Работа с персоналом – это всегда очень сложно. Это и входные собеседования, и проверка квалификации, и изучение личностных качеств, и сопровождение во время адаптации (испытательного срока), и профессиональное/корпоративное обучение, и много чего ещё, вплоть до выходных собеседований.
Но вместе с тем, это колоссальный объём данных: о сотруднике, о самой работе (общая статистика), особенно если учесть не только внутренние документы, но и нормативную базу, данные для управленческих решений, профильные отчёты и прочее. Поэтому без электронных систем и систем автоматизации уже никак не обойтись.
Многие внутренние процессы HR-служб могут сопровождаться различными опросами, исследованиями и тестами. Все они требуют специальных профильных инструментов – программ или сервисов, таких как WebAsk. С помощью таких решений можно дополнительно организовать канал обратной связи, проводить выходные собеседования, собирать идеи для развития, оценивать отдельные процессы и т.п. У нас, кстати, есть целый раздел готовых шаблонов по управлению персоналом, взгляните как-нибудь.
Ниже расскажем о роли опросов в HR (кадровых службах).
Как опросы помогают в найме персонала
С помощью опросов, в том числе в онлайн-формате, можно:
- Организовать анкетирование и сбор персональных данных.
- Провести первичный этап собеседований и массово отсеять кандидатов по отдельным критериям.
- Провести оценку квалификации и предметных знаний.
- Определить интеллектуальные и когнитивные способности.
- Выявить совместимость ценностей кандидата с ценностями компании (соответствие культуры).
Ранее мы уже рассказывали о том, как с помощью онлайн-опросов можно проводить сегментирование и отсев клиентов. В кадровой политике могут действовать те же самые сценарии: как система сит.
Естественно, личное общение тесты и анкетирование никогда не заменят. Но они могут обеспечить следующие возможности:
- Автоматизация сбора информации.
- Детальная статистика и набор данных для различных срезов: по отчётным периодам, по конкретным сотрудникам, должностям, отделам/службам и пр.
- Снижение нагрузки на HR-специалистов.
- Минимизация затрат на процедуры найма.
- Ускорение бизнес-процессов.
- Стандартизация процедур.
- Улучшение контроля, обеспечение его прозрачности.
- Часть показателей можно использовать в системе мотивации по KPI.
К тестам, используемым для входного контроля кандидатов при приёме на работу или в рамках анализа возможностей претендентов, можно отнести:
- Оценка уровня IQ и другие логические тесты (на качество работы с числами, на понимание информации, на выявление закономерностей и т.п.).
- Психологические тесты.
- Тесты на понимание механики рабочих процессов.
- Ситуационное тестирование.
Тесты и опросы во время адаптации (интеграции) новых сотрудников
Как минимум, с помощью онлайн-тестирования можно проверить и оценить готовность новичка к окончанию тестового периода.
Плюс, с помощью цикла из разноплановых тестов HR-отдел может собрать о новом сотруднике максимум информации:
- Уровень тревожности и наличие проблем в процессе адаптации.
- Наличие претензий и пожеланий.
- Оценка качества процесса обучения и интеграции.
- Оценка работы непосредственного руководителя и/или наставника.
- Уровень мотивации.
- Совпадение личных ценностей с ценностями компании.
- Оценка коммуникативных навыков.
- Уровень предметных знаний.
- И т.п.
Те же онлайн-опросы помогут собрать обратную связь и уточнить актуальные потребности новичков. При необходимости можно принять своевременные меры и лучше сориентировать сотрудника, понизить уровень его тревожности, уделить ему больше внимания, указать на основные ошибки, помочь их преодолеть. На системном уровне можно получить данные для пересмотра процесса адаптации и для точечных корректировок (актуализации) корпоративных стратегий.
Преимущества от формата тестов во время адаптации аналогичны условиям применения при процедурах найма: автоматизация, стандартизация данных, получение срезов статистики и аналитики для других задач, минимизация расходов и повышение эффективности труда HR-службы/отдела, снижение нагрузки на отдельных специалистов.
Система обратной связи
Уже в процессе полноценной работы, HR-служба может мониторить массу параметров, выявлять болевые точки, узкие места, проблемы в коллективах, тестировать новые стратегии и т.п.
Всё это тоже можно (и нужно) реализовывать с помощью тестов и онлайн-анкет.
Например, в формате опросов и тестирований можно проводить:
- Оценку условий труда (уровня удовлетворённости).
- Сбор данных по текущему эмоциональному состоянию сотрудников (выявление выгорания, уровень стресса и т.п.).
- Оценку вовлечённости и лояльности (не путать с лояльностью клиентов – отдельный материал об индексе NPS).
- Сбор мнений для Q&A-сессий.
- Исследование своих преимуществ и правильности позиционирования на рынке труда (как сотрудники видят и воспринимают своего работодателя).
- Сбор данных об эффективности проводимых мероприятий (корпоративное обучение, тимбилдинги, праздники, конкурсы, корпоративы и т.п.).
Но наиболее интересное применение у опросов – сбор точечной обратной связи или предложений (жалоб, идей). Представьте, что у вас на сайте есть некая форма, данные из которой передаются напрямую руководству.
Если обращений будет одно-два в месяц, они будут изучены и проанализированы с должным вниманием. Но если таких обращений будут сотни или даже тысячи? Вчитаться в каждое будет нереально. И как тогда быть? Как раз здесь вам помогут онлайн-опросы:
- Сотруднику будет задана цепочка вопросов, на основе которых будет определена категория обращения.
- Для каждого типа обращения можно собрать свои формализованные данные (в этом помогут логические ветвления).
- И уже в самом конце можно предложить написать личное обращение.
Разбивка на категории и сбор других общих данных позволят стандартизировать статистику. Чем больше будет обращений одного и того же типа, тем больший приоритет в рассмотрении они будут иметь. Данные статистики можно будет использовать для выработки общих (системных) мер, для выноса на голосование совета директоров, для установки новых KPI у непосредственных руководителей и т.п.
С проблемами внутри компании нужно бороться на системной основе. И онлайн-опросы для этого – наиболее эффективный инструмент.
KPI и система оценки труда
Многие компании применяют сложные системы мотивации труда: как рядовых сотрудников, так и управляющего персонала.
Часть из оценок может выставляться на основе ранее проведённых опросов, а часть оценок используется для изучения соответствия сотрудников занимаемым должностям.
К таким опросам можно отнести:
- Метод 360 градусов (комплексная оценка, может применяться для разных задач, в том числе для принятия решения о соответствии должности и для мотивации по KPI).
- Профессиональные и квалификационные тестирования. Тесты на выявление/подтверждение определённых навыков.
- NPS-опросы (для оценки работы руководителей, отвечающих за сервисное направление/обслуживание клиентов).
- Индексы удовлетворённости и вовлечённости (для мотивации HR-специалистов).
- Голосования для выявления лучших сотрудников (в рамках конкурсов и т.п., многие из них могут предполагать финансовые доплаты или премии).
- И прочее.
Формат электронных опросов облегчает и ускоряет сбор данных, обеспечивает автоматический расчёт показателей, при необходимости данные из систем голосования/оценки можно включать в общие системы мониторинга с задействованием API и других интерфейсов. Соответственно, они будут отображаться буквально в реальном времени.
Выходные интервью
Каждый сотрудник имеет свой жизненный цикл. Предстоящее увольнение – это лишь вопрос времени. Процесс расставания никак нельзя назвать лёгким, он предполагает массу различных организационных мероприятий. Их во многом можно стандартизировать.
Один из важных шагов для HR-службы – анализ причин увольнения. Что конкретно не устроило сотрудника, что можно изменить или исправить, на что обратить внимание в процессе адаптации/сопровождения, что можно улучшить, чем могли обидеть сотрудника? И т.п.
Всё это можно выявить либо с помощью выходного интервью, либо с помощью специальной анкеты/опроса.
Преимущества онлайн-опросов мы уже упоминали выше: данные собираются в единообразном формате (их проще анализировать), их невозможно подтасовать или подделать (оценка получается действительно независимой), снижается нагрузка на HR-специалистов и руководящий персонал, а именно они отвечают за выходные интервью.
При этом электронные опросы легко совмещаются с форматом личных бесед. Более того, формализованные ответы можно использовать для быстрого предварительного анализа причин и проблем, поэтому на выходном интервью можно попытаться удержать сотрудника (если у интервьюера имеются достаточные полномочия для этого).
Выводы и рекомендации
Как можно было понять из материала выше, опросы для HR-службы и в целом для управления компаниями – не самый последний по значимости инструмент оценки, мониторинга и получения оперативной обратной связи.
Но мало иметь адекватную методику проведения опросов, нужен качественный профильный инструмент, который ещё нужно обслуживать, обновлять, настраивать и внедрять в управленческие процессы. Идеальный формат для бизнеса – облачный сервис (то есть онлайн-опросы). Платформа со всей необходимой инфраструктурой поставляется в готовом виде. Обучение требуется минимальное, оплата может производиться по мере потребления (без крупных разовых/капитальных вложений), на случай проблем присутствует официальная техподдержка, услуги которой обычно включены в стоимость подписки.
Мы рекомендуем проводить опросы для нужд HR-служб в конструкторе WebAsk. Здесь есть всё необходимое для сборки опросов, анкет и тестирований любой сложности. Данные можно выгружать в табличном формате или анализировать непосредственно в личном кабинете. Сами опросы могут встраиваться в имеющийся корпоративный сайт или лендинг, работать на вашем или на техническом домене. Ссылкой можно поделиться где угодно: в корпоративном или в общем мессенджере, в социальных сетях, в Email-рассылках или в SMS-сообщениях. При желании опросы легко распечатываются на бумаге. Предоставляются готовые шаблоны для разных ситуаций применения, в том числе для HR служб.