Найти тему

Малхолланд Драйв

Зачастую знаковое признанное кино не блещет простыми трактовками и внятным повествованием. Хорошее кино заставляет думать, сопоставлять на разных уровнях, обращаться к сторонним знаниям и ощущениям от просмотра. «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча выделяется даже среди собратьев. Это увлекательный, эмоциональный и крайне загадочный фильм, который оставляет зрителя в полном замешательстве. Подсказки, символы, отсылки – всё перед глазами, но картинка никак не складывается. Почему же так происходит? Дэвид Линч за свою карьеру успел порадовать зрителей огромным количеством не менее загадочный картин. Зачастую его работы преодолевают все границы привычного нам повествования и рассказывают историю настолько запутанно, метафорично и непонятно, что происходящее кажется не более чем бредом. За одним исключением – картины Дэвида Линча пробивают на эмоции и так или иначе вызывают ассоциации. Попробуйте оторваться от привычного способа поглощения истории, и смысл в «бредовой» картине откроется сам. Будет ли он перекликаться с задумкой режиссёра, значения никакого не имеет. Дэвид Линч свои работы никогда не поясняет, а его подсказки к «Малхолланд драйв» и вовсе ощущаются не более чем насмешкой. 

Так или иначе, сложность восприятия фильма никак не мешает говорить о нём и обсуждать поднятые проблемы. За спутанностью сюжета угадывается рассуждение о тёмных сторонах любви и киноиндустрии. Вместе с тем несложно расшифровать и структуру фильма — противопоставление реальности и фантазии. Если предположить, что жизнь неудавшейся актрисы Даян – реальность, то загадочное приключение Бетти и Риты – отражение её переживаний. Это улавливается в подчёркнутой сказочности, таинственности повествования. Всё походит на увлекательный, запутанный, непоследовательный сон. В нём смешиваются необъяснимые события, отдалённо знакомые лица и мистика. В реальности Даян заказывает убийство бывшей любовницы и очень от этого решения страдает. Её чувства выливаются в фантастический сюжет, роковые слова «эта девушка» звучат из уст выдуманного режиссёра, впечатлительный следователь олицетворяет тревогу, а поведение Риты кажется очень контрастным и, главное, желанным в сравнении с дерзкими выходками Камиллы. Сама Бетти живая, вдохновлённая, наполненная мечтами – может быть, такой были и Даян, когда ехала к своей мечте в сопровождении вечно улыбающейся пожилой пары, который затем становятся для неё символом падения.Основная часть фильма – это прекрасная жизнь, о которой мечтала Даян, это её ответ на всё плохое, что сама она совершила в реальности. 

Важно, что даже при наличии иллюзии понимания сюжета, вопросов всё равно останется предостаточно, но это никак не должно портить впечатление от просмотра. Можно не уловить связь, но всё равно проникнуться историей, потому что тревога, переживания и сожаление считываются интуитивно, и картина в любом случае становится увлекательным опытом вне зависимости от полного понимания. Как «звучит» со сцены клуба Silencio, всё является иллюзией. Иллюзия – всё происходящее с персонажами, иллюзия – и сам кинематограф. Мы знаем это, но испытывать неподдельные эмоции не перестаём. В поисках достоверной трактовки «Малхолланд Драйв» следует понять главное – единственной трактовки не существует в принципе, поскольку иллюзию истолковать невозможно. Но та же иллюзия, какой бы запутанной она не была, всегда вызывает переживание, построенное на личных ассоциациях, что и является ключом к загадочному «Малхолланд Драйв».