесника? – Вырубленный им целый лес.
Не зря перед туманом Ходлер оставил (справа, левее самого правого дерева) пенёк. –Это не первое дерево (слева, уже падающее) он рубит. Ходлер, для издевательства назвал картину «Лесник»*. Лесник ухаживает за лесом, а не уничтожает его весь под корень. – Скажете, перед нами заболевшие грибком сосны – умерли нижние ветки. Вот лесник эти деревья и рубит. – Но так не лечат. Лечат опрыскиванием бордосской смесью. – Скажете, лесозаготовки. Только век спустя альпийские страны спохватились, что им нужно спасать леса от вырубки. Ходлер, наверно, эту проблему видел ещё сто лет назад и был в отчаянии (как и свойственно швейцарцам, впадающим в самоубийство от любой неразрешимой проблемы). И вот лесник у него не лесник, а лесоруб, воплощённое Зло, с которым нельзя совладать. – Ну и чёрт-де с Ним. Пусть. Все умрём.
Не зря раненному солдату кричат, пока тащат его к медикам, чтоб он не закрывал глаза и говорил. – Так солдаты – не декаденты.
6 июля 2024 г.
*- Неправильно перевели. Надо «Дровосек».
- Признаю ошибку. Значит, в этом месте Ходлер не стал с названием темнить.
10.07.2024.
**- Найдите издание "А. Дейнека. Учитесь рисовать", стр с 209 по 215. Там комментарий специалиста, а не хироманта.
Во-первых, Дейнека не специалист-искусствовед. Он художник. У него правое полушарие мозга сильнее развито. Грубо выражаясь, он как бы невыросшее дитя. К нему хорошо относится поговорка: выслушай женщину и сделай наоборот. А искусствоведение - наука. Она требует сильной развитости левого полушария мозга.
История со швейцарской маркой, на которую попал ходлеровский "Лесоруб", видно, была широко известна в своё время. Дейнек не посмел оспаривать всеобщую ошибку, что он создал гимн во славу "величия человеческого труда" (https://vk.com/doc382394699_521107781?hash=P1D01uBm7kEht7xz9nKkt67MOlMqIY7zL083u8Rt6SH&dl=z9ywnJzqS4b8tYbGAyPZu3YW8ixWlZewDZmrFm3J1Mw).
Можно найти то слово, которое объединит в себе то, что вывел из своего анализа композиции Дейнека (величие Труда), и то, что вывел из своего анализа я (всесилие Зла). Это слово - абсолютизация. - Посмотрите на дейнековскую последовательность набросков к картине.
Вы видите, как пустеет картинка. Она пустеет от исчезновения леса и жизненных подробностей. Какой фигурный топор в предпоследнем рисунке, и пробор есть в причёске лесоруба… Ходлеру ж нужно было уйти от обычной жанровой картинки. Его ж не считали реалистом. Он слыл символистом. Это и заметил Дейнека. Он только не заметил, что опустошение имеет смысл не только «собирательный» (там же), обобщающий, но и буквальный – экологической катастрофы, угрожавшей Альпам.
15.07.2024.