Найти тему
Моя Людмила.

Вторая молодость. Рассказ.

Сколько Вадим помотался по стройкам, но его всегда тянуло домой, к маме. Вот и сейчас он приехал в родной город на праздник.

Приближалось 7 ноября, вокзал встретил красными флагами, зелеными, елочными гирляндами и транспарантами с портретом Ленина.

Вадим шел по городу, и беззаботно улыбался всему что видел. Ну и пусть что ему в праздник сорок лет. В сорок лет жизнь только начинается - он вспомнил фразу из известного фильма. И вообще, именно сейчас ему было легко и весело. Вспомнил старую школьную традицию, под праздник собираться всем классом у Киры Николаевой и отмечать свой день рождения вместе со всей страной. Вот так совпало, дни рождения революции и их с Кирой в один день. Вадим влюбился в неё ещё в школе, но, как и все тогда ещё мальчишки, он дерзкий и глупый боялся признаться Кире в своих чувствах. Наоборот, дразнил и спорил с ней по каждому пустяку. Она так ничего и не узнала. Да и к чему? После выпускного Кира почти сразу вышла замуж. Это сейчас он думает об этом спокойно, а тогда ... тогда было тяжело ...

Вот и родной дом, Вадим бодро поднялся на третий этаж, приложил палец к черной, выпуклой кнопке звонка. Палец замер на минуту, потом нажал на кнопку и не отпускал, пока за дверью не раздались шаркающие шаги матери.

С последней их встречи прошло много лет, Вадим переезжал с одной стройки на другую, о себе сообщал только в письмах, да и то по-мужицки скупо в несколько строчек.

Наконец дверь со скрипом отворилась, вышла мать, седая и такая родная в мягких, войлочных туфлях.

- Вадик, сынок - прошептала мать, и как маленького гладила по выгоревшим в Казахстанской степи от летнего зноя, волосам, а он, уткнувшись головой в плечо матери, только сейчас понял, как она ему нужна.

Дома все было по старому, его комната прохладная и сумрачная полка с книгами, стол с тетрадками, будто бы он вышел из дома только вчера, словно и не было долгой разлуки.

Мать хлопотала на кухне, ставила чайник, крошила сало, жарила его, била яйца и выпускала их на сковородку, а сама только вздыхала и качала головой. Не верилось - сын дома! Поставила сковородку с готовой яичницей на деревянный поднос, нарезала хлеб и сыр, подала вилку - Проголодался? Ешь, а я сейчас суп сварю, и котлеты с тушеной капустой сделаю. Как ты любишь.

- А где отец? - спросил Вадик, садясь за стол.

Мать начала чистить картошку - На демонстрацию ушёл, семьдесят лет, а всё считает, что без него и праздник не праздник.

Помолчала, потом, как будто набравшись, храбрости спросила: - Сынок, а ты то, как же? Всё один ... ни жены, ни детей. Неудачная жизнь сына была её горечью. Десять лет назад Вадим женился, но жена не захотела ездить с ним по стройкам, каждый раз заводить новый быт.

Так и разошлись.

Но тут, же по её лицу, словно ветерок, пробежал, сдул тень грусти - Ах, батюшки, совсем забыла тебе сказать. Я на днях встретила Киру, с внучкой шла ...

Вадим так и застыл с вилкой в руке - У Киры внучка? Как? Ведь ей только на днях будет сорок.

- Да, совсем у неё жизни не было, сама рано замуж выскочила - муж летчик, хороший человек был, да погиб, самолет врезался в скалы. Дочку одна растила, всю молодость в неё вложила, а та школу закончила и как мать тоже - замуж! Теперь вот внучка на руках.

Вскипел чайник, мать налила Вадиму чай, пододвинула блюдо с теплыми пирожками. Он положил в чай четыре куска сахара, любил сладкое, размешал.

- А Кира-то работает?

Мать достала из морозилки мясо, сунула под холодную воду размораживать.

- Какая теперь работа, Юля в институте учиться, муж у неё по командировкам, а ребёнка Кире отдала. Та работу бросила, а ведь была начальником отдела!

Вечером позвонил Дмитрий, школьный друг.

- Привет Вадька! Рад, что ты приехал, может, встретимся?

Они с Дмитрием шли по нарядным праздничным улицам, вспоминали, как обычно бывает при встречах, молодые годы.

- А Кирка помнишь? - хотел что-то сказать Дмитрий, но Вадим перебил его.

- Зайдём к ней? Дмитрий, молча, кивнул. В булочной купили торт, и у старушки на углу три гвоздики.

Еще за дверями они услышали, как плакал ребенок и раздраженный голос: - Мама, я опаздываю! Дмитрий позвонил в дверь, открыла тоненькая, молодая женщина в нарядном платье.

- Ой, дядя Дима! Заходите! - улыбаясь, пригласила она. Это и была Юля, дочь Киры.

В прихожую вышла Кира, в лёгком ситцевом халатике, с мыльной пеной на полных руках, видимо что-то стирала. Локон непослушных волос то и дело спадал ей на лоб, она отводила его мокрой рукой, смущенно улыбалась.

- Митя! Очень рада тебя видеть. А кто это с тобой? Вадик? Неужели это ты? Вадим стоял смущенно улыбался.

Из оцепенения вывел голос Юли - Мамочка! Ну, я пошла? Алик уже приехал, ждёт.

- Иди, иди - откликнулась Кира и, повернувшись к гостям, пригласила - Пожалуйста, проходите в комнату. Я сейчас, только переоденусь.

Вадим вошел в комнату, сразу возникли воспоминания, всё как тогда в юности, та же обстановка, та же вазочка из желтого стекла на столе. Вадим только успел сунуть в неё гвоздики, как вошла Кира. Теперь на ней было вишневое в серую клетку, домашнее платье, а на руках пухленькая девочка в платочке.

- Вот, внучка моя Алёнка.

- Как с детской шоколадки фотография - засмеялся Дмитрий и протянул ребенку ладони. Алёнка тут же в ответ протянула свои.

А Вадим стоял, молча, не проявляя к ребенку никакого внимания. Он лишь смотрел на Киру серьезными глазами, а она тоже смотрела на него, словно в оцепенении.

- Извините, я сейчас уложу её и приду. Подождите - вдруг сказала она и вышла с внучкой в другую комнату, а когда спустя полчаса вернулась, Димы уже не было, а Вадим стоял у окна. За стеклом рассыпался праздничный салют, озаряя все вокруг разноцветными огнями.

Кира принесла чайник, поставила две чашки.

- Порежь торт, а я чай заварю - сказала она так тепло, так по - домашнему. Сели пить чай, Кира принялась расспрашивать: - Рассказывай о себе, где ты теперь, как твоя жизнь? Говорила она шепотом и все время прислушивалась, боясь не разбудить ребенка.

А Вадим сидел, чай остывал в чашке, а он пристально смотрел на Киру, видел в ней не ту молодую девчонку, а уставшую женщину со строгим лицом, которое уже прорезали морщинки.

- Почему ты молчишь? - улыбнулась Кира.

- Давно ты ушла с работы и почему? - неожиданно спросил он.

- Два года назад, так сложились обстоятельства - тихо ответила Кира.

- Разве нельзя было поступить иначе? - не отступался от вопросов Вадим.

- Юле нужно учиться, окончить институт, дальше будет видно. Кира неожиданно стала резкой, словно дала понять, что этот разговор ей не приятен.

Вадим это почувствовал и уже мысленно корил себя - Вот дурак, чего привязался?

Он отхлебнул из чашки остывший чай - Ты завтра свободна?

Кира усмехнулась и пожала плечами давая понять - неужели ты не понимаешь, мне некогда.

- Пойдём в кино? - не отставал Вадим.

Кира была спокойна - Да куда я пойду Вадик, завтра Юлька с Аликом в гости собрались.

- И сегодня и завтра - не слишком ли много для них выходного? И всё-таки я завтра зайду за тобой - неожиданно твердо сказал Вадим. Но тут в соседней комнате заплакала, Алёнка и Кира бросив на ходу - прости, это надолго, убежала в комнату.

Вадик ещё посидел, послушал, как Кира уговаривала малышку лечь спать, а потом оделся и тихо закрыл за собой дверь.

На другой день Вадим, как и обещал, зашёл за Кирой, про себя он уже решил, что не уйдет пока своего не добьется. В прихожей его встретила Юля, её взгляд был удивленный

Было ощущение, что она чего-то явно не понимала.

- Значит, был обо мне разговор - подумал Вадим. Он прошел в комнату готовый увидеть уже одетую Киру, но никаких приготовлений к походу в кинотеатр не было видно. Кира была в своем домашнем платье и даже не причесана.

- Я за тобой! - улыбаясь, сказал Вадим.

- Я никуда не пойду, не с кем Алёнку оставить - вздохнула Кира, но Вадим уловил в её голосе сожаление: пошла бы, если б не внучка.

- У Алёнки есть родители, вот с ними она и остается - твердо без всякой уступки ответил Вадим.

Кира улыбнулась, видимо решительный тон ей понравился, но она всё еще колебалась.

Тут вошла Юля и приподняв брови, посмотрела на мать.

- Вы что, и, правда, собрались в кино?

Голос её звучал капризно и жалобно.

Но Вадим не обращал на это никакого внимания.

- Мы с твоей мамой давние друзья, не виделись много лет. Могу я завладеть её вниманием? Хотя бы ненадолго?

Юля смутилась - Да конечно ... Но тут, же перевела недовольный взгляд на мать - Мы, же с тобой договорились ... Тем более нас с Аликом уже ждут в гостях ...

- У Киры тоже должен быть отдых, тем более в праздник - твердо сказал Вадим. Но Кира уже была готова вступиться за дочь - Оставь Вадик, мы действительно с ней заранее договорились.

Но Вадим не хотел уступать - И всё-таки ты сегодня дома не останешься. Раз так всё сложилось, то мы отнесем Алёнку к моим старикам. И уже улыбнувшись и прогнав со лба хмурость, добавил - Собирайся.

Уже поздно вечером, после кинотеатра Вадим нёс на руках обратно спящую Алёнку, а Кира шагала, рядом доверчиво прижавшись к рукаву его куртки.

В воздухе кружились легкие снежинки, плавно опускались на ресницы и таяли на губах, воздух был морозный и свежий. Кире на минуту показалось, что она идет рядом с мужем, а на руках у него маленькая Юля. Как будто вернулось то время, светлое и радостное.

У дверей квартиры Вадим передал спящую Алёнку на руки Кире. Он медлил, уходить не хотелось.

- Вот и пришли ...

- А ты знаешь Кирка, что я любил тебя в школе? - неожиданно спросил Вадим.

Кира поудобнее переложила на руках ребенка - Да, мне Митя говорил об этом.

- Я не хочу, чтобы ты была только бабушкой! Понимаешь, не хочу!

Кира улыбнулась - Тише, Алёнку разбудишь.

Художник Леднев Валерий Александрович. Взято из свободного доступа Яндекс картинки.
Художник Леднев Валерий Александрович. Взято из свободного доступа Яндекс картинки.

Через месяц, в морозный декабрьский вечер Дмитрий встретил Юлю она катила впереди себя коляску. Дмитрий склонился над спящей девочкой.

- Гуляете? - весело произнес он.

Юля нахмурила брови - Какое там гуляем, из яслей её везу.

- Отдали в ясли? А как же Кира? Не заболела ли часом?

Юля удивленно взглянула на Дмитрия – Как, вы ничего, не знаете что ли?

- Нет - растерялся Дмитрий, я был в командировке две недели. Только вчера вернулся.

Юля скривила губы - Наша бабушка вышла замуж. Представляете замуж!

И уехала ... С этим вашим другом Вадимом, в Казахстан. Представляете в Казахстан!

И только эхо пустого двора подхватило последние буквы тан-тан и понесло их куда-то далеко вместе с поземкой.

4279 3806 2274 2619 Помощь автору только по желанию. Искренне, от всего сердца, благодарю за нее, своевременную и такую необходимую. Пусть вернётся вам добро здоровьем, благополучием, щедрыми помогающими руками в нужный час.
Спасибо друзья что читаете! Подписываемся, если не трудно. Всем мира и добра!