В начале этого лета меня осенило: мне нравится в Москве, мне нравится ходить пешком, а значит мне вдвойне понравится ходить пешком по Москве. Я, конечно, за 34 года проживания в столице и так довольно много тут шагов прошла, но это другое. Сейчас мне захотелось научиться приезжать в центр и там ориентироваться в пространстве и времени. В этой статье расскажу о своих успехах 🙂
Чтобы не изобретать велосипед, я зашла в книжный магазин и купила книгу с предлагаемыми маршрутами:
Всего там семь маршрутов, каждый обозначен на карте и описан в тексте. Я решила внезапно начать с первого. Из спортивного интереса сначала пыталась ориентироваться по карте, напечатанной в книжке, но быстро бросила затею и достала телефон. Вот тот же маршрут, отмеченный мной на Яндекс картах:
Чтобы сразу прыгнуть из туриста в экскурсоводы, я пригласила подругу Веру составить мне компанию. На выходе из метро Кропоткинская я указала на Храм Христа Спасителя и начала экскурсию:
– Этот храм взорвали…
– Опять?! – испугалась Вера.
– …в 1931 году. Что?! Нет, один раз взорвали. Потом хотели там строить Дворец Советов, но в итоге получился бассейн «Москва», а в 1999 храм восстановили.
Тут я поняла, что не могу просто так взять и воспроизвести по памяти недавно прочитанную страницу с историческими фактами о храме, и предложила идти дальше, на Патриарший мост. С него открывается вид на множество знаменитых зданий, из которых мне почему-то больше всего запомнился Дом на набережной. Построен он был для советской элиты, но в 30-е эту элиту репрессировали. Смотришь на этот дом и думаешь о печальных историях, страшных легендах и дорогущих квартирах с видом на Кремль. Это, кстати, отдельное развлечение: проходить мимо какого-нибудь важного, но жилого дома и искать на Циане, сколько там стоят квартиры. В Доме на набережной – от 60 миллионов («пфф, я думала больше»).
А Вера обратила внимание на домик повеселее – Доходный дом З.А. Перцовой. Художник Сергей Малютин нарисовал дом-сундук в русском стиле, а архитектор Николай Жуков взял да и превратил это в настоящий жилой дом (дело было в 1907 году). Там потом сдавали квартиры людям искусства.
С моста мы, согласно плану, пошли на улицу Волхонку. По пути какой-то интересующийся мужчина попросил у меня разрешения сфотографировать мою книжку и спросил, хороша ли она. «А то ходим по картам в телефоне», – прокомментировал мужчина. Я честно призналась, что только начала осваивать книжку, и её наличие не мешает мне ходить по картам в телефоне. По Волхонке мы тут же дошли до музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. У него стеклянные купола, потому что в конце XIX века, когда музей проектировали, считалось, что нужно смотреть произведения искусства при естественном освещении. Мы в музей не пошли, а остались при естественном освещении смотреть на него снаружи. И нюхать. Жарким летним днём там прекрасный хвойно-розовый аромат. Пожалуй, я бы осталась там посидеть подольше, но не хотелось так быстро сходить с дистанции. Кроме того, нужно было посмотреть на музей с другой стороны: если зайти сбоку, в Малый Знаменский переулок, то можно увидеть на камне фасада следы бомбардировок 1941 года (там висит табличка, чтобы было проще найти).
Далее в Малом Знаменском переулке две женщины спросили меня «Где мы?!» и я объяснила, что в Малом Знаменском переулке. Приятно знать, где ты. Чуть дальше по переулку – Антипиевская церковь (и кафе), а потом – детский музей «Мусейон».
Малый Знаменский переулок упирается в улицу Знаменку, что даже звучит логично. Если немного пройти по ней в сторону Кремля, то можно остановиться и поразиться Дому Пашкова. Он был построен в 1785 году неизвестным автором для нетитулованного дворянина, и из окон дома можно было сверху смотреть на царский дворец. Разбогател Пашков «на винных откупах» (рискну предположить, что это как-то связано с продажей алкоголя).
Потом Дом Пашкова стал музеем, библиотекой, а затем книг стало так много, что рядом построили новое здание – Библиотеку имени Ленина. Идти к ней нужно вдоль оживлённого дорожного движения на Моховой, что не очень приятно, но недолго. Перед библиотекой, как обычно, сидит Достоевский, а вокруг него организовали много цветов и лавочек.
В результате на пересечении Моховой и Воздвиженки можно вполне приятно посидеть и поразмышлять. Наши с Верой размышления быстро привели нас к тому, что мы устали, хотим есть и вторую половину маршрута освоим в другой раз. А там много интересного. Например, храм, который «приподнят на высокое гульбище, состоит из трех восьмериков, поставленных пирамидой на четверик». Я его сфотографирую и расскажу потом, во второй части 😉