Псков, наряду с Новгородом, в старину был не просто городом, а отдельной республикой центром которой был Псковский Кром - древнее местное название кремля. Народное вече здесь решало гражданские и военные дела, утверждало законы, и даже выбирало князя. Главным изберкомом был боярский совет, а электоратом ремесленники, купцы, бояре и прочие уважаемые граждане.
Дата основания Пскова потерялась в глубине веков. Известно только, что, когда Рюрик прибыл в Старую Ладогу, Псков уже существовал. И начался он со строительства крепости - сначала земляной, потом деревянной, и, наконец, каменной. Вплоть до 12 века все постройки находились внутри Крома. Со временем город стал разрастаться. Нерезиновый Кром уже не вмещал всех псковичей. Было принято решение вынести жилые постройки за стены кремля, оставив внутри только административные здания. А для защиты псковских замкадышей окружить новые районы большим кольцом крепостных стен. Так кром стал "детинцем", то есть, крепостью внутри крепости.
Решение о двойном укрепление оказалось своевременным. У Пскова появился опасный сосед - Ливонский орден. Рыцари ордена, как нормальные крестоносцы, терроризировали округу в попытке добыть Папе (и себе, конечно) новые земли.
Псков долго отбивал атаки, но в 1240 году всё же был взят немцами с помощью сил князя Ярослава Владимировича, претендовавшего на псковский престол. Его союзники из местных попросту открыли ворота врагам, то есть репутация неприступной крепости и в этом случае не пострадала. На помощь примчался Александр Невский. Не по доброте душевной, конечно, а в обмен на подчинение Псковской республики Новгороду. Псковичи разумно решили, что неприятный новгородский акцент все же лучше немецкой речи, и согласились.
Александр выбил ливонцев из Псковского кремля и так им вломил, что немцы не досчитались целых 60 рыцарей - а экипированный рыцарь в условиях 13 века приравнивается к танку нашего времени. Еще с десяток рыцарей взяли в плен, и казнили на радость публике со всеми тогдашними шоу-элементами.
Чуть позже Александр Невский добьет ливонцев на Чудском озере.
Но это вовсе не означало, что Пскову можно было расслабиться, и город-крепость продолжали совершенствовать. Был в 13 веке такой успешный князь Довмонт, который построил столько мощных стен и башен, что враги целых 40 лет уходили ни с чем.
Все последующие правители занимались примерно тем же - строили и укрепляли. Враги - преимущественно, немцы, тоже не прекращали попыток захватить город. Так и жили, пока в 1468 году не произошло событие, навсегда изменившее судьбу Господина Пскова.
С разрастанием города общество раскололось на коренных и понаехавших, и другие фракции помельче. Когда Москва протянула руку помощи в борьбе с немцами и новгородцами (а тогда это были никакие не друзья, даром, что все русичи), большинство проголосовало "за". Псковичи с окраин посчитали, что это уравняет их в правах с элитой, живущей у кремлёвских стен. Московские войска действительно защищали республику от агрессивных соседей, однажды даже отразили атаку 15-тысячной ливонской армии бок о бок с псковскими воинами. Потом, правда, между ними была большая драка за добычу из отбитых у немцев обозов с ништяками.
В 1510 году князь Василий III решил покончить с играми предшественника Ивана III в демократию. Новгород уже давно был частью Великого Московского княжества, настала очередь Пскова.
Жители окольного города зря наделялись на уравнение прав. Псковская элита была выдворена во Владимирские земли, на их место посадили московских аристократов, которые стали управлять городом на правах большого московского начальства.
13 января 1510 года вечевой колокол звонил в последний раз. После чего был демонтирован вместе с Псковской республикой.
Присоединив Псков, Великий князь Василий разжился очень хорошим оборонительными пунктом на северо-западе. Псковская крепость уже раз в двадцать превосходила Кром, и состояла из сорока (!) башен, соединённых мощными каменными стенами. Было одержано много славных побед объединенными восками.
Следующий монарх Иван Грозный не жаловал Псков. Успехи нового государства Речи Посполитой - объединенных Литвы и Польши - он приписывал не таланту военачальников противника, а предательству жителей присоединенных земель. Вырезав и опустошив Новгород и Тверь, он пришел с опричниной во Псков. Но горожане буквально вымолили пощаду, стоя на коленях с иконами, продемонстрировав веру в ставленника божьего на земле. Иван Грозный сменил гнев на милость. Обошлось несколькими показательными казнями и разграблением города опричниной. Грозный царь не знал тогда, что он спас не псковичей, а себя и весь северо-запад Руси
Через 10 лет Псков попытался взять Стефан Баторий, кстати, родной дядюшка печально известной графини Элизабет Батори.
Будучи выдающимся полководцем, он был приглашен княжить в Речи Посполитой, и имел все шансы на успех.
Но жители Пскова проявили настоящий героизм и изобретательность при обороне крепости. В отражении атак Батория принимали участие все горожане - не только воины, но и мужчины всех профессий, и даже женщины и дети. Они готовили ловушки, изобретали способы уничтожения врага со стен крепости, ремонтировали укрепления по ходу осады. В общей сложности защитники Пскова отбили 31 штурм врага. Армия Батория сократилась на 26 тысяч человек убитыми, ранеными и оставшимися без зарплаты наемниками, разбежавшимися кто куда.
Иван Грозный тогда не помог Пскову. В целом, он проиграл эту войну, Но Псков выиграл битву и остался в составе России, хотя царь этого так и не оценил.
Зато Баторий оценил. После своего поражения у стен Псковской крепости он согласился на мировое соглашение. Даже хотел объединить усилия с Москвой против Османской империи.
Но Иван Грозный вскоре умер, а через два года и Стефан Баторий ушел в историю.
Началось Смутное время с бесконечными междоусобицами. Потом чума, пожары, шведы... Петр первый использовал Псковскую крепость в Северной войне, укрепив стены, и превратив Довмонтов город в земляной вал, а после забросил ненужные развалины.
К 19 веку крепость была уже в плачевном состоянии. Пытались что-то реставрировать, но не слишком активно. Первая мировая и Великая отечественная войны усугубили печальное состояние Псковской крепости. Многие башни и стены были утрачены навсегда.
Самому Крому повезло больше. Он находился в глуби крепости, и пострадал меньше всего. Его реставрировали в советское время - не знаю, насколько хорошо, но, когда я попала туда в нулевых, зрелище было весьма убогим. Но вскоре в Пскове появилось неравнодушное руководство, которое выбило крупное финансирование реставрационных работ и - редкий случай - направило деньги по назначению. В мой последующий приезд в 2021 году Псков приятно удивил, и это еще слабо сказано. Реставрация продолжается по сей день, так что скоро я снова посещу это место, и, вероятно, опять открою для себя что-то новое.
Чего и вам желаю.
Крутейшая история норвежского замка Акерсхус
Больше историй в Телеграм-канале