Мне нравится Гурзуф.
Нравятся его маленькие, петляющие то вверх, то вниз узкие улочки. Они утопают в зарослях розовых деревьев, или по-научному рододендронов.
Цветочные кашпо на окнах придают улочкам Гурзуфа уют и гостеприимность.
Лениво прогуливающиеся или сладко спящие в тени гурзуфские котики чувствуют себя по-хозяйски спокойно и уверенно. Они тут повсюду.
В целом от посёлка создаётся впечатление как о едином дворике – семейном и уютном.
Посёлок Гурзуф расположился в красивой долине, которая плавно спускается с вершин, окруживших её гор, к морю. Горы, словно стражи, охраняют долину от проникновения холодных ветров.
Таинственный Аю-Даг на востоке первым встречает и пропускает в долину ранние лучи солнца.
Скалы-островки Адалары дополняют романтику морского пейзажа.
В далёком прошлом Адалары были соединены с берегом естественным сухопутным перешейком. Море постепенно разрушило этот путь. Так и застыли эти причудливые скалы недалеко от берега, словно сказочные замки.
Галечные пляжи здесь чисты, благоустроены.
Несмотря на реалии сегодняшнего непростого времени, туристов и отдыхающих на пляжах Гурзуфа много.
А ещё каких-нибудь сто лет назад этот живописный уголочек был практически безлюден.
Но странным образом, наши великие соотечественники, которые искали здесь уединения с природой, чтобы отдохнуть от назойливой толпы и поработать, сделали это место привлекательным и притягательным, оставив для нас теперь прекрасные гурзуфские достопримечательности.
Я вспоминаю прежде всего Пушкина, который останавливался здесь в доме Армана де Ришелье во время своего путешествия по Крыму с Раевскими. Тогда этот дом был чуть не единственным местом, удобным для отдыха. Сегодня здесь музей Александра Сергеевича Пушкина.
А сам герцог Ришелье, тот самый, чей памятник стоит в Одессе, потому как будучи губернатором Новороссии много сделал для развития городов южных, и здесь в Гурзуфе заложил чудесный парк на 5 лет ранее, чем известный Никитский ботанический сад. Сам парк сегодня, где собрано свыше 110 видов экзотических растений – это тоже достопримечательность.
Я говорю о меценате, купце-промышленнике П.И. Губонине, который основал в Гурзуфе модный курорт и пополнил парк коллекцией садово-парковых скульптур и фонтанов. Сегодня здесь располагается санаторий «Гурзуфский». На территории сохранились построенные в конце 19 века в восточном стиле здания для отдыхающих.
Я вспоминаю Чехова, который искал здесь уединения вдали от шумной Ялты. Его дача со знаменитой синей калиткой была затерянным островком среди скал и волн гурзуфского залива. Как приятно приехать в гости к Антону Павловичу! Однако сегодня, этот уголок уже не кажется затерянным и тихим. Здесь шумно и многолюдно.
И, наконец, я вспоминаю художника К. Коровина, который также не хотел жить в шумной Ялте, а построил здесь дачу, недалеко от дачи Чехова.
Свою дачу он назвал «Саламбо», так именовался спектакль, над декорациями к которому работал художник во время строительства дачи.
До недавнего времени дача стояла заброшенной. Благодаря режиссёру Сергею Жигунову и его жене дача получила второе дыхание, а Гурзуф ещё одну достопримечательность.
Вот об этой достопримечательности – музее художника Коровина я расскажу подробно в следующей статье. На днях мы там побывали. Необычное впечатление произвёл на меня музей.
Ранее я была в Гурзуфе зимой и писала о нём вот здесь: https://dzen.ru/a/ZcIwu_vHKSxpc9pp?share_to=link
Была на даче Чехова и писала о ней https://dzen.ru/a/ZQxu3YI8FF1BnxxR?share_to=link
и знакомилась с парком и большой деятельностью П.И. Губонина. Об этом можно прочитать здесь: https://dzen.ru/a/ZRMaDan_o2nGzmlZ?share_to=link
Гурзуф. Крым. Моя Россия.