Последнее время мы только и делаем, что посещаем места связанные с этрусками, прямо получается год этрусков. Начали мы 2024 год с посещения 7 января Национального музея этрусков на вилле Джулия в Риме.
А две последние поездки на выходные- в Популонию ( одновременно поездка на остров Монте-Кристо) - которая была индустриальным центром этрусков и в Тарквинию, один двенадцати из административных и культурных центров Этрурии. Она простиралась начиная с 7 века до нашей эры на территории нынешней Тосканы, севернее до Мантуи и частично южнее, в нынешнем Лацио. А жители Римской Империи назывались латины.
Разумеется за 2.5 тысячи лет следы этрусской цивилизации практически стерлись, тем более что сами они переместились не очень понятно куда, историки до сих пор спорят об этом. Римляне веками существовали с этрусками бок о бок и переняли многие инженерные технологии того времени, в частности строительство терм и акведуков. Положение женщин у этрусков было наравне с мужчинами в отличие от римлян и греков.
Этруски имели пантеон божеств схожий с древнеримским и верили, что души умерших продолжают существование в загробном мире, для чего снабжали их множеством предметов быта, в том числе колесницами ( при раскопках в Популонии нашли в боковом ответвлении коридора ведущего в погребальную камеру колесницу). Если бы они знали, что именно эта культура погребения будет для последующих поколений главным источником знаний об ушедшей цивилизации! Несмотря даже на то, что захоронения веками грабили- осталось достаточно , чтобы составить представление об уровне и характере культуры того времени. Особенно интересны погребальные камеры в Тарквинии, там в разной степени сохранились росписи с бытовыми сценами того времени.
Про нашу поездку в Популонию ( и на остров Монте Кристо- тот самый!)- можно почитать здесь. А я расскажу о городке Тарквиния, где мы побывали 29-30 июня 2024 г. , в результате чего мы погуляли по некрополю, увидели крылатых лошадей в Национальном музее, срез скалы сделанный 2 тысячи лет назад на месте древнего порта Анседония, а я даже не искупалась!
Место, которое Риккардо забронировал в Тарквинии оказалось небольшой студией в самом центре, но на первом этаже утопленном вглубь, так что было очень влажно и к тому же дверь была из толстого стекла пропускающего свет с улицы и никакой занавески или жалюзи чтобы затемнить комнату! Для меня это целая проблема- спать в помещении где недостаточно темно. Хорошо еще у Риккардо получилось завесить во вторую ночь эту дверь одеялом. Уезжая мы пожаловались хозяйке на эту проблему, она же пожаловалась, что трудно найти мастеров на мелкую бытовую работу в их местах.
Плюсом помещения было наличие кухни, можно было согреть воду для чая и охладить ее в холодильнике. Обедали и ужинали мы в местных ресторанчиках, благодаря близости к морю удалось поесть свежей рыбы. Это звучит комично, но в Италии, которая является полуостровом и омывается четырьмя морями- сложно найти местную рыбу. То, что продается в супермаркетах- на 90% импорт из других стран, нужно ехать за свежей рабой рано утром на рынок во Флоренцию, а у меня пока совсем нет на это времени. И еще в Тарквинии вкусное местное мороженое, я обычно беру лимонное и кокосовое. А Риккардо шоколадное и фисташковое. Набрели на симпатичную кондитерскую, где были разнообразные муссовые пирожные, вспомнила автора канала Виза для Изы которая мастерски их делает сама. Почему-то в этот раз ни один из нас не фотографировал еду, поэтому поверьте на слово.
Тарквиния и некрополь этрусков с теми самыми росписями расположен на возвышенности, с которой открываются прекрасные виды на окрестности. Геометрически расчерченные линии виноградников, оливковых рощ и засеянных полей создают ощущение упорядоченности и умиротворения. Что может еще дать чувство такой стабильности как созерцание земли тысячелетиями дающей щедрый урожай...
Некрополь содержит около 30 погребальных камер доступных для посещения, она расположены на глубине около 10 метров, за закрытыми стеклянными дверями. Нужно спуститься по лестнице, зажечь свет и через стекло можно любоваться древними росписями. У входа к каждой есть краткая историческая справка и Q-код, который позволяет виртуально посмотреть что внутри, видимо с целью сэкономить время. Народу было немного, может потому что мы пришли ко времени обеда, зато спокойно посмотрели почти все. Я на половине экскурсии выдохлась и побежала за кофе. а Риккардо медитировал на террасе, погружаясь в атмосферу когда-то царившей здесь цивилизации. Кстати, погребальные камеры абсолютно пустые. Все предметы оставшиеся при раскопках- переместили в музеи, многие уехали за границу, в частности, во Францию.
Осмотрев практически весь некрополь мы перекусили в остерии, очень удачно для нас открытой после 15 часов. В Италии обычно после 14 и до 19 осень сложно найти где поесть, все закрыто. Вечером поехали на море, которое буквально в паре километров от Тарквинии, Но солнце скрылось за облаками, потянул прохладный вечерний бриз, к тому же вода в море была какой-то мутноватой да и черный песок не добавлял пляжу очарования. Так что я прогулялась вдоль кромки воды и так и не решилась искупаться, о чём немного конечно жалею сейчас. В Италии не так-то просто найти место для купания на море, где будет живописный чистый пляж и при этом не заоблачные цены на лежаки и зонтики. Без них конечно можно искупаться, но есть же еще душ, туалет и раздевалка, куда доступ возможен только после оплаты места на пляже. А "в кустиках" переодеться и остальное не везде получится, особенно в популярных местах.
На следующее утро, после капучино со свежими круассанами в баре на центральной площади мы сделали забег по местным храмам и забрались на остатки крепостной стены чтобы полюбоваться окрестностями. Тарквиния как и большинство древних городов расположена на возвышенности, что в древности было необходимым элементом безопасности. А также здоровья, поскольку низины были заболочены и легко было подхватить лихорадку, малярию, тиф или что-то подобное.
Церкви Тарквинии, замечу между делом нас не поразили. Несмотря на солидный возраст стен с веками они потеряли уникальный стиль, который придает очарование храма Тосканы. Я как-то рассказывала про собор Санта Мария-делла-Пьеве в Ареццо где ради того чтобы вернуть романский стиль в 19 веке уничтожили внутри все барочные элементы, оставили стены из необработанного камня и несколько древних фресок. В Тарквинии мы нашли только один небольшой храм в чисто романском стиле.
После забега мы выпили чаю с муссовыми пирожными и отправились в Национальный археологический музей который разместился в старинном дворце кардинала Вителлески в самом центре, так что заодно оценили архитектуру Возрождения 15 века. Хотя и этот дворец грешит смешением стилей, на что сетует даже автор итальянской статьи в Википедии.
Музей занимает три этажа: на первом этрусские саркофаги, на втором целый зал отведен под крылатых коней, в других расположены коллекции керамики, ювелирных изделий и монет. На третьем в отдельном хале при определенной влажности и температурном режиме доступны для посещения погребальные камеры с росписями, перенесенные из Некрополя и воссозданные в натуральную величину. Честно говоря, ходить по музеям- довольно утомительный вид отдыха, особенно в жару, а нам предстояло еще 5 часов ехать в сторону дома. По навигатору 3 с половиной, а на практике все 5.
Я еще уговорила Риккардо заехать в одно местечко полюбоваться на море и оно оказалось действительно очень живописным. Там кроме развалин древней крепости ( "-Часовню тоже я развалил?") можно было увидеть в воде остатки древнеримского порта и скалу , вырезанную наподобие кармана, чтобы вода не приносила слишком много песка в бухты порта. Все это где-то 3 век до нашей эры, вот ведь заморочились люди, отрезать целый кусок от скалы!
Так что около часа мы потратили на эту мини-экскурсию, фотографирование и в результате до дома добрались около 21 часа. Котики устроили нам радостную встречу , еще бы- три дня никто их не выпускал на балкон погулять! Навещала только мама Риккардо чтобы подсыпать еды и почистить лоточек.
Котеночек Кассии еще живет с нами, заберут ее только в конце июля.
А вчера мы посещали еще одну погребальную камеру периода 7 века до нашей эры у нас в Сесто-Фьорентино. Туда нечасто организуют посещения, поэтому за 10 почти лет мне впервые удалось попасть на экскурсию. Она сложена из блоков известняка и очень просторная изнутри. Остатки росписей сохранились в коридоре ведущем в основную камеру, но очень маленький фрагмент. Сверху ее покрывает холм диаметром 73 метра, очень внушительный.
Такой вот месяц погружения в культуру этрусков получился у нас.
А работы по-прежнему много, поэтому в будние дни очень мало что успеваю выкладывать. Из посещения музея еще нужно сделать видео, надеюсь в ближайшие дни доделать.
Благодарю за прочтение.