Так вот... я опять написала сказку. Бурятскую НЕнародную. Одну такую, про то, почему зиму назвали зимой, я уже писала. Теперь вот написала ещё одну. Про то, откуда в Байкале нерпы.
До сих пор никто это точно не выяснил, хотя, многие очень старались. А я — бац!.. и сразу историческую версию. Причём имейте ввиду — версия как раз не моя. Версия исключительно бурятская. Я лишь провела изыскания в части мифологии и литературно изложила.
Можно прямо брать и защищать диссертацию. Мне самой лениво и что-то жарко сегодня, но, может, кто возьмётся? Это ж прорыв! Успешный успех и грандиозное достижение! Сразу симпозиумы пойдут... мировая наука вперёд двинется семимильными шагами... общественность опять же ликовать начнёт.
Нет желающих? Ладно... я пока начну, а вы пока подумайте. Итак...
ОТКУДА В БАЙКАЛЕ НЕРПЫ
В незапамятные времена, когда в Байкале ещё не переловили всех осетров, и протоны не топтались без дела в адронном коллайдере, а буряты не лепили для капризных туристов веганские буузы, правил вселенной Всемогущий Хормуста.
Был он необыкновенно хорош собою, высок, строен, силён. Импозантный был как Никита Михалков и харизматичный как Гоша Куценко. Старики утверждали, что и руководителем он был очень даже компетентным: с миром управлялся грамотно и возникающие проблемы решал споро и сноровисто.
Вот только нрава Хормуста был жутко вспыльчивого, неуважения не терпел и в гневе был необузданный. Чуть что не так, выражался неприлично, топал ногами и швырялся неприколоченными предметами.
Рождён был Хормуста самой Матерью Землёй от Вечного Неба. И лишь к ним он относился с должным почитанием и пиететом. На подданных же поглядывал сверху вниз и выказывал небрежительность.
Жён у Хормусты было много, ибо с его-то харизмой да при всех прочих талантах девушки и женщины сопротивляться не могли и шли за ним в огонь и в воду, такой он был божественно обворожительный — пленительный взгляд, магическая улыбка и суперширокие плечи повышенной уютности. За таким — хоть на край света.
Дети у Хормусты рождались ошеломительной красоты и привлекательности. Глаз да глаз был нужен за ними. А многие так ещё и характером шли в папашу — дерзкие, взрывные, своенравные. Приходилось проявлять суровую воспитательную необходимость — ставить в угол, пороть ремнём, а иногда и лишать мороженого. И в большинстве своём дети родителя ценили и уважали и, не сказать чтобы ходили по струнке, но в целом вели себя пристойно и в школе учились почти на пятёрки.
Но однажды случилась катастрофа. У одной из дочерей Хормусты внезапно выросло всё для любви и высоких отношений. И, пока папаша нечаянно отвлёкся на управление миром, девица вышла погулять на свежий воздух и встретила кого попало где ни попадя... Звали девицу Тэмултэй, что в переводе на привычный нам русский означает "пылкая". И понятно, что с таким именем у девицы не было перспективных шансов на приличное матримониальное будущее.
Кто попало оказался негодяем. Он завлёк Тэмултэй в пучину страсти и даже не предложил замуж. Испытав чудные мгновения, он бросил Тэмултэй на волю судьбы и скрылся в неизвестном направлении. Она же, вернувшись под крышу дома своего, через девять месяцев обнаружила, что папенька на днях, возможно, будет сильно-сильно ругаться.
И вот, чтобы не получить от отца по заднице неприколоченным предметом, Тэмултэй обернулась горной козой и скакнула с неба на землю. И родила там двоих сыновей и дочь. И оставила их на попечении батюшки Байкала.
У старика Байкала имелся достаточный опыт по части пестования младенцев. Как опекуну ему вообще не было цены. Дети были под присмотром, на свежем воздухе, спать ложились вовремя и питались здоровой пищей с высоким содержанием фосфора. К тому же и сама Тэмултэй была не просто так, а всё-таки богиней, дочерью Всемогущего Хормусты, внучкой Матери Земли и Вечного Неба. И потому малыши её росли не по дням, а по часам.
А в это же время где-то в глухой тайге жили две старухи-шаманки. Одну звали Асуйхан, что значит "умеющая спрашивать", а вторую — Хусайхан, что значит "умеющая отвечать". Шаманками они были выдающимися, силами обладали незаурядными, а возможностями феноменалными. Переговоры могли вести с духами самой разной степени подчинённости и богами разной степени ответственности. Ну, и в общем и целом владели вековой мудростью предков в изрядном объёме.
И всё бы было ничего. И карьера у них спорилась. И менеджмент был на уровне. И таргетинг с маркетингом ладились. Но были те шаманки одинокими и бездетными, и как женщины совершенно нереализованными. И оттого грустно им было в глухой тайге. И не для кого было печь шанюжки, варить кашу и петь колыбельные песни. И хотелось вокруг детского смеху, искристого веселья и прочих радостных радостей.
И вдруг одна болтливая чайка растрезвонила по округе про то, как старик Байкал взял на воспитание внуков самого Хормусты.
"Вот он, наш шанс обрести, наконец, материнское счастье!" — вскричали Асуйхан и Хусайхан, прибежали на берег Великого моря и совершили тяжкое преступление, именуемое в народе киднеппингом. То есть попросту выкрали у Байкала его подопечных.
Конечно, всё было не так сразу. Сначала шаманки долго шли, потом долго следили из кустов в бинокль, ждали, когда Байкал отвлечётся, задремлет, закемарит на вечерней заре. Потом подкрадывались потихоньку... то бочком, то ужиком, то на цыпочках... Но, в конце концов, схватили детей, связали и запаковали по рюкзакам... И-и-и-и... понеслись, не чуя ног, вскачь да вприпрыжку.
Но ведь не тут то было!
Ясное дело, что мальчикам жаловаться и звать на помощь не пристало, но девочка-то закричала так громко, как только смогла: "Пробудись, отец-молочное море и мать-пылкая страсть! Спасите нас от чужой любви! Верните волю свою!"
Встрепенулся старик Байкал, вздыбился от возмущения и взметнулся до небес страшною бурей. Сигнализировал, значит, мамаше Тэмултэй о происшедшем. Ну, Тэмултэй обернулась вновь горной козой и вновь скакнула с неба на землю.
И тогда хлестанул Байкал всед убегавшим волною неистовой. И сбил с ног нахальных воровок. А Тэмултэй разбежалась и боднула обеих в спину, сначала Асуйхан, а за ней и Хусайхан. Лопнул у шаманок один рюкзак. Выскочил из него один брат, обернулся чёрным соболем и ускакал в тайгу. Лопнул второй рюкзак. Выскочила из него девочка, обернулась искристою нерпой и уплыла в море.
Сообразили старые шаманки, что с материнством вновь незадача вышла, и взмолились громко и со слезой в голосе.
"О, великая богиня Тэмултэй!, — заголосили они, — О, Байкал-батюшка! Будьте милосердны! Позвольте нам любить вашего мальчика как своего сына, растить, холить, мудростию наделять! Потому что нет у нас никого на этой земле, кроме друг дружки. И некого нам беречь и согревать сердцем своим!"
Послушала их Тэмултэй, взглянула пристально в глаза. Видит, что в принципе-то старухи — дамочки положительные. И детей любят, и обстановка у них опять же подходящая, и жильё отдельное, и доходы стабильные. Ну, и вошла, значит, в положение. Тем более, что признаваться папаше о своих похождениях считала всё ещё преждевременным.
И сказала тогда Тэмултэй: "Ну, так тому и быть! Пусть дочь моя живёт в Великом море Байкале и зовётся Хаб загасан, что значит нерпа. И пусть один мой сын живёт в могучей тайге и зовётся Булагат, что значит "соболь". А другой мой сын остаётся жить среди людей и зовётся Эхирит, что значит "его брат-близнец". И пусть все трое будут неразрывно связаны друг с другом, как связаны между собой человек, тайга и Байкал-море".
И вот так оно всё и закончилось...
Или, наоборот, ещё только-только началось и дальше всё будет намного интереснее.
© Окунева Ирина
Вот и всё!
На всякий случай вот снова ссылка на мою предыдущую сказку.
Приглашаю подписаться на мой канал. Обычно здесь весело.
Я пишу про себя, про мужа Юрьича и про пёселя с длинным именем ЛучшийдругвместоКузиНашпесдюкМитька. Что-то вроде дневника.
И ещё рассказы пишу (а иногда и сказки).
Лёгкие, добрые и весёлые.
Просто про людей, каковыми мы с вами есть на самом деле. И мои рассказы никогда не оканчиваются грустно. 😊😜
Загляните в Подборки, там всё понятно.
И да, Пост-знакомство вот.
Добро пожаловать!