Недавно на глаза попалось фото «Котлеты "Правда"» художников - авангардистов.
Эти товарищи крутят фарш из главной советской газеты "Правда", делая биточки прессные из прессы.
Сначала это фото мне показалось очень смешным. Потом поняла иносказание авторов фото. В советское время правду печатали только в центральной газете. Правда, правда, на правду мало была похожа, потому как, сами понимаете, в советское время жили с каждым годом все лучше и лучше, а вранья в газетах было всё больше и больше. Фото с фаршем из газеты —
это реакция на события в стране, а точнее, на то, что произошло на Бульдозерной выставке. А было это 15 сентября 1974 года в Москве.
Художники на окраине Москвы, на пустыре, самовольно установили мольберты со своими работами.
Всего их около 20 человек.
Как таковой выставки в тот день не получилось. Милиция, активисты, комсомольцы с помощью грузовиков и бульдозеров в этот же день на пустыре организовали воскресный субботник, а бунтовщиков с мольбертами арестовали, некоторых разогнали.
А началось всё с Никиты Сергеевича Хрущёва, который на выставке авангардистов резко раскритиковал, используя оскорбления, творчество молодых художников.
Все мастера на этой выставке были абстракционистами, поэтому были выставлены картины абстрактного искусства. «Пишите не то, что видите, а что при этом испытываете.
Создавайте не подобие предмета,
но всю сложность переживаний, которыми вы в момент работы охвачены», — это творческий принцип художников - абстракционистов.
Генсек кричал, что это мазня, а их самих надо сослать на лесозаготовки.
Одной из первых под раздачу попала картина "Обнаженная" Роберта Фалька. «А чего это он измазал ее зеленой краской? И почему женщина больше похожа на вареную картошку?» — возмутился Никита Сергеевич.
Досталось и работе Николая Крылова "Спасские ворота". «Какой это Кремль? — вглядывался Хрущев. — Это издевательство. Где тут зубцы на стенах? И с этой мазнёй мы пойдём в коммунизм?»
Хрущев, конечно, показал свое бескультурье, показал себя ограниченным человеком. Он потребовал запрета: «Запретить! Все запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!» На следующий день в "Правде" была опубликована речь Хрущёва о запрете авангардистов. Это спровоцировало развитие советского подпольного искусства.
А простые люди толпами ринулись на выставку в Манеж посмотреть на работы авангардистов. Особая ценность искусства возникает там, где оно возникает вопреки. Но произведения быстро убрали.
Показать свои работы простому советскому люду художникам очень хотелось, но им запрещали их проводить. В Париже, на Монмартре, художники рисуют, публика смотрит, и над ними прекрасное небо.
Эта идея завладела ими. Поэтому Оскар Рабин, Александр Глезер и Евгений Рухин
решаются организовать выставку под открытым небом, которую разгромили бульдозерами: «В целом люди прекрасны. Одеты по моде. Основная их масса живет на свободе. Поработают и отправляются к морю. Только мы нарушаем гармонию...»
Большая часть работ была уничтожена,
картины с селедками Оскара Рабина, о которых пойдет речь, были повреждены бульдозером. Сам Рабин,
защищая картины, повис на бульдозерном ковше и чуть не погиб. «Три бульдозера двинулись на художников. Один наехал на Рабина, и он повис на бульдозере. Бульдозер шел, а Рабин висел, поджав ноги. И выяснилось, что всем этим бульдозеристам дали выпить, как перед атакой», — вспоминает Александр Глезер.
Местные жители, которые именно в тот день решили заняться субботником, начали скручивать участников выставки, сажать в автомобили и увозить на бесплатные харчи в милицию по путевке все включено. Собственно, фарш из советской газеты "Правда" как раз об этом.
А если серьезно, то Рабин
понимал, что этот шум вокруг погрома властям ой как поперек горла встал, и знал, что отказать в повторной демонстрации они просто не посмеют. Так и вышло. Спустя две недели в Измайловском парке все прошло спокойно. А очереди на эти выставки живописного инакомыслия были по 5 километров.
А через пару лет и вовсе запретили самостоятельную организацию художественных выставок. Так советское искусство постепенно стало антисоветским.
При любых столкновениях с властями Оскар Рабин вставал на строну художников, защищал их.
Его даже называли министром культуры без портфеля. В одном интервью Оскар Рабин признавался: «Я уж так создан: есть люди, которые всегда на стороне победителя и сами в стае победителей, а есть стаи бедных и преследуемых. И я всегда на стороне притесненных. Поэтому даже если меня не всегда притесняли в жизни, то сочувствие мое все равно на стороне униженных и обиженных».
«Не знаю, кончается ли жизнь со смертью или нет», – говорил Рабин. Может быть, именно поэтому на одном своём холсте - коллаже "Виза на кладбище" он указал свой телефон и электронный адрес. Взгляните.
Лично я к искусству авангарда отношусь нейтрально. Если честно, то я его не понимаю. Но творчество Оскара Рабина не повергло меня в депрессию. И видимо, по этой причине советские критики клеймили произведения Рабина как депрессивные. Наоборот, я это всячески намерена подчеркнуть подборкой его работ, в которых увидела применение популярных сейчас и используемых мною в фото коллажей. В его мрачных картинах увидела обратную сторону советской действительности, ее изнанку, а именно жизнь простых людей в бараках и
на окраине городов.
Сам художник говорил о своём творчестве в те годы так: «Я всю жизнь пишу одну картину – свой портрет на фоне страны».
Именно в этом была вся философия его творений.
Даже после принудительной эмиграции в Париж художник продолжал писать картины, изображая на них суровую правду жизни советской, которая оставила глубокий след в его душе.
Картины диссидента, конечно, скудны по цветовой гамме, тяжелые темные цвета давят на мой мозг, но это его неординарное видение жизни, причем, уже не только советской, но и французской. Только на смену русским помойкам,
дощатым баракам
и покосившимся церквушкам
пришли французские помойки и Эйфелева башня.
Он был нищ, а стал дорогим художником. Во Франции он был очень успешным и продаваемым. Что редко у бывших эмигрантов. Это вызывало и толки, и зависть.
Парижский москвич и в Париже рисовал свои натюрморты с яичницей на сковороде,
чёрным хлебом, колбасой,
водкой и...вечной селёдкой. Ну, ооочень много её у него на картинах.
Он организовал Бульдозерную выставку, и это событие так или иначе влияет на моё восприятие всех его произведений, пусть и с селёдкой.
Есть и другие превращения не самой лучшей рыбы в популярный в советской стране продукт. Оскар Рабин в натюрморте с рыбой и газетой "Правда", где сельдь поверх порванного на клочки рупора советской власти стала частью горькой политической сатиры.
Сельдь вижу и в пьяных натюрмортах Оскара: «За рюмкой водки лучше стало. Селёдкой нужно закусить. Ну а потом, опять нам мало... И хочется ещё налить!»Эта рыбка отражала суровое голодное время, которое переживала страна. Тогда это была основная пища у простых людей.
У Замятина в рассказе "Икс" нашла следующие слова: «все от восемнадцати до пятидесяти были заняты мирным революционным делом – готовили к ужину котлеты из селедок, рагу из селедок, сладкое из селедок». Попробую и я приготовить необычные революционные блюда из селедки. Кстати, революционный рецепт селёдки под шубой смотри по ссылке: https://dzen.ru/b/ZWlnw-Wki0qbpkb1. Селёдка хороша не только в солёном виде, попробую на вкус котлеты из свежей селедки. Делаю такие советские котлеты первый раз. Беру две рыбины, чищу, перемалываю через самую мелкую решётку мясорубки, она задерживает кости. Добавляю две луковицы, сало 200 г., яйцо и 2 ст. л. перемолотых на блендере овсяных хлопьев. Соль и перец по вкусу. Далее формирую котлеты, обваливаю в сыпучих овсяных отрубях и жарю на растительном масле с обеих сторон. Прикрываю крышкой и, чуть подлив воды, пропариваю их. Так геркулес разбухнет и котлеты будут воздушными и более пышными. На гарнир подаю горячую картошечку в мундире. Это однозначно очень советское блюдо.
Почему с ней котлеты не принято готовить? Не ясно. Селедка не слишком жирная, но плотная и не сухая — идеальный выбор для котлет. Попробуйте.
Из свежей сельди на ужин приготовлю своеобразное рагу из сельди.
Три селёдки очищаю и нарезаю рыбу на небольшие кусочки, посолив и приправив перцем. Овощи, почистив, нарезаю: лук – полукольцами, морковь и картофель – кружочками. Всё делю на 2 порции. Кастрюлю с толстым дном смазываю 1 ст. л. растительного масла. Выложив первую порцию продуктов слоями: лук, рыба, семена укропа, картофель, соль, перец, морковь. Потом таким же образом – вторую часть сельди, овощей и специй. Сверху поливаю 2 ст.л. растительного масла и вливаю полстакана теплой воды. Ставлю кастрюлю на сильный огонь, довожу рагу до кипения, убавляю огонь до минимума и тушу под крышкой полчаса, не перемешивая. Удивительное дело, но селёдка с овощами хорошо сочетается. Что касается вкуса, то я очень довольна. Бывает, что даже любители рыбы не съедят – вырви глаз. А здесь соли в меру вполне, очень понравился соус и овощи, если это можно так назвать.
Предлагаю вашему вниманию, в принципе, ту же селедку под шубой, только в измельченном виде и поданную на тостах. Назову их селёдка под бульдозером. Морковь, свёклу, 2 картофелины отвариваю, режу крупно и закладываю в чашу блендера, пюрирую, добавив майонез и чеснок.
Для селёдочного мусса взяла оливковый майонез "Слобода". Он не содержит крахмал и ГМО. Выкладываю мусс на гренки из чёрного хлеба,
сверху кусочки селёдки, колечки лука, нарезанный зелёный лук, чуть - чуть горчицы в зёрнах и подаю к столу селёдку под бульдозером.
Очень быстро, просто, вкусно, что можно завыть волком,
к тому же подача порционная и для организма не очень тяжело.
Картины с селёдкой
ломали, топтали,
давили бульдозером, а самого художника обливали грязью, арестовывали не раз,
Выйти на улицу и показать свои работы — это был, конечно, геройский поступок,
и я думаю, что это был очень важный пример того, что люди в какой-то момент поверили в то, что можно сделать нечто, что диктует их совесть.
В своей статье я назвала живопись Рабина мрачной, депрессивной.
Но она и жизнеутверждающая.
Сколько силы в этих изломах крыш и заборов,
в этих чёрных пачках сигарет, газет,
букетах черёмухи,
ландышей,
ромашек,
советском рубле и монетах того времени.
Но даже среди темноты, тоски и безысходности вижу луч надежды то в виде какого-то пятна света,
то лика Иисуса Христа,
то Богородицы с младенцем,
то иконы около экрана компьютера с заставкой обнажёнки,
– окна в другой мир.
Даже луна в виде иконы со своим далеким светом
в этих композициях как источник надежды в веточках вербы.
Да, всё грязненькое, неприглядное, но твёрдо готовое выжить, несмотря ни на что, как и сам художник.
По иронии судьбы Оскар Рабин ушел из жизни 7 ноября, в день, который был для нас всех красным днем календаря.
Рабин боролся за то, чтобы жить и работать так, как ему хотелось, показывать мир таким, каким он его видел. И в этом он преуспел.