Темой иркутского транспорта заинтересовались лица исполняющие функции иностранного агента, когда они еще таковыми не были, речь о "городских проектах", с их статье о том как обустроить трамвайные остановки на улице Декабрских событий. Там было предложено довольно инетерсное решение по перекрытию двухполосной улицы с односторонним движеним, во первых платформой, во вторых автобусамами, которое около неё останавливаются, оставшемуся транспорту как видно предлагают проскакивать по обочине через пешеходный переход.
Картинки красивые, так что какойнибудь начальник может это передать на исполнениние дорожникам, что организует постоянно действующую пробку для всеё улицы. В общем халтурят "урбанисты", их деятельность сводилась к тому что рассказывать как регионам не нужно метро, и какой хороший трамвай, если его грамотно готовить, попутно они полчали щедрый гешефт от столичных чиновников и отдельных функционеров, так вот получалось монетизировать аудиторию, продвигая нужное мнение в массы в качестве экспертново..
Конкретно по Декабрским событиям там нужно развернуть движение по односторонней улице, может дать выезд на трамвайные пути в районе платформ, чтобы заторы не создавались, ну а автобусные останоки как и положенно в карманах организовать по правой стороне. Есть конечно еще вариант убрать трамвай в принципе, на мой взгляд это нужно сделать но не везде, в центре города трамвай выполняет очень важную функцию мешая автомобильному движению, переводя улицы в разряд пешеходных, это дело нужно только развивать, провести дополнительные линии как на иллюстрации, оборудовать их "венскими платформами".
В Иркутск вряд ли доедут "автотуристы", так что те кто посещают город без собственных машин будут пользоваться тем же трамваем. На карте так же показано где может распологаться новое здание областной администрации, и Казанаский кафедральный собор. Тут нужно знать историю вопроса. Когда большевик пришли к власти, главное городской доминантой был православный собор, их это явно не устраивало, и крупнейшее здание за уралом было взорванно, они намеривались построить что то внушающие уважение на том же месте, таким проектом был "Дом советов" архитектора Крячкова, но страна советов его так и не осилила, ограничившись административным зданием получившим название "Серый дом". Теперь, в новое время, целесообразно восстановить Кафедральный собор на прежнем месте, а это значит "Серый дом" и все его метастазы из города нужно убрать, а для чиновников построить новое здание администрации, и проект Крячкова по прежнему актуален. Его нужно лишь осовременить, добавить 2-3 нулевых этажа, вертолетную площадку и т п. Расположение здание у набережной проведет паралель с Иркутским кремлем, который формировал городской фасад со стороны Ангары, по габаритам обе постройки схожи, квадрат со сторонами 108 метров, замкнутый периметр, даже боковые арки соответствуют городским воротом страинного здания, можно даже реконструировать и вписать в одну из них деревянную башню кремля, её высота 17-20 метров, это те же 6-7 этажей.
Возвращаясь к теме трамвая, новые здания есть смысл сделать выше уровня дорог, чтобы связать их со скверами и набержной, соответственно поднять уровень пешеходных зон и трамвайных путей и автомобильные развязки в том районе, это позволит увеличить пропускную способность транспорта со стороны моста. Глазковский мост сейчас в Иркутске наиболее проблемное место, съезд в сторону иркутного моста переодически закрывают в определенные дни недели, это одна из самых критичных ситуаций по инфраструктуре в России. Так что с другой стороны глазковского моста тоже нужна реконструкция и развязки, и чтобы всё сделать в лучшем виде как и раз и потребуется закольцевать трамвай в центре и демонтировать пути с моста, чтобы он не "успакаивал" трафик, до состояния полного паралича движения, как это сейчас происходит. В том районе кстати жил режисер Гайдай, в 23-24 годах по всей России прходили мероприятия по случаю столетнего юбилея, но никто не удосужился привести в порядок район в котором он вырос и сформировался как личность, памятник там поставить, в виде нормальных дорог.
Чтобы увеличить пропускную способность Глазковского моста нужно освободить его от трамвая и построить развязки, но это прекратит связь трамвая между берегами Ангары. Железная дорога не предпологает моста на другой берег, так что рельсовый транспорт обеспечиватеся только трамваем, он позволяет доехать от железной дороги до аэропорта и в перспективе до речных портов акватории Байкала, но через старый мост такой пусть будет часом громыхания трамвая. Так что будет даже лучше проложить рельсы заного, и самый первый вариант это плотина ГЭС. В Иркутске построили дамбу гравитационного типа, она очень прочная, на ней можно разместить хоть десять полос и трамвай, но проектом предусмотренно лишь 4 полосы, ограничение в основном в районе машинного зала(см фото), со стороны Байкала там размещены краны, а вот в районе стока, есть еще место под пару полос, там собственно единственный вариант для трамвая, но рельсы нельзя просто так положить, там нужен каркасный короб, чтобы снять лишнию нагрузку с конструкций плотины, метров так 200 + пару подъезных путей по 100 метров, в итоге переправа будет аналогична трамвайно эстакаде на 400 метров, либо мосту, а раз так именно его и лучше построить.
Подобные решения есть в Стамбуле, Сиднее, вантовые метромосты. Здесь будет подвешаны на ванты не только трамвайные пути, но и трамвайная остановка над железной дорогой, где пересадочный пункт формирует достаточную нагрузку для подобного транспорта, десятки тысяч человек в день, также там находится планируемый кампус. Чтобы подобную нагрузку дороги выдержали на правом берегу потребуются многоуровневые развязки, обособление трамвайных путей. В общем то, это то что нужно в том районе, после ввода Академического моста, он так и не ингтегрирован в дорожную сеть города, кроме моста также потребуются дороги с набережной до улицы Пускунова, которую в свою очередь можно будет продлить на еще один шаг, после ввода синей ветки для трамваев. Остановки в отличии от центральных районов тут могут быть сделаны на уровне метростанций. Да и в целом линию метромоста лучше убрать короб, как это делают в Новосибирке с метро, с учетом поправки на климат и водяного пара от плотины зимой. Здесь скорей всего нужны инвестиции и работа с концесионером, который заодно возьмется делать частную автодорогу вдоль левобережной набережной, которая разгрузит Глазковский мост. Для трамвая прежде всего нужна компенсация стоимости проезда учащихся по реальной цене рублей 100, по городу и 200 до ИСХИ.
Трамвайная сеть с метроостановками в местах наиболее интенсивного трафика, - это метротрам, а метро его логичное продолжение. Так что трассировки для метро тоже можно прикинуть. Синяя ветка на базе одной из трамвайных линий, продленная на север, до Кремля, там же станция на пересечении Большой улицы и 1-й Арсенальной, далее рынок, пересадки, смысл в иркутском метро, чтоб провести его в районы где много площадей занимает советская застройка, чтобы стимулировать её замещение более современным жильем. На юге еще один метромост, так что даже в отдальеной перспективе можно обойтись без линии через плотину, да и метро лучше не выводить на поверхность. Так что от плотины не требуется резервировать какие то дороги, и сейчас её можно переделать, по текущие потребности, провести пешеходопровод у коромки Иркутского водохранилища, расширить за счет тротуара проезжую часть, добавить разделитель, развязку вместо светофора.