Поиск новой работы — занятие интересное, но утомительное. Необходимо составить привлекательное резюме, оценить кадровый рынок и себя в качестве товара на этом рынке. Назначить, в конце концов, себе цену. Адекватную или чуть повыше, вдруг повезет? Далее методично откликаться на заинтересовавшие вакансии, желательно с сопроводительным письмом. И лучше письмо это писать каждый раз заново, под каждого конкретного работодателя. Банально, но поиск работы — это та же работа, только за нее не платят.
И именно поэтому многие пытаются манкировать этой работой, относятся к ней небрежно, а чаще перекладывают свои задачи по поиску работы на плечи потенциальных работодателей. Да-да, парадокс, но такое случается сплошь и рядом: кандидат просто делает веерную рассылку резюме по всем вакансиям, имеющим название сходное с его должностью, и ждет.
Ждет, когда HR-ы компаний сами рассмотрят его резюме, сами позвонят и сами расскажут, какую вакансию собираются ему предложить. А уж он будет решать, что ему подходит, а что нет. Некоторые кандидаты идут еще дальше: они просто рассылают резюме абсолютно на все открытые вакансии, не заморачиваясь, что там, в этой вакансии, вообще написано. HR на то и HR, сам разберется. Ему, HR-у, за это и платят зарплату.
Вторая тенденция современного кадрового рынка состоит в том, чтобы искать работу как бы понарошку, мониторить свою ценность как товара на кадровом рынке, прикидывать возможные варианты, но текущую работу не менять. Дело, безусловно, полезное. Знать свою стоимость и возможности на кадровом рынке всегда полезно, чтобы держать свою профессиональную самооценку в тонусе. Такие кандидаты редко откликаются на открытые вакансии, но регулярно поднимают свое резюме в строчках поиска и указывают статус активного поиска работы. И ждут предложений от работодателей, иногда даже ходят на интервью, получают офферы. Но текущую работу не меняют, разве что покажут полученный оффер текущему работодателю для поднятия текущей же заработной платы (один раз этот метод, как правило, срабатывает со всеми работодателями, если сотрудник хоть сколько-нибудь ценен).
И все бы хорошо в этих двух тенденциях, но вот беда: мир изменился. На первое место в приоритетах работающего человека вышло его величество Время. Ценность времени, ценность каждой потраченной минуты стала холодно оцениваться рассудком с точки зрения целесообразности этой траты. И если трата малоэффективна или вообще бессмысленна, то разум отметает ее за ненадобностью. Сказывается тут и информационная перенасыщенность и количество спама, который буквально валится на человека со всех сторон. Любое отсутствие информационной фильтрации ведет к скорому эмоциональному выгоранию, и это касается работников HR-сферы в первую очередь. Любой процесс либо человек, крадущий время, маркируется как вирус, как внешняя агрессия, и с этим поделать ничего нельзя. В работе HR слишком много действий, не приносящих на выходе результата, и в целях самосохранения HR должен уметь максимально просчитывать эффективность каждой своей операции. Поэтому сегодня, чтобы взаимодействие ваше с кадровым рынком было успешным, следует соблюдать простые правила экологичного поведения. Приведу самые основные из них.
Избегайте веерных рассылок. Лучший отклик — точечный, в идеале с оригинальным сопроводительным письмом — так HR сразу поймет, чтобы описание вакансии, как минимум, прочитали и примерили на себя. Поверьте, хорошее сопроводительное письмо существенно повышает ваши шансы на интервью. Если рассылка по интересующим вакансиям не дает результата, то лучше подумать, как переписать резюме, как сделать его более привлекательным. Если и это не помогает, можно расширить рамки, снизить требования, но все же оставаться в рамках заданной должности. Проще говоря, не нужно отправлять резюме на вакансию инженера, если вы, к примеру, мерчендайзер, смысла в таких откликах нет никакого. Разумеется, я не беру те случаи, когда мерчендайзер ищет именно вакансию инженера, та как имеет соответствующее образование и желание начать работу по профессии, это совсем другой случай. Я имею в виду бессмысленную рассылку резюме всем подряд.
Если по вашему отклику вам позвонили, но вы не понимаете, о какой вакансии идет речь, так как откликнулись на несколько, можно вежливо уточнить у HR-а название компании или, например, станцию метро, указанную в описании вакансии. По этому опознавательному критерию вы легко вспомните, о каком предложении идет речь. Если, разумеется, вы не разослали свое резюме веером по всему городу. Но если вдруг разослали, постарайтесь не выдать этого, поверьте, лучше проявить вежливость, чем получить пометку на резюме «не помнит, на какие вакансии откликался». В эту компанию вас больше не пригласят никогда, а ведь не известно, как повернется жизнь. Может, работу придется искать позарез как срочно, и будут любые предложения хороши, а вы уже в ряде компаний вот так наследили. Неисповедимы пути, знаете ли.
Если вы работу не ищете, а мониторитесь на кадровом рынке, то делайте это эпизодически, не злоупотребляя. Поверьте, в большинстве компаний, могущих представлять для вас интерес, часто возникают однотипные вакансии, под требования которых вы подходите, и если ваше резюме перманентно висит на сайтах, да еще и обновляется, то оно регулярно попадает в выборки и попросту завирусится. HR перестанут воспринимать его всерьез, а то и вовсе скроют из поля зрения. И в тот момент, когда вам действительно придется искать работу, вам придется трудно, как тому мальчику из притчи, который в шутку изображал, что тонет.
Если вашей целью было не найти работу, а получить оффер для воздействия на текущего работодателя, то по достижении этой цели постарайтесь обыграть эту ситуацию с предложившим оффер максимально тактично. Он должен остаться в уверенности, что вы очень хотели выйти к нему, но вас неожиданно удержали. Надо сказать, этот номер редко прокатывает больше одного раза с каждой из обеих сторон, но он эффективен. Новый работодатель вряд ли будет еще когда-либо делать вам предложения, но вы, если повели себя правильно, сможете предложить себя в эту компанию повторно, если случится такая необходимость. Сможете, если грамотно оставили за собой открытую дверь.
Если же вы действительно планируете сменить работу, то максимально серьезно продумайте все технические моменты. К примеру, если вы собираетесь через два месяца в отпуск, то работу лучше начать искать по возвращении, чтобы сроки вашего выхода к новому работодателю были разумными. Искать работу за полгода так себе идея, если только вы не супер-ценный специалист. Важно помнить, что в период испытательного срока важна полная отдача работе, а, следовательно, все личные дела вроде плановых походов к врачу должны быть к выходу закончены. Форс-мажоры, разумеется, случаются у всех, но на испытательном сроке их лучше старательно избегать. Потом можно будет, когда зарекомендуете себя, но в начале пути не надо.
Мне возразят: зачем соблюдать какие-то правила, когда на кадровом рынке и так голод, и найти работу легко, не соблюдая никаких правил? Подумаешь, рассылки им не нравятся! Мне так удобно и я так всегда делал и буду делать. Не спорю. Но жить лучше, страхуя себя наперед. Ведь не известно, в какую ситуацию попадешь в будущем, лучше не оставлять грубых следов, ибо интернет помнит все. И не зря же наблюдательные люди советуют относиться к другим также, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.