Найти в Дзене

Иконопись - образ жизни

Оглавление

Тихое, наполненное молитвой и трепетом дело - иконопись. Иконописцев не так просто вычислить, а вот если вам удалось вычислить иконописца, ответы очень скромные, лаконичные. На вопрос «иконопись это сложно?», скорее всего будет что-то такое «пишу, потихоньку, с Божьей помощью».

Вот чтобы выспросить чуть больше информации и немного приоткрыть то, чем современный иконописец живет – мы встретились с Екатериной Ануфриевой. Через вопросы я постаралась раскрыть и тонкости иконописи, и тонкую душу иконописца, настроенную как музыкальный инструмент.

- Екатерина, ты пишешь иконы более 10 лет, расскажи, пожалуйста, сколько потребовалось времени, чтобы пришло понимание того, как писать икону?

- Действительно, иконописью занимаюсь уже 11 лет – это большая часть моей жизни. Какого-то резкого скачка между полным непониманием и пониманием у меня не было, освоение иконописи шло постепенно и равномерно. Всегда писала на том уровне, на котором получалось и так понемногу росла.

- В какой период жизни тебя заинтересовала иконопись?

- Мне было 17 лет, на тот момент я получала среднее образование. Параллельно ходила в Вокресную школу, а иконописью занималась моя подружка-соседка - Мария Захарова (прим. Сейчас Мария Захарова также член объединения Тамбовских иконописцев "Къ Свету"). Мне так интересно стало, я напросилась прийти с ней на занятия, попробовать. Так и осталась обучаться иконописи в объединении (на базе ДХШ ДПИ им В.Д. Поленова).

Где-то год тянулся этап прорисей карандашом, затем пол года готовила доску. Долго, так как была неопытна и совмещала все с учебой.

Первая икона была икона Матроны Московской, я просто выбирала самый простой образ, то есть с минимумом деталей. На тот момент я понимала, что сложную икону не потяну.

- А какие иконы ты ещё написала?

- Вторая была икона Трифона – я писала две одинаковые иконы одновременно, одну себе хотелось, а другую для того, чтобы оставить в объединении. Дальше Спаситель и Богородица. Образ Спасителя выбрала в терновом венце, а Богородица – Касперовская. Праздник Сретения, Симеон Богоприимец - писала два раза, Ангел-Хранитель, праздник Воскресение… Георгий Победоносец, венчальные... уже достаточно много разных, все и не вспомню сразу, я их не считаю.

Святые Благоверные князья Петр и Феврония
Святые Благоверные князья Петр и Феврония
Икона Божьей Матери «Утоли мои печали»
Икона Божьей Матери «Утоли мои печали»

- Ты сказала, что писала две иконы параллельно. Расскажи о таком опыте. Удобно ли?

- Очень удобно, когда учишься, разбираешься на одной как делать, а на другой уже повторяешь. Кроме того, используешь одни и те же краски, натертые один раз, сразу на двух иконах – такой подход сокращает время написания второй иконы.

- Иконопись – очень технологичный, так скажем, вид искусства: множество этапов, на каждом этапе свои нюансы. Какие сложности на пути написания иконы встречаются?

- Что касается самой техники письма, я только сейчас начинаю понимать как что делать. Прошлым летом, например, писала икону Симеона Богоприимца, непривычного для меня формата. Это был поясной образ на большой доске. Соответственно, лик был очень крупный, и из-за размера сложно было сделать на нем плавные переходы, формирующие объем. С маленькими ликами в этом плане проще, привычнее.

С той иконой я потихоньку пришла к многослойности и легкости нанесения слоев. До сих пор совершенствую эту технику на следующих работах.

Симеон Богоприимец
Симеон Богоприимец

- У тебя есть образование в сфере дизайна. Навыки, полученные, при обучении там, помогают ли как-то в иконописи?

- Да, конечно. Например, перед тем как делать картон иконы, я проектирую её на компьютере, смотрю как она впишется в тот или иной формат доски. Могу отрисовать или добавить уже готовый орнамент. Могу сразу подобрать шрифт и размер для подписи или текста.

Все это экономит кучу времени при подготовке прориси

- Иконы наполнены трепетом, точно подобраны цвета, ты чем вдохновляешься?

- Сложный вопрос. Я, как правило, вдохновляюсь не какими-то конкретными образами, а отдельными элементами, деталями. Например, могу увидеть икону в интернете или в храме, и меня зацепит какой-то элемент – одежды, складки, волосы, руки, линии с их формами, толщиной, изящностью, цвета.

То есть, могу засмотреться на какую-то деталь, и эта деталь меня вдохновляет.

Так, например, увиденая в интернете арочная икона с глубоким темным фоном, вдохновила на работу над иконой Ангела Хранителя.

Что касается работ других художников – очень нравятся качественные работы современных мастеров. Нравится креативность и зачастую нестандартный подход к деталям в рамках канона (например, необычные фоны, цветовые решения, интересные формы доски и т.д)

Ангел-Хранитель
Ангел-Хранитель

- А как ты понимаешь какой тон, какой цвет выбирать в иконе?

- В основном полагаюсь на образец. Но могу в одном образе сочетать два образца, с разными цветовыми решениями. Чем-то вдохновляюсь у других мастеров, как например,было иконой Анега-Хранителя, о которой говорилось выше.
Вообще поначалу – полагаешься на преподавателя - Михаила Викторовича Никольского (руководитель объединения тамбовских иконописцев "Къ Свету")- и пишешь икону, как он подсказывает. Еще всегда обращала внимание, что Михаил Викторович подсказывает другим. То есть опыт и насмотренность помогли прийти к пониманию.

(прим. В уставной иконе некоторые цвета регламентированы каноном, их нельзя изменять, например мафорий Богородицы бордовый или синий и сильно не высветляется. Но в иконе художник-иконописец выбирает колорит в которой будет писать икону, как композитор выбирает ноты в своем произведении, и поэтому вопрос выбора оттенка цвета всегда открытый для иконописца).

- Чем в твоем понимании хорошая икона отличается от той, которую ты не считаешь хорошей?

- Для меня здесь все однозначно – когда смотришь на хорошую икону хочется молиться. В этом и есть самая главная задача иконописца. Икона - это окошко для нас в тот мир.
При чем есть работы, идеально выполненные технически, но глядя на них, чувствуется какая-то суетность, отстраненность от главного…
А есть работы попроще, но от них так и веет Теплом… Думаю, это зависит от того, что вложено в икону, в момент ее написание, какие помыслы сопровождали мастера. Так же, такая работа доставляет эстетическое удовольствие.

Ну и очевидно, что в иконе все должно быть аккуратно, без грубых мазков, пропорционально, гармонично по цветам.

- Был ли у тебя период, когда ты не могла писать иконы?

- Самый большой перерыв в иконописи был связан с рождением ребенка. И конечно я очень тосковала. Когда дочке было примерно пару месяцев, мы с мужем поехали храм на вечернюю службу. И вот идет служба, народу мало, я сижу на лавочке с малышкой на руках, смотрю на иконостас, а иконы там были шикарные, все рукописные, и оторваться не могу, а из глаз слезы сами катятся. Было ощущение, что это больше недоступно для меня.

Чуть позже, когда у дочери наладится дневной сон, я писала понемногу, пока она спала. Еще через несколько месяцев мне начали приходить заказы, и я не могла отказаться, хоть и времени на иконопись было очень мало. Но я знала, что этой мой шанс не расслабляться и держать себя в форме. Ну и конечно это очень отвлекало от быта на тот момент.

-6

- Знаю твои работы опубликованы в каталогах - сборниках икон - всероссийского или даже международного уровня. Расскажи подробнее про это.

- Да, я два раза была участником международного каталога «Христианское искусство» в 2022 и в 2024 году. Первый раз мне нетерпелось получить каталог ради моих работ, второй – ради других. Участников много, есть слабенькие работы, на мой взгляд, а есть очень классные, на которые можно вдохновиться, или подсмотреть какие-то идеи. Повторюсь, что мне очень нравятся современные иконы

Такого плана публикация позволяет поделиться опытом с другими иконописцами, понять, что мы все делаем одно большое дело, будучи в разных уголках нашей планеты.

Разворот международного каталога «Христианское искусство 2022»
Разворот международного каталога «Христианское искусство 2022»

- Ты активно делишься своими знаниями об иконах, а недавно даже прочла лекцию для прихожан храма в Пушкарях. Расскажи, пожалуйста, как это было и что у аудитории особенно откликалось?

- Всё прошло отлично, я никогда и не думала, что 1,5 часа на одном дыхании могу говорить об иконописи. В основном я рассказывала о технологии подготовки доски, об этапах нанесения изображения, о материалах.
Я сама попросила у батюшки разрешения провести лекцию. Эта идея пришла ко мне, когда я лежала в больнице, и подготовка к выступлению очень меня тогда отвлекла и подбодрила. Готовилась прямо там, потом еще немножко дома.

Вопросов потом было очень много, я даже не ожидала такой заинтересованности. Люди спрашивали о том, что их интересовало в иконописи, рассматривали материалы, которые я привезла, делились увлеченно своими историями об иконах.

-8

- У тебя очень насыщенная жизнь, где ты берёшь энергию?

- В иконописи. Я пишу давно и за это время в жизни столько всего произошло и поменялось. Но заметила, даже если что-то идет не по плану, и в каком бы состоянии я ни села за работу, всегда потом чувствую спокойствие, появляются силы дальше справляться с жизненными трудностями.

-9

Блиц:

· Любимый период в иконописи или школа иконописи

Вдохновляюсь работами современных иконописцев

· Икона, которая вдохновляет

Одной такой нет. Меня, как правило, вдохновляет не в целом икона, а какой-то элемент, цвет, форма.

· Самая сложная икона из которых писала, для тебя

«Симеон Богоприимец», которую писала второй раз. У нее был достаточно большой размер и много пришлось работать над деталями.

· Самая любимая икона из написанных тобой

Ангел Хранитель

- Екатерина, спасибо тебе большое!

Вот такая беседа получилась с членом Тамбовских художников-иконописцев - Екатериной Ануфриевой. Пишите ваши вопросы нашим иконописцам в комментариях, мы обязательно ответим на них в следующих выпусках!

Если вы ещё не читали о другом нашем иконописце, переходите скорее по ссылке.