Постепенно я начинаю привыкать к современному балету. Всё больше я смотрю какие-то новые постановки, привыкаю к специфическим движениям и антуражу. Вот уже года три люблю смотреть короткие танцы на 5-10 минут максимум, но к цельному балету всё ещё отношусь с осторожностью. Именно по этой причине к «Буре», которая стояла премьерой этого сезона, я отнеслась без эффекта трепетного ожидания. До самого последнего момента я не знала: идти или нет, но цена билета в 400 рублей оказалась слишком приятной. Так какой оказалась для меня «Буря»?
Действие в целом цепляет и выглядит даже хорошим. Начало а капелла показалось необычным для балета. Да, во многих постановках используется хор, но чтобы прямо с самого начала и мужское а капелла — встречается впервые мне. Потом эту природность продолжают барабаны и тамбурин, в этом уже есть что-то морское и английское. Вообще вся музыка (за исключением одного фрагмента) для меня являлась ярким образом корабля, его шума, непосредственно образом волн и ветра, а также английского или шотландского стиля. Вот как только вы слышите про культуру Англии, Шотландии средневековья, то что у вас происходит в музыкальных ассоциациях? У меня точно много ударных, тамбурин, волынки и клавесин. Так вот всё это и оказалось сердцем музыки балета. К этому также добавлялись флейта и струнные, но это уже картина природной части спектакля.
Итак, на сцене вокалисты и много моряков, приглушённый свет и чувствуется по настроению, что на сцене происходит шторм. Один из задников сцены поднимается после окончания вокальной партии и можно увидеть большее пространство сцены. В этот же момент в музыке звучит фрагмент Мусоргского «Ночь на лысой горе». Это я бы, наверное, назвала небольшим оммажем к композитору, поскольку фрагмент совсем небольшой, это буквально первые такты произведения, эти пассажи, которые можно запросто узнать. Намеренно это или нет — сложно сказать, но слух музыканта улавливает подобное и распознаёт, с этим ничего не сделать. С каждой фразой музыка становится всё громче, интенсивнее и оркестр кажется той волной, которая на тебя несётся. Вообще, оркестровая яма была заполнена на максимум и оркестр в этот вечер звучал очень здорово и прекрасно, заполняя своим звуком весь зал.
Конечно декорации кажутся немного странными на первый взгляд. Многие зрители говорят, что это похоже на «Танцеманию», но я её не видела, поэтому не берусь судить. Мне в целом показались художественные решения интересными. Например, основной фон в лампочках является стандартной имитацией волн и сетки в архитектуре, интерьерах. А вот сверху спускается много разных странных вещей: изогнутые линии, конструкции похожие на окна, кольца, звёзды. Все эти вещи, которые иногда появляются, всегда сопровождаются лучами. Они имеют разный свет с разным направлением, часто в разных местах. В интервью как раз говорилось о том, что свет будет играть роль в постановке, с чем я абсолютно согласна, так как он действительно создаёт необходимую атмосферу, кадрирует сцену не просто как пушка световая, а маленькими точечными линиями. В завершении блока про декорации не могу не отметить финальный задник, который оказался зеркальными панно: это конечно не прямо зеркало, а, скорее, размытые отражающие тёмные поверхности. Мне лично очень понравилось это решение, поскольку таким образом не только расширяется сцена до потенциального острова, но и появляются "тени", которые отлично вписываются в сюжет, где задействованы духи и магия.
Стоит всё-таки вернуться к самому танцу, всё же у нас балет. Мне понравились движения, поскольку они были плавными, выражающими эмоции и так или иначе передавали сюжет. По самой постановке общая картина, которую в своей пьесе создал Шекспир, читается для меня спокойно. Да, если не знать пьесу совсем, то вряд ли что-то будет понятно, но если примерно знать сюжет (я, например, пьесу читала очень давно и не освежала в памяти), то всё будет ясно. А вот либретто читать не советую, так как оно слишком уж краткое и почти никакой информации не даст. Лучше уж на брифли прочитать краткое содержание пьесы, наверное. В первой картине зрителю показали шторм, танцовщики быстро перемещались, добавляя качающие движения и имитируя раскачивание корабля. Среди них сразу глаз падает на Вячеслава Лопатина (Ариэль) с его плавными вращениями корпуса и мышцами, которые чуть ли не перетекают по телу, когда танцовщик делает элемент. Во второй картине мы видим уже Маргариту Шрайнер (Миранда), которая хорошо исполняет сольные фрагменты, но очень уж грустно и меланхолично, от чего общая картина на сцене затягивается на это время. Плюс, в этой же картине были жете с согнутой сзади ногой, выглядело для меня несколько странно (я говорю только с позиции зрителя, скорее всего, такое движение есть и даже как-то называется, но для меня не очень эстетично). В дуэте с Игорем Горелкиным (Калибан) были высокие поддержки с быстрыми заходами, что не может не радовать. Кстати Игорь Горелкин для страшного и противного духа Калибана оказался уж слишком красивым. В его персонаже не чувствовалось злобы, это был, скорее, просто противный персонаж и слегка комичный. Смешной в совей злобе и ненависти к другим, хотя в дуэте с Маргаритой Шрайнер был достаточно жёстким и резким в движениях.
На сцене также находится Денис Савин (Просперо), которого я не узнала сперва из-за какого-то безумного настроения его персонажа. Все его движения пропитаны властностью, тяжестью ответственности и настоящим безумством, что потом ещё больше раскроется. Сейчас же я смотрю на фотографии из социальных сетей театра и взгляд меня немного пугает, настолько сумасшедшим он кажется мне. Все магические необходимые движения были в танце, причём точки рук усиливались аккордами в оркестре, ещё больше иллюстрируя возможности и могущество персонажа как такового. По моим ощущениям в пьесе Просперо был не таким безумным, но такая интерпретация Дениса Савина мне всё же понравилась.
Далее по сюжету Ариэль приводит Фердинанда (Алексей Путинцев) к Миранде. Здесь происходит очень красивое па де труа, если этот термин можно перенести на современный балет. Движения у танцовщиков кажутся чем-то похожими, но при этом отличаются и всё-таки характерны для самих персонажей. Во время этого танца создаётся ощущение, что движение и соло передаются от одного к другому, что выглядит красиво и отчасти поэтично. Затем Миранда и Фердинанд остаются вдвоём, звучит что-то вроде "игрушечной музыки" с трещёткой, отрывистыми мелодиями, флейтой и клавесином. В самих же движениях есть изучение партнёра, когда касаешься и одёргиваешь руку или протягиваешь её, есть резкие повороты и наклоны головы, которые делают дети, когда на что-то внимательно смотрят. Мне кажется этот ход действительно хорошим, поскольку любовь, которая зарождается между героями очень уж наивная и искренняя. Именно такая детская непосредственность может передать зрителю это ощущение.
Во время последней картины первого действия весь кордебалет выстраивается в линию и постепенно выходят с заднего плана сцены вперёд. Духи в исполнении артистов выглядят устрашающе и даже потом, когда эта идея повториться ближе к концу балета, всё равно глаза раскроются от количества людей и того, как величественно выглядит этот шаг. Потом сверху спускаются кольца, которые подсветятся, стоит голове одного из артистов оказаться на уровне данного предмета. Когда обидчики Просперо уходят, то начинается гнев последнего, что Денис Савин отыгрывает смело и его резкие движения вновь пугают, так как при вот этом ощущении сумасшествия в его игре, все движения кажутся выкрученными полностью до самой крайней точки.
Второе же действие началось с бурных оваций дирижёру и оркестру. Тут даже нечему удивляться, так как оркестр был хорош в этот вечер и все музыканты сделали свою работу на 100%. Отчасти именно из-за музыки и её исполнения в следующем сезоне я хотела бы вновь увидеть «Бурю». Что касается сюжета, то дальше вновь на сцене появляется Калибан. Игорь Горелкин показывает то, как он крут в подобной пластике и эмоциях. Да, всё ещё нет вот этой гнильцы в персонаже, но есть тёмная притягательность и комичность. Это красивые изогнутые линии тела, прыжки и комичные эмоции, которые всё же видны даже с самых неудобных мест зала. К Калибану присоединяются шут Тринкуло (Андрей Кошкин) и дворецкий Стефано (Алексей Матрахов). Тут же происходит сцена их знакомства, когда Тринкуло запрыгивает на Калибана, забавно по нему съезжает вниз, а потом вдвоём со Стефано они буквально заливают в него вино. Всё вместе это выглядит правда смешно, особенно учитывая позже поклоны в пол и перевороты от Калибана к его новым "друзьям".
Начиная с седьмой картины, даже с конца шестой, у меня не сходила улыбка с лица. Да, у меня не было мурашек от всего общего построения сцен, но была улыбка и восторг от того, как всё сделано. В седьмой картине зритель видит наконец-то больше духов, которые резвятся и танцуют. Это красивый мужской дуэт с прыжками, это несколько поддержек с девушками и костюмы, которые подходят духам. Уже многие зрители высказались о непотребности костюмов, но в чём она заключается? Это же стандартные костюмы для современного танца, да и как должны выглядеть духи? По логике вещей они прозрачны, невесомы, так разве нужно им ещё что-то кроме телесности образа и обозначения их границ в виде линий на телах танцоров?
Когда же выходят для дуэта Маргарита Шрайнер и Алексей Путинцев, то все движения вокруг них замедляются. Чувствуется нежность и восхищение партнёров в жестах, в поворотах головы. Когда же их вновь поглощает безумие духов, то на сцене творится настоящий праздник. Здесь же происходит сочетание английской средневековой музыки (даже в движениях мы видим вот эти стандартные элементы бального танца того времени), а затем внезапных кастаньетов и чего-то более энергичного. Лично я хочу верить в то, что подобная перекличка мелодий обусловлена оммажем к происхождению персонажей по сюжету. Более южная музыка с ярким ритмом напоминает о том, что всё-таки Просперо является бывшим герцогом Милана. Даже если это не так, я всё же хочу надеяться, что Юрий Красавин мог заложить эту идею в свою работу.
Сам праздник духов выглядит мощным по количеству артистов и тому, как они заполняют всю сцену. Да, можно многое "дочистить": расстояние у мужчин в линии, соло Ириды (Дэйманте Таранда), Цереры (Таисия Коновалова) и Юноны (Ангелина Влашинец). Танец последних меня даже чуть разочаровал, так как в нём было много классических элементов, которые просто не смогли вписаться в то, какой образ был уже создан до этого. После их танца выигрышнее смотрится своеобразное па де де Фердинанда и Миранды, где были высокие поддержки, где было много маленьких диагоналей и в танце появлялся настоящий диалог влюблённых, за которым хотелось наблюдать.
Оставшиеся картины заключаются только в том, что Просперо просто дарует всем прощение и свободу. В момент осознания, что уже по сюжету наступает этот момент, как-то грустно, что вечер подходит к концу. Хотелось бы ещё смотреть на остров духов и на Дениса Савина, который воплотил образ несколько уставшего, отчасти безумного, но всё же справедливого мага. Честно говоря, мне хотелось бы увидеть ещё больше его танца. Мне нравится, как Денис Савин смотрится в современных постановках, как он выражает эмоции. В случае роли Просперо хотелось просто больше его видеть непосредственно в танце, а не просто фигурой.
Что можно сказать про премьеру? Это короткий, но симпатичный балет, который хочется пересмотреть и переслушать (особенно второе действие). Здесь есть игра со светом, красивая музыка и общая картина на сцене оказывается очень приятная. Костюмы хоть и не понравились кому-то, а мне показались вполне уместными. Были отсылки к культуре Древнего Египта в виде "ожерелья" Просперо; была маска у Ариэля, которая чуть размывала образ и превращала артиста в бестелесного духа; в конце концов, когда того же Ариэля Просперо отпускал, то его костюм частично спал, а я даже и не заметила, каким образом это произошло. Иными словами, все костюмы для меня соответствовали сюжету и постановке. Да, к сожалению, в этот вечер были неточности, за которые взгляд зацепился, но они не помешали цельному восприятию. С этим же мнением согласен и зал, ведь занавес открывался три раза, а зрители одарили артистов бурными овациями много раз. От самой постановки остаются хорошие впечатления и пусть по коже не прошёлся табун мурашек, не было трепетного вздоха от того, что происходит на сцене, но на лице остаётся улыбка от того, как подошли все к работе. Из зала я уходила довольная и не пожалела, что смогла посмотреть эту премьеру. Надеюсь, что в следующем сезоне по эмоциям и движениям артисты поднимут планку выше и постановка будет играть новыми красками.
Вот и подошёл к завершению сезон 23-24 у меня, немного грустно, что он уже заканчивается. Однако это значит, что впереди новый с премьерами, с впечатлениями и эмоциями! В сентябре уже точно наметила посещение «Спящей красавицы», надеюсь на гастроли Михайловского театра и всё же планирую досмотреть весь балетный репертуар Большого. Конечно же не буду забывать о концертах, которые также есть в моих статьях. Спасибо, что остаётесь со мной! Благодарю вас всех за комментарии и поддержку! До встречи в сезоне 24-25 с новыми заметками о культуре!