Найти тему

71. Тема 68. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор сложного предложения.

Оглавление
Художник Владимир Гусев
Художник Владимир Гусев

Задание 1. Приготовься работать в тетради. Напиши число, тему.

Ответь: чем отличается сложное предложение от простого?

-2

Да, сложное предложение отличается от простого тем, что в нём не одна, а две или более грамматических основ.

Другими словами, сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений, которые в составе сложного предложения считаются его главной и предикативными частями (по смыслу относящимися к главной части) .

Значит, синтаксический разбор сложного предложения должен включать в себя разбор как всего предложения в целом, так и его частей: главной и каждой из предикативных частей.

Поэтому нам сначала следует повторить синтаксический разбор простого предложения.

Задание 2. Вспомним, как делается синтаксический разбор простого предложения.

-3

Задание 3. Теперь рассмотрим, как делается синтаксический разбор сложного предложения.

-4

Это Таблица общая, с её помощью можно сделать синтаксический разбор всех видов сложного предложения: союзного (сложносочинённого, сложноподчинённого) и бессоюзного.

Как видим, синтаксический разбор предложений - это на самом деле обобщение всех основных знаний о предложении.

К тому же, синтаксический разбор сложного предложения помогает осмыслить его структуру и в результате правильно расставить все знаки препинания.

Задание 4. Рассмотри Таблицы-подсказки для быстрого определения видов и типов сложных предложений.

-5
-6

Задание 5. Рассмотрим примеры синтаксического разбора сложных предложений разных видов.

-7

Задание 4. Практическое освоение учебного материала темы.

Задание. Сделай синтаксический разбор предложений.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. (А.П.Чехов) Но светлый терем не отрада, когда не видим друга в нём. (А.С.Пушкин). Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле бурые холсты лунного света. (В.Катаев) Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, пока сам не примешь участия в пешем походе
. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было. (А.С.Пушкин) Наступило утро, солнце озарило горизонт. Наступило утро, и всё осталось в пролом.

-8

Задание 5. Проверь правильность выполнения задания.

-9
-10

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание. -

-11

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

Поддержать автора. Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.