Есть у нашего народа существенный недостаток: мы очень любим "париться" по поводу общественного мнения, даже если на это мнение надо, в сущности, болт положить. Общество же, памятуя об этой особенности, обожает залезть в чужие жизни со своим Очень Ценным Мнением и осудить то, что никак его не касается - а многие покорно слушают эти мнения и идут на поводу у их носителей.
Нет, посплетничать любят люди любой национальности и в любой стране. Даже вынести диагноз "аморальное поведение" могут. Но, как правило, сплетни эти не выйдут за пределы узкого круга и не станут известны предмету обсуждения - а в глаза предмету все будут мило улыбаться и никак не выражать своё мнение. У нас же люди очень любят собственные фантазии вываливать на окружающих, да ещё и ожидать поддержки от других "мимокрокодилов".
Вот, например, у некоторых членов общества пунктик по поводу длительности траура по погибшим близким. Казалось бы, Ваше мнение по этому поводу - это исключительно Ваше мнение, и только Вы сами себе судья, если поступите не так, как считали заранее. Есть церковные правила приличия: по мужу/жене год траур носить - это более-менее обязательно для верующих, хотя даже тут порой священник может вдове или вдовцу дать благословение на новый брак раньше. Для атеистов вовсе нет никаких правил. Большинство, конечно, не афиширует свои новые отношения в течение первого года, но это скорее не из "приличий" чисто мнимых, а из опасения получить иррациональное осуждение знакомых.
Навязывать другим людям собственные мировоззрения и жизненные ценности мы не имеем права. Если кто-то поступил вразрез с нашими ценностями - его можно (и нужно) исключить из нашей жизни. Например, я (как и автор статьи выше, кстати) категорически не переношу вранья. Если я узнаю, что кто-то из моих друзей/подруг изменяет или ещё как-то обманывает жену/мужа (девушку/парня, сожителя), то этот человек в числе моих друзей не задержится. Но ходить и перемывать ему кости, мол, "ах какой ужасный человек, да как ты мог посметь так поступить" - увольте! У человека такое восприятие мира. И мне с ним не по пути, но это - мои проблемы, а не его!
Или, скажем, идёт по городской улице такой престарелый мачо лет 50 с лишним - и лишнее у него не только в возрасте, но и в килограммах на животе - рубашка нараспашку, морда красная, пот ручьями... Неприятно? Однозначно. Я отвернусь или отойду, чтобы это чудо не видеть. Но зачем начинать обсуждать и осуждать его, да ещё и вслух? Мало ли, какие причины у человека неопрятно выглядеть! Может быть, он сердечник, может, задыхается в жару; может, в аптеку спешит за лекарствами, а не в ларёк за опохмелкой - да мало ли! Это его жизнь, нам в ней мест нет - если только он, конечно, не полезет заплетающимся языком делать комплименты встреченной пятнадцатилетней девочке. Но тут тоже сплетничать не время - надо пресекать правонарушение.
Или ещё есть мода на пирсинг во всех местах, или татуировки - тоже терпеть не могу такое, но, опять же, не считаю себя вправе что-то людям диктовать. Мне с ними рядом неприятно находиться - но это моя проблема. Обсуждать, что "чего люди с собой натворили?" часами с бабушками на лавочке я точно не стану. Да и сами бабушки, устраивающие такие обсуждения, мне не менее противны, чем осуждаемое ими явление.
Впрочем, на Западе додумались до похожего на нашу национальную традицию "клейма" общественным мнением: пресловутой культуры отмены. Если кто-то решил, что ты не соответствуешь их моральным идеалам, то на тебя навалится куча проблем. И вот такого бы откровенно не хотелось увидеть. Потому что у нас такие "отмены" запросто превратятся в истребление. И иррациональный на данный момент страх перед общественным мнением станет вполне себе даже рациональным - ведь малейшее несоответствие этому мнению может стоить и работы, и положения в обществе, и друзей.
Не надо так.