Внутрипартийная борьба в верхних эшелонах советской власти после смерти Иосифа Сталина серьёзно ударила по СССР. В то время как коммунистическая Москва обязана была тогда тратить все свои ресурсы на распространение влияния, поддерживать новообразованные социалистические режимы и продвигать концепцию более тесной интеграции социалистических государств в единый блок, в кремлёвских кабинетах разразилась борьба, победители которой не имели к марксизму и к научному пониманию дальнейшего развития советского общества никакого отношения.
Но были и другие альтернативы. После смерти Сталина активную борьбу за роль лидера советского народа вёл Лаврентий Берия. Человек, который проявил себя как блестящий государственный служащий, способный выполнять задания, поставленные руководством пролетарского государства, к сожалению, оказался не на высоте положения как политик. В конечном счёте стезя государственного служащего и стезя политика - это отнюдь не одно и то же. Лаврентий Берия, обладая огромным авторитетом в народе и партии, а также контролируя значительные силовые ведомства, попытался решать вопросы государственного строительства через Политбюро.
Так, например, он от своего имени рассылал рекомендации краевым организациям партии по поводу дальнейшей работы, подписывая их личной подписью. Более того — он провёл все перестановки в рамках объединённого МВД, появившегося после Второй Мировой войны, без какой-либо санкции со стороны ЦК или его Президиума, таким образом концентрируя под собственным началом через доверенных людей силовые ведомства. Как известно, кто руководит армией и милицией, тот в конечном счёте имеет серьёзные привилегии в деле борьбы за власть. Лаврентий Павлович сконцентрировал вокруг себя всю милицию, в то время как армия была дезорганизована. Более того — он дал указания краевым отделам МВД собирать компромат на партийных работников, чтобы впоследствии контролировать партийный аппарат, разросшийся до невероятных масштабов на фоне необходимости реорганизовывать правительство и отстраивать страну после войны. Естественно такой подход не мог не вызвать недовольство среди правящих кругов СССР. Именно такое положение дел свело вместе Маленкова, Молотова и Хрущёва.
В конечном счёте всё дошло до опалы Берии, снятия его с поста члена ЦК, ареста и ликвидации. К слову, сделано это было в обход советских законов того времени, ведь Берию, как депутата Верховного Совета СССР, могли арестовать только по решению этого самого Совета. Более того, когда партийные вожди требовали от генпрокурора Григория Сафронова выписать ордер на арест Берии, тот отказался, ссылаясь на эту норму, за что и потерял пост генпрокурора. Тогда в Москву был вызван прокурор Руденко, которого назначили на должность генпрокурора с той же просьбой выдать ордер на арест Берии. Впоследствии Берия писал письмо Маленкову, в котором было сказано в том числе следующее:
«В соответствии с имеющимися указаниями ЦК и Правительства, МВД внесло в ЦК и в Правительство ряд политических и практических предложений, как то: по реабилитации врачей, реабилитации арестованных по так называемому мингрельско-национальному центру в Грузии, но совершенно справедлива твоя критика, критика товарища Хрущёва Н. С. и критика других товарищей на Президиуме ЦК, с последним моим участием, на моё неправильное желание вместе с решениями ЦК разослать и докладные записки МВД. Конечно, тем самым в известной мере принизили значение самих решений ЦК. Хочу прямо сказать, что с моей стороны настаивать на рассылке докладных записок было глупостью и политическим недомыслием. Поведение моё на заседании Президиума ЦК и Президиума Совмина очень часто было неправильное и недопустимое, вносившее нервозность и излишнюю резкость, иногда доходило до недопустимой грубости и наглости с моей стороны в отношении товарищей Хрущёва Н. С. и Булганина Н. А. при обсуждении по германскому вопросу».
Скорее всего, письмо правдивое. Стоит понимать, что Берия на тот момент был уже в крайне слабой позиции, речь шла о том, чтобы сохранить хотя-бы какие-то полномочия, потому он был готов взять на себя всю тяжесть тех обвинений, которые ему предъявляют. Такая практика существовала ещё в сталинском СССР 1920-х годов, когда враги тогдашнего курса писали покаянные письма и сохраняли за собой посты и влияния, просто признав, что «были подвержены неверной линии в партии». Более того, изначально заговорщики планировали поставить Берию на пост министра нефтяной промышленности, то есть «расправится» с ним довольно мягко, оставив в членах ЦК и Кабмина. Но в конечном счёте всё дошло до прямой ликвидации.
Падение Берии стало первым шагом к воцарению Хрущёва, который заработал множество политических очков на временном союзе с Маленковым и Молотовым. Впоследствии именно они поднимут против распоясавшегося Хрущёва, подмявшего под себя аппарат партии и правительства, восстание в лице антипартийной группы в 1957 году, которая, однако, будет разгромлена. Все эти политические перипетии заберут у нашей Советской Родины главное — то время, которое требовалось употребить на укрепление СССР как центральной державы социалистического блока и решение внутренних проблем. Если бы Берия был более ловким политиком, который лавировал между всеми интересами партийных элит, он смог бы закрепиться в статусе главы государства и партии, и вполне вероятно вектор истории сильно изменился бы. Однако в какую сторону — сейчас остаётся только гадать.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения, а статьи выходят раньше, чем на Дзене - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429