В предыдущей статье мы «прошли» судоходный шлюз Верхне-Свирского гидроузла, который находится в черте города Подпорожье и является главной достопримечательностью города. На снимке – нижний бьеф гидроузла.
Расстояние до шлюза Верхне-Свирского гидроузла:
от Москвы – 1055 км;
от Самары –2037 км;
от посёлка Вознесенье – 94 км;
время в пути – около 5 часов.
При выходе из нижнего подходного канала гидроузла справа по борту открывается панорама микрорайона Ольховец города Подпорожье.
Первые упоминания о деревне Подпорожье датированы 1563 годом. У меня возник вопрос по исторической хронологии в отношении Подпорожья. В 1933 году село (уже не деревня) было центром Подпорожского сельсовета Подпорожского района с населением 1675 человек. В 1936 году с началом строительства Верхне-Свирской ГЭС был запланирован рабочий посёлок, и в 1937 году село Подпорожье было преобразовано в рабочий посёлок. В 1956 году посёлок с близлежащими деревнями получил статус города. Официальной датой основания города Подпорожья считается 1936 год, и мне непонятно, почему прервалась преемственность между деревней XVI века и современным городом.
В 2024 году в Подпорожье проживало 15512 человек, но, как пишут в интернете, существует тенденция негативной динамики экономического развития.
Из городских достопримечательностей Подпорожья с палубы теплохода я смог запечатлеть только Благовещенскую церковь.
Строительство церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенской церкви; Богородицкой церкви) в стиле русских православных храмов по проекту архитектора А.А.Петрова было начато в 2009 году. В 2010 году были освящены кресты, купола и колокола храма.
Над кронами деревьев возвышаются голубые купола храма и трёхъярусной колокольни.
Приближаемся к Подпорожскому железнодорожному мосту. Правый берег Свири (менее километра до моста) – это уже территория Никольского городского поселения.
Напротив, на левом берегу Свиири, по прежнему Подпорожье. Судя по карте, за деревьями скрывается посёлок Погра (бывшая деревня) в составе города. На берегу – местные жители на прогулке.
Подпорожский разводной железнодорожный мост – вид сверху по течению.
Однопутный трёхпролётный железнодорожный мост был построен в 1914 году. В 1934 году, во время строительства Нижне-Свирской и Верхне-Свирской ГЭС, для обеспечения прохода крупных судов русловое пролётное строение было перестроено в вертикально-подъёмное. В 1943 году опоры были взорваны, после войны в 1946 год мост восстановили.
В 1915 году было принято решение построить выше по течению второй железнодорожный мост, но работы не были завершены. Опоры этого недостроенного моста сохранились до нашего времени. В 1941-1944 годах финны, оккупировавшие Присвирье, пытались построить на старых опорах автомобильный мост, но до конца дело тоже не довели.
Разводка моста (подъём руслового пролёта) осуществляется по предварительной заявке при габаритной высоте судна (груза) более 13,5 метров.
Расстояние до Подпорожского ЖД моста:
от Москвы – 1060,6 км;
от Самары – 2042,6 км;
от Верхне-Свирского шлюза – 5,3 км;
время в пути – около 30 минут.
Правый берег Свири непосредственно перед мостом.
Правобережная опора несостоявшегося моста.
Мостовая опора на левом берегу.
Когда мы проходили под мостом, русловый пролёт не поднимали.
Правобережная часть моста – вид снизу по течению.
Вид на мост снизу по течению, за мостом выше по течению видны две опоры старого недостроенного моста.
Левый берег Свири в 750 метрах ниже по течению от железнодорожного моста. Около этого небольшого заливчика через девять лет после нашего круиза в 2014 году будут располагаться опоры Подпорожского автомобильного моста (Моста Победы), построенного в 2020-2023 годы – на 3 года раньше запланированного срока.
P.S. Спасибо Петру Смирнову - позволил дополнить мой рассказ своей красивой фотографией красивого моста Победы.
Мы прошли от Верхне-Свирского гидроузла вниз по Свири в пределах города Подпорожье, в следующей статье продолжим плавание по Подпорожскому району.
Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.
Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!
#ленинградскаяобласть #свирь #путешествия #путеводитель #подпорожье